Смогут ли казахстанцы забыть про наличные?

7515

Подтолкнуть к этому шагу призваны последние изменения в законодательстве

Страховой рынок последние месяцы активно обсуждает введение электронного полиса в Казахстане с 2019 года. Отказ от обязательного письменного договора страхования должен подтолкнуть рынок к дистанционному обслуживанию клиентов, что кардинально его изменит. Глобальные изменения ожидаются в принципах и способах взаимодействия страховых компаний с партнерами и клиентами, в первую очередь по обязательным видам страхования как самым массовым.

Сегодня оплата полисов страхования происходит наличными деньгами, что никак не помогает развернуть рынок в сторону дистанционного обслуживания клиентов, поэтому нужны кардинальные меры уже на этом этапе введения электронного полиса.

Последние 10 лет, с начала банковского кризиса 2008 года, страховые компании активно развивали свои агентские сети. Такой подход, несмотря на ограничение по комиссионным вознаграждениям, принёс много негативных последствий. Имеется в виду ухудшение общих экономических показателей компаний, когда появилось много недостоверных данных в системах учёта (в том числе персональных), выросло число мошенничеств, и, как следствие, возникли сложности с отчётностью и оценкой финансового состояния компаний. Данные проблемы преследуют страховую отрасль все эти годы.

Как электронный страховой полис может изменить ситуацию в позитивную сторону? Во-первых, клиенты не будут ходить в офисы компаний. Как следствие, отпадает необходимость содержать капиталоёмкие точки продаж. Во-вторых, клиенты не будут носить в офисы деньги, соответственно, отпадают издержки, связанные с этим: инкассация, недостачи, мошенничества с наличными и многое другое. В-третьих, существенно снижаются риски мошенничеств с поддельными полисами. В-четвертых, клиентам не нужно будет контактировать с сотрудниками дорожной полиции в плане предъявления им полисов, что может серьёзно снизить коррупцию. В-пятых, пожалуй, самое важное последствие – это уменьшение общих издержек для страховщиков. У компаний вырастет маржа, что даст шанс для развития добровольного страхования. Как следствие, вся отрасль получит кумулятивный эффект общего экономического развития.

Как убрать из нынешней страховой системы наличные деньги, тормозящие дистанционное обслуживание клиентов? Да, государство планирует льготы в виде 10%-й скидки для тех клиентов, кто будет заказывать полис напрямую через сайт компании. При этом есть серьёзный риск, что электронные полисы будут продаваться за наличные, в том числе и через существующие агентские сети. То есть страховые агенты так и останутся посредниками, просто будут приносить наличные деньги за электронные полисы, а не за бумажные. Как один из вариантов борьбы с наличными расчетами, с учётом географического положения, можно обязать страховые компании продавать полисы только за онлайн-оплату в Алматы и Астане.

Считаю, что искоренение наличных платежей – это важнейшая задача для дальнейшего развития отрасли. К примеру, доведение показателей до 25% оплаченных онлайн электронных полисов к 2019 году и 50% к 2020-му – вполне выполнимая задача. Она, впрочем, может показаться страховщикам нереальной. Игроки могут заявить, что рынок к этому не готов, тем самым поддержав своих агентов в угоду бумажной «цифровизации».

Помимо наличных платежей у игроков рынка существуют проблемы с Единой страховой базой данных, и пока не решены вопросы интеграции с государственными базами данных. В компаниях пока присутствует лишь простейшая автоматизация бизнес-процессов. Все это тормозит развитие рынка, отбрасывает его на пять-шесть лет назад, мешает сконцентрироваться на дальнейшем развитии мобильных услуг, систем идентификации, цифровых сервисов страхования.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить