Собиратели автографов

7694

Страховые компании просят государство разрешить оказание онлайн-услуг, отсутствие которых тормозит развитие рынка

фото: © Depositphotos.com/believeinme

Прямые продажи в интернете завоевывают все больше сфер. На данный момент специалисты оценивают рынок электронной коммерции в Казахстане в $600 млн, тогда как пару лет назад он был в 2–2,5 раза меньше. Однако, несмотря на эту тенденцию, некоторые отрасли у нас до сих пор остаются в офлайн, по крайней мере большая их часть.

Согласно исследованию Online Insurance Trend Report, проведенному компанией Mount Onyx, на зрелых рынках, таких как Великобритания, каждая 10-я страховая сделка заключается в интернете. К аналогичным выводам пришли аналитики Ernst & Young в ежегодном отчете Global Insurance Outlook – 2014, где, в частности, отмечается, что в Японии почти 11% клиентов оформляют договоры страхования через интернет.

В Казахстане же дела обстоят иначе, поскольку недоработки в законодательстве не позволяют полностью оформлять полисы в режиме онлайн. Некоторые страховые компании оказывают услуги по заказу полиса через интернет. Однако в страховом полисе или договоре обязательно должна быть «живая» подпись клиента – потому подобную услугу нельзя считать электронной. То есть в любом случае страховой агент и клиент должны встретиться, чтобы документ имел юридическую силу.

Управляющий директор СК «Сентрас Иншуранс» Руслан Погорелов рассказал Forbes Kazakhstan, что они запустили портал kupipolis.kz, посредством которого можно воспользоваться вышеописанной схемой. По его данным, за девять месяцев 2014 года с помощью сайта было продано порядка 3 тыс. полисов. «По итогам года ожидается подписать более 4 тыс. договоров, с объемом сделок в районе 70 млн тенге», – говорит он.

Если же смотреть в целом по стране, то, согласно оценке председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, рынок заказа услуг через интернет достигает порядка 3% от общего объема сбора страховых премий.

В то же время глава СК Kompetenz Талгат Усенов оценивает рынок онлайн-услуг еще скромнее – в примерно 1% от общего объема собранных премий.

Онлайн-перспективы

Специалисты подчеркивают: для того чтобы рынок получил импульс к развитию услуг по оформлению страховых полисов полностью через интернет, необходимо изменить действующее законодательство. В качестве примера приводятся услуги по покупке авиабилетов в Сети. Страховщики считают, что они также имеют право заключать онлайн-сделки.

Опрошенные Forbes Kazakhstan эксперты в один голос заявляют о том, что возможность оформления полисов через интернет открывает ряд преимуществ как для клиентов, так и для самих страховых компаний:

1) это упростило бы доступ к страховым услугам для всех слоев населения, в особенности тех жителей страны, которые проживают в отдаленных регионах;

2) данная возможность значительно сократила бы затраты времени как для клиентов, так и для самих компаний;

3) онлайн-страхование уменьшило бы операционные расходы компаний, которым сегодня необходимо держать большой штат агентов, содержать офис и так далее, что, в свою очередь, увеличивает себестоимость страховых услуг.

Игроки рынка утверждают, что объем сэкономленных средств для страхового сектора в целом в результате введения онлайн-услуг может составить от 15 до 30% от общего объема собранных страховых премий, а это от 38 млрд до 50 млрд тенге, если брать в качестве базовых данные за 2013 год. 

В частности, управляющий директор СК «Сентрас Иншуранс» приводит в пример сегмент страхования ответственности автовладельцев, который составляет около 32 млрд тенге в год. По словам Погорелова, порядка 35–40% от этой суммы страховые компании тратят на привлечение клиентов. Собеседник убежден, что внедрение услуг через интернет приведет к сокращению расходов на 25–30%, что в конечном итоге даст экономию в 8–10 млрд тенге в год. Помимо этого, он полагает, что онлайн-страхование в добровольных видах даст возможность страховым компаниям снизить цены на продукты как минимум на 10–15%, что сделает их доступнее для населения. В свою очередь руководитель СК «Номад Иншуранс» Бауыржан Акшалов считает, что экономия составит порядка 20% от стоимости каждого страхового полиса.

Высвободившиеся средства предлагается потратить, к примеру, на улучшение сервиса компаний, развитие новых продуктов, а также повышение уровня выплат гражданам по страховым случаям. 

фото: Justine Beckett/Ikon Images RM/fotobank.ru

ЭЦП как выход

Решением имеющейся проблемы может быть изменение текущего законодательства, в частности статьи 825 Гражданского кодекса РК, в которой указано, что договор страхования заключается в письменном виде и в случае несоблюдения данной формы документа считается недействительным, пояснил Forbes Kazakhstan Талгат Усенов. 

В свою очередь Олег Ханин рассказал, что в Концепции развития финансового сектора РК до 2030 года предусмотрено внедрение электронных продаж страховых полисов по обязательным и добровольным видам страхования. Соответственно, власти уже решили провести необходимые реформы, однако ждать 16 лет – это слишком долго, в то время как у наших партнеров по Таможенному союзу – России и Беларуси – необходимые изменения уже сделаны и рынок страхования имеет возможность осуществлять прямые продажи через интернет. Таким образом, Казахстан здесь отстает от соседей, что тормозит развитие отечественной страховой отрасли в целом.

Между тем в качестве дополнительной степени верификации договоров через интернет исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов предлагает использовать возможности электронного правительства, в основе которого лежит электронная цифровая подпись (ЭЦП). Напомним, что ЭЦП – это набор символов, равнозначный собственноручной подписи, который используется для заказа государственных услуг через портал e-gov.kz. 

По данным АО «Национальные информационные технологии» (НИТ), занимающегося внедрением новых технологий, а также эксплуатацией сайта электронного правительства, в 2013 году через e-gov населению было оказано более 27,7 млн услуг. Иминов уверен, что задействование электронного правительства и ЭЦП позволит минимизировать возможные риски заключения мошеннических операций.

В самом НИТ Forbes Kazakhstan сказали, что на данный момент законодательство РК не запрещает использование ЭЦП при осуществлении электронных услуг. Кроме того, там заметили, что некоторые БВУ Казахстана, имея собственный удостоверяющий центр, часть своих услуг оказывают в электронной форме посредством использования ЭЦП.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить