По зёрнышку

9363

Глава НСК о причинах неразвитости рынка, недостатках законодательства и «граблях» с фондом медстрахования

Фото: Андрей Лунин
Жаркын Альжанов.

В первом ренкинге страховых компаний Forbes Kazakhstan в пятерку крупнейших игроков вошла Нефтяная страховая компания (НСК). С какими трудностями сталкивается отечественный страховой рынок, что может ожидать этот сектор в ближайшей перспективе и чем он отличается от глобального, рассказывает председатель правления НСК Жаркын Альжанов.

– По итогам 2014 НСК заработала премий в размере 12,5 млрд тенге, что составило 6,5% от доходов всего рынка. Однако за семь месяцев 2015 эта доля сократилась до 5,1%. Почему так случилось и каковы прогнозы на конец года?

– Прошлый год мы завершили с хорошими результатами. Изначально планировали, что соберем премий на 10% больше, чем в 2013, и, в принципе, достигли намеченной цели – объем вырос на 9,1%.
Если же говорить о текущих результатах этого года, то они действительно несколько снизились. Мы уменьшились в корпоративном сегменте, и этому факту есть весьма простое объяснение: состояние экономики страны, где все секторы показывают либо падение, либо стагнацию. Необходимо брать в расчет и тот факт, что, когда речь идет о сокращении расходов в крупных компаниях, в том числе национальных, в первую очередь под секвестр попадает страхование. Мы это на себе моментально чувствуем.

Предыдущий год завершен с хорошими результатами. планировали, что соберем премий на 10% больше, чем в прошлом. и достигли цели – объем вырос на 9,1%

Тем не менее, полагаю, что, несмотря на негативные тенденции, по итогам года мы либо покажем рост, либо повторим итоги 2014. Моя уверенность основывается на том, что розничные продажи в компании демонстрируют ощутимый подъем.

– Как девальвация тенге повлияла на вашу деятельность?

– Первое, на чем сказывается девальвация, это автострахование. Премии мы получаем в тенге, в то время как основные запчасти для автомобилей поступают из-за рубежа и покупаются в валюте. Поэтому при росте стоимости запчастей соотношение выплат к премиям сразу растет. При этом существует определенный лаг во времени между продажей страховок и ростом выплат.

Естественно, что после девальвации мы сразу начинаем резать собственные косты, чтобы, с одной стороны, продукт не потерял привлекательность для клиента, с другой – чтобы компания генерировала прибыль.

– Ваша компания сильна в сегменте ОС ГПО ВТС (обязательное страхование ответственности водителей). Наблюдался ли его рост в связи с притоком автомобилей из России?

– Да, ведь на все машины, купленные за рубежом, в том числе в России, распространяется ОС ГПО после ввоза в нашу страну. Помимо обязательного страхования часть клиентов все больше обращается к добровольному – КАСКО, что также увеличило заработки страховщиков.

При этом отмечу, что кроме роста численности клиентов существует и естественный прирост страховых премий, который связан с размером МРП. Чем выше этот показатель, тем больше средств собирают компании. Впрочем, как я уже говорил, из-за девальвации эффект от этого будет нивелирован ввиду роста выплат.

– Cколько у вас всего клиентов и какова ваша доля в сегменте ОС ГПО ВТС?

– Компанией заключено порядка 100 тыс. договоров с юридическими лицами и около 450 тыс. с частными. Большинство частников – это клиенты по автострахованию. Если говорить в целом об этом виде страхования, то наша компания традиционно является одним из лидеров отрасли. Это лидерство сохраняется у нас довольно давно, едва ли не с того момента, когда мы занялись автострахованием в 1999.

– Планируете ли вы сокращать штат в связи с нынешней экономической ситуацией?

– Нет, мы не собираемся никого увольнять. Основная часть наших сотрудников получает вознаграждение от уровня своих продаж. Система мотивации достаточно гибкая и обеспечивает соответствующий уровень оплаты за достигнутые результаты.

– Обязательное страхование работников от несчастных случаев (ОС РНС) занимает в вашем портфеле второе место, хотя многие игроки жаловались, что этот вид крайне убыточный.

– ОС РНС раньше правда было убыточным, ввиду того что включало в себя риски профессиональных заболеваний работников предприятий. Если говорить грубо, то страховщики получали страховую премию, которая не учитывала этот риск, а выплачивать деньги по профзаболеваниям приходилось годами. Допустим, страховой договор заключен в 2005, а профзаболевание выявилось в 2007. При этом человек работает с 1990-х. В итоге страховая компания оплачивала убытки за все годы.

В 2015 году вступили в силу изменения в законодательстве по данному классу страхования, где устранены подобные риски. Поэтому ОС РНС сейчас становится привлекательным сегментом, который может приносить прибыль.

Отмечу также, что данный вид с 2012 года перешел к компаниям по страхованию жизни, но мы остаемся в данном сегменте активными игроками как перестраховщики.

– С какими компаниями по страхованию жизни вы работаете?

– Мы берем на перестрахование обязательства всех игроков, но преимущественно работаем с «Казкоммерц-Life», Grandes и Asia-Life.

– Какие законодательные ограничения, на ваш взгляд, мешают росту страхового сектора Казахстана?

– Сейчас наблюдается большой шум вокруг туристической отрасли. Это обязательный вид страхования, и турфирмам без этой страховки лицензию не выдадут. Однако при такой массе банкротств компаний страховщики несут большие потери. Эту часть закона необходимо тщательно проработать и учесть все нюансы туристического бизнеса.

Второй пример – разночтения в страховом законодательстве внутри ТС и ЕАЭС. Тарифы ОС ГПО ВТС в России и Казахстане существенно разнятся, поэтому мы на временный въезд платим сумму в
10 раз больше, чем они в аналогичной ситуации.

Мы ждем закона по катастрофическим рискам – селям, наводнениям, пожарам и т. д. Также очень серьезно работали в рамках внедрения обязательного медицинского страхования. Однако, к сожалению, этот вопрос ушел в другую плоскость – сейчас говорят о создании отдельного фонда медстрахования. Хотя страховщики предлагали альтернативный закон.

– Да, помнится, уже был такой фонд…

– Именно. Был, а потом сплыл. И мы опять наступаем на те же грабли. Фактически получается, что нас, профессиональных игроков, в этом вопросе проигнорировали.

– Почему страховой сектор близко не привлекает столько инвестиций, как, к примеру, банковский?

– Этот сектор менее развит. Так, в развитых странах доля страховых компаний в ВВП достигает 7–8%, а в некоторых и всех 10%. В Казахстане этот показатель ниже 1%. Развитию мешает целый комплекс факторов, начиная от менталитета населения и заканчивая несовершенством законодательства. Тем не менее оно идет, отрасль показывает стабильный рост.

В развитых странах доля страховых компаний в ВВП достигает 7–8%, а в иных и всех 10%. В Казахстане этот показатель ниже 1%

С другой стороны, нельзя сказать, что на отечественном страховом рынке вовсе нет инвесторов, и неверно думать, что он «встал». Происходят сделки купли-продажи акций, смены собственников, а если посмотрите на результаты некоторых компаний, то увидите динамичный рост. Конечно, последнее отчасти может быть связано с тем, что данные игроки аффилированы с более крупными структурами и им гарантированно поступает определенный объем премий. Но это уже другой вопрос.

Есть и третий аспект, который хотел бы отметить: страхование как отдельная отрасль имеет свою специ­фику. Фактически, с одной стороны, это наука, основанная на математическом анализе статистических данных и расчетах. С другой – компания, которая должна создавать востребованные страховые продукты и уметь их продавать. Ранее многие полагали, что если есть капитал, то можно создать страховую компанию и получать гарантированную прибыль, но результаты оказывались далекими от ожиданий. Есть золотое правило инвестора – вкладывать средства в то, что тебе знакомо и понятно. Если подходить к этому с умом, инвестировать в профессиональные компании с устоявшимся менеджментом, отлаженными бизнес-процессами, то вложения принесут дивиденды.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить