Вопреки пандемии

20273

Назым Тульчинский: Когда гиганты индустрии только думали, как жить дальше, наши андеррайтеры из дома отвечали на сообщения брокеров и откусывали куски бизнеса

Назым Тульчинский
ФОТО: архив пресс-службы
Назым Тульчинский

Заместитель председателя правления СК «Евразия» рассказал о страховом бизнесе во время пандемии. 

Назым Леонидович, как себя чувствует «Евразия» в пандемию? Насколько пострадал ваш бизнес?

- От COVID-19 не пострадал, наверное, только один вид бизнеса, но его масштабы, надеюсь, никогда не заинтересуют Forbes. Все остальные секторы экономики, так или иначе, пострадали. Страхование всегда следует за трендами в экономике, и поэтому темпы роста отрасли серьезно просели. По сравнению с доковидным 2019 годом рынок в 2020 году вырос всего на 3,9% и составил 528,3 млрд тенге. Для сравнения, объем рынка шести месяцев 2021 года по сравнению с первым полугодием 2019 года больше на 60%.

В пандемию выяснилось, что полезно применять на практике «скучные» требования регулятора. В свое время, когда Национальный банк и Агентство по финансовому надзору (а теперь Агентство по регулированию и развитию финансового рынка) внедряли требования по наличию системы управления рисками, практики business continuity, рынок зачастую воспринимал это как лишнюю бумажную работу. Но в пандемию все эти планы сработали! Ни один банк не перестал проводить платежи, биржа работала, ни одна страховая компания не остановила осуществление страховых выплат. Кстати, агентство штрафовало участников финансового рынка, как будто пандемии нет. Финансовая система не остановилась. IT-инфраструктура позволила продолжить работу из дома, причем без единого киберинцидента. Все это, конечно, снизило негативный фон пандемии.

И, судя по отчетности «Евразии», пандемия не сказалась на вас так уж негативно...

- Да, мы смогли не только выстоять в пандемию, но и существенно вырасти. Все благодаря диверсификации бизнеса. Сегодня, к сожалению, «Евразия» - единственная страховая компания в стране, которая занимается входящим перестрахованием рисков из-за рубежа. То, что мы не смогли заработать в Казахстане, было компенсировано премиями по трансграничному перестрахованию. В пандемию наш перестраховочный бизнес вырос на 30% по сравнению с 2019 годом. Причем этот рост был интенсивным – в том смысле, что улучшилось качество рисков. Основными странами происхождения нового бизнеса стали США, Индия и Великобритания. Почему это произошло именно в пандемию? Наверное, причина в сочетании факторов. С одной стороны, весь международный рынок знает, что казахстанская «Евразия» платит убытки в течение 24 часов, вне зависимости от суммы. С другой стороны, наша команда андеррайтеров принимает решения о принятии риска в перестрахование в течение рабочего дня. И это не изменилось в пандемию. Когда гиганты индустрии только думали, как жить дальше, наши андеррайтеры из дома отвечали на сообщения брокеров и откусывали куски бизнеса. Ну и, конечно же, реакция инвестиционного блока позволила нам получить около 50 млн долларов дохода за счет отскока акций на международных рынках, которые «Евразия» смогла купить на дне.

«Евразия» довольно активна в рознице. Сказалась ли пандемия на автогражданке?

- В определенном смысле пандемия сыграла на руку всем страховщикам в автогражданке. Мы наблюдали аномально низкую убыточность по нескольким месяцам. В период локдауна и ограничений на передвижение населения количество ДТП существенно снизилось, соответственно, страховые выплаты уменьшились. Но это не повод подозревать страховщиков в получении сверхдоходов в пандемию. Во-первых, все вернулось на круги своя с открытием страны, а во-вторых, не надо забывать, что страховые тарифы на автогражданку не повышаются, а цены на автозапчасти соразмерны росту иностранной валюты.

В пандемию «Евразия» по-прежнему лидирует в этом сегменте рынка. По итогам 2020 года наша доля рынка выросла c 21% в 2019 году до 26%. По итогам 6 месяцев 2021 года «Евразия» занимает в автогражданке 27,5%.

Но и по выплатам мы остаемся лидером. По итогам 2020 года почти четверть всех выплат в Республике Казахстан приходилась на «Евразию», к 1 июля 2021 года этот показатель вырос почти до 28%.

В других условно розничных линиях мы тоже себя чувствуем довольно уверенно. По итогам первого полугодия 2021 года наша доля рынка в автостраховании достигла 22%, а по линии несчастных случаев – 34%.

Реализовались ли ваши ожидания от электронного страхования?

- Пока нет. К сожалению, до сих пор чистые электронные продажи автогражданки составляют лишь 10% от общей суммы премии по этой линии бизнеса по итогам первого полугодия 2021 года. Но нужно признать, что положительный эффект от пандемии для всего рынка электронной коммерции в Казахстане и тут не обошел стороной страховщиков. Люди, находясь на карантине, оценили удобство не только заказов еды онлайн, но и покупки страховых полисов. Начиная с марта 2020 года количество проданных полисов неуклонно росло и продолжает расти до сих пор.

Так, по итогам только семи месяцев 2021 года наши электронные продажи полисов автогражданки (как наиболее массового вида страхования, реализуемого онлайн) превысили годовой показатель 2020 года на 68%, если говорить о страховых премиях. В количестве договоров рост выглядит еще более впечатляющим – 86%. Так что и по этому каналу продаж «Евразия» лидирует с долей рынка в 32% от страховых премий.

Разумеется, такие темпы роста заставляют страховщиков прибегать к новым видам продвижения страховых продуктов. За очень короткий период времени страховщики перешли от размещения баннеров на сайтах к виджетам, которые позволяют потребителю купить страховой полис, не отвлекаясь от чтения новостей на любимом сайте. Ждем первых роликов коллег в «ТикТоке».

Удалось ли «Евразии» победить «помогаек»?

- Рискую навлечь гнев коллег по цеху как внутри «Евразии», так и на рынке, но, по моему мнению, «помогайки» - это своего рода санитары леса. Ведь если бы все страховщики работали безупречно, то в их услугах не было бы необходимости. Их деятельность может приносить пользу потребителям, например, когда страховщик занижает сумму страховой выплаты, причитающейся пострадавшему лицу по закону. Другое дело, когда «помогайки» занимаются откровенным мошенничеством, создавая впечатление, что страховщики расстанутся с деньгами только при их вмешательстве. Это создает негативное впечатление обо всех страховщиках еще до обращения за страховой выплатой.

Кроме того, вся услуга «помогаек» заключается в том, чтобы попросту сдать документы страховщику, поскольку процедура, документы и порядок расчетов страховой выплаты регламентированы законом. В итоге за нехитрые и, по сути, курьерские услуги «помогайки» получают просто несуразные деньги - их комиссия может достигать 50% от законно полагающихся страховых выплат. То есть из санитаров леса такие «помогайки» превращаются в откровенных паразитов. И это еще не самое отвратительное явление. На нашем YouTube-канале можно найти несколько роликов о «помогайках», которые, получив страховую выплату по смертельному ДТП, присвоили ее часть, зная, что один из тех, кому она причитается - ребенок-инвалид! Вот с такими паразитами «Евразия» боролась и будет бороться – как говорится, следите за новостями.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить