Зауре Сеитова: На рынке страхования возможны перемены

14844

О ситуации на рынке страхования в Казахстане, необходимых изменениях в законодательстве, перспективах развития и тенденциях в интервью Forbes.kz рассказала Председатель Правления страховой компании AMANAT INSURANCE Зауре Сеитова

Зауре Сеитова.

F: Зауре Байдаулетовна, что в настоящее время происходит на рынке страхования нашей страны?

- На сегодняшний день страховой рынок Казахстана представлен 34 организациями, из них 7 - по страхованию жизни, остальные компании работают по схеме non-life.  Рынок страхования показывает положительную динамику. Если сравнить объемы сборов за 9 месяцев прошлого и этого года, то рынок вырос на 28,6%. При этом страховые выплаты снизились на 14,9%. Рынок же «общего страхования» вырос на 31,2%.

F: Какой вид страхования доминирует?

- Локомотивом развития рынка является страхование физических лиц. На сегодняшний день этот сегмент уже поделен между крупными игроками. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке юридических лиц. Однако здесь  еще сохранилась прослойка компаний, которые реагируют на специфические особенности и переходят от одних страховщиков к другим.

F: Можно ли сказать, что рынок замер, или находится в стагнации?

- Я бы сказала, что, рынок занял выжидательную позицию. Сейчас происходят внутренние качественные изменения страховых компаний,  повышается уровень сервиса и  предоставляемых услуг.

F: А какие продукты страхования более популярны?

- Наиболее популярный вид - безусловно, автострахование. В качестве положительного фактора можно отметить, что количество автолюбителей, которые оценили все преимущества КАСКО, с каждым годом растет.

В летний период отпусков повышается спрос на международное страхование туристов. Этот класс страхования очень привязан к сезонам.

Что касается юридических лиц, то они активно заключают договор страхования имущества, создавая тем самым максимально необходимые условия защиты своего бизнеса. В качестве элемента социального пакета для своих работников все больше компаний приобретает медицинское страхование.

Также, исходя из специфики своей деятельности, корпоративные клиенты заключают договора по страхованию грузов, гражданско-правовой ответственности и др.

F: Возвращаясь к автострахованию могли бы Вы сказать, каковы преимущества КАСКО в сравнении с обязательным автострахованием?

- Страховщики на постоянной основе консультируют население по вопросам различия обязательной страховки и страхования КАСКО. Особый акцент делают продавцы на том, что если вы виновны в ДТП, то ОГПО ВТС  убытки, причиненные вашей машине - не покроет. Обеспечить должный уровень финансовой безопасности для вашего транспортного средства, может только КАСКО. Перечень рисков, покрываемых КАСКО, не ограничивается одним лишь ДТП, в договор страхования вы можете включить защиту от стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, наезда на предметы и др. Кроме того по договору КАСКО машина будет застрахована на полную рыночную стоимость.

Для того, чтобы страхование КАСКО было доступно для всех слоев населения, страховой рынок Казахстана предлагает широкий перечень программ. Например, в нашей компании представлены 4 программы – AMANAT Minimum, AMANAT Econom, AMANAT Optimum, AMANAT Maximum. Тарифы этих программ зависят от набора рисков, условий по франшизе, амортизационному износу, по вызову дорожной полиции, наличию услуги СТО.

F: А есть ли у вас какие-либо особые предложения для автовладельцев?

- В сентябре 2012 года мы запустили новый продукт «Фамильное КАСКО», не имеющий аналогов в Казахстане. Это страховые программы для физических лиц, указанные ранее. Но теперь фамилия клиента поможет ему получить особую скидку при  покупке полиса  добровольного автострахования. В название своего продукта мы закладывали тройной смысл: используя фамилию клиента, мы его персонифицируем, мы продолжаем семейные традиции, и прививаем фамильные ценности, если говорить о страховании всей семьи. Говоря про первую составляющую, купить этот продукт можно, зарегистрировавшись у нас на сайте.  Однофамильцы создают определенные группы. При вступлении определенного количества людей в эти сообщества, они получают скидку на страхование. Размер ее зависит от количества однофамильцев, и варьируется от 10 до 25%. Кроме того,  зарегистрировавшись в качестве пользователя, клиент получает право участвовать во всех акциях компании. 

F: По-вашему, необходимы ли какие-либо изменения в сфере обязательного страхования?

- Как и любой финансовый институт, рынок страхования постоянно изменяется. Некоторые его аспекты остаются неадаптированными к современным реалиям. Например, по казахстанскому законодательству размер страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, въезжающих на территорию РК, существенно ниже размера премий при въезде на территорию России, и это требует обсуждения на правительственном уровне. Возможность снятия запрета для страховых компаний по общему страхованию - заключать договора обязательного страхования от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей.

F: Стоит ли в Казахстане все виды страхования сделать обязательными?   

- Не думаю, что для нашей страны это актуальная инициатива на данном этапе. На западе страхование является обязательным не законодательно, а в силу жизненных потребностей.  Там даже простые операции стоят  недешево. Без медицинской страховки покрыть такие расходы крайне сложно. То есть  государством изначально была создана очень развитая инфраструктура, и чтобы у человека была возможность пользоваться всеми ее благами, он покупает различные виды страхования. Наша же страна развивается несколько другими темпами и не совсем по идентичному пути. У наших сограждан пока нет полного понимания преимуществ страхования. Поэтому в качестве обязательного можно внедрить страхование имущества. Данный шаг был бы также уместен по отношению к медицине и страхованию жизни, но здесь есть проблема. По нашему законодательству выплаты по страхованию жизни облагаются налогом, так что получается, что человек копит-копит, а в итоге инвестиционный доход в страховой компании после вычета налогов ниже, чем депозит. И никто не понимает, что внутри заложена рисковая часть, и выплата производится 100%, когда происходит смерть в результате несчастного случая.

F: Что ждет рынок страхования в ближайшие 5 лет?  Можно ли сказать, в каком направлении он движется?

- В связи с тем, что со стороны надзорных органов идет ужесточение нормативных требований к страховым компаниям, возможна дальнейшая тенденция слияния, поглощения слабых игроков более сильными.

Также на уровне Ассоциации страховых компаний обсуждается ряд проектов, которые, если будут приняты Правительством, существенно увеличат прирост объема страховых премий.  Например, уже давно назрела необходимость внедрения обязательного страхования имущества от катастрофических рисков. Внедрив его, мы выполним важную социальную функцию. Оно уменьшит нагрузку на государственный бюджет в случае возникновения стихийных бедствий и позволит страхованию глубже войти в повседневную жизнь населения. Кроме того - это гарантия возмещения ущерба жителям, чье имущество пострадало в результате катастрофы. Особенно актуальны такие меры для жителей регионов с высокой сейсмической активностью. 

Все это позволит страховому рынку активно и качественно развиваться. По нашим подсчетам, страховой рынок в 2015 году приблизится к объему в 300 млрд тенге. 

F: Поговорим непосредственно о возглавляемой Вами компании. В каком направлении она развивается, какие приоритеты ставит перед собой?

- Два года назад мы вошли в десятку и, не сбавляя темпов, пробиваемся вперед. По итогам девяти месяцев 2013 года, мы занимаем 7 место по объему премий среди страховых организаций отрасли «общее страхование». В стратегических целях компании - сохранение высоких позиций в данном рейтинге.

Среди приоритетных направлений АО «AMANAT INSURANCE»  - развитие розничных продаж. Для этого мы увеличиваем количество пунктов продаж, но не безконтрольно, с тщательным поиском удобных для потребителей мест. То есть мы услугу выносим туда, где находится наш клиент.

 Оптимизируем структуру внутри центров продаж, чтобы клиент мог получить необходимую качественную консультацию, оперативный сервис, оплатить услугу, чтобы ему, в конце концов, было удобно в этом офисе. То есть мы делаем упор на сервисное  обслуживание, так как хотим стать сервисной компанией.

Кроме того, особое внимание уделяем повышению культуры граждан в  части пользования услуг страхования. Проводим разъяснительные мероприятия, показываем полезные, обучающие ролики.

F: У вас уже имеются достижения, которые Вы хотели бы особо отметить?   

- В июле этого года рейтинговое агентство Fitch подтвердило нам рейтинг  финансовой устойчивости  по международной шкале на уровне «B», по национальной шкале «BB(kaz)». Прогноз по рейтингам – «Стабильный».

В июне 2013 года компания была удостоена почетного звания «Лидер Казахстана - 2013» (национальный бизнес-рейтинг). По результатам статистического ранжирования АО «AMANAT INSURANCE» заняло лидирующую позицию  в ТОП-5 по ОКЭД 65.12.2 (негосударственное страхование ущерба) среди крупных предприятий Республики Казахстан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить