После впечатляющего 2021 года успехи страховщиков в 2022-м не столь однозначны

33402

Страховой рынок показал высокую степень устойчивости к непростым условиям 2021 года, когда экономика осторожно восстанавливалась после ковидных ограничений, а также к жестким вызовам начала года текущего

ФОТО: © Depositphotos.com/ VickyDimBO

Восстановление минувшего года вылилось в прирост совокупных премий на 36,7%, до 698,6 млрд тенге, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, когда премии выросли на 10,5%. Основную динамику задавало добровольное личное страхование. Компании по страхованию жизни (КСЖ) собрали 300 млрд тенге премий. Премии по добровольному имущественному страхованию составили 266,8 млрд, по обязательному – 131,7 млрд.

Надо отметить, что продукты страхования жизни в 2021 году снизили активность продаж, так же как и аннуитетное страхование, где магистральным продуктом выступают пенсионные аннуитеты. Причины спада кроются как в структуре продаж, так и в перераспределении интереса со стороны клиентов. Помимо накопительного и инвестиционного страхования существенная доля продуктов относится к страхованию жизни банковских клиентов – ипотечных заемщиков.

Поэтапный выход государства из льготных ипотечных программ заметно снизил интерес населения к ипотеке и естественным образом уменьшил количество выдач займов и страховок по ним. В январе – мае 2022 года страхование жизни банковских заемщиков скорректировали вниз поправки, поднявшие порог достаточности пенсионных средств, которые вкладчик может отправить на улучшение жилищных условий, в том числе через получение ипотечного кредита. Возможность выводить пенсионные деньги в медицину и на рынок жилья сыграла отрицательную роль и для развития пенсионных аннуитетов, которые перестали быть единственной альтернативой ЕНПФ.

Что касается текущего момента, то на начало июля аннуитеты и накопительное страхование пребывали в ожидании вступления в силу законодательных поправок. 3 июля президент страны подписал закон по изменениям в законодательство по вопросам страхования и страховой деятельности. Они вводят в действие супружеский пенсионный аннуитет (позволяет объединить пенсионные накопления супругов или близких родственников для покупки аннуитета), отложенный пенсионный аннуитет (дает возможность перевести накопления из ЕНПФ в КСЖ с 45-летнего возраста) и накопительное страхование в рамках Государственной образовательной накопительной системы (позволяет покупать накопительное страхование на обучение детей). А также предполагают революционную для пенсионных аннуитетов норму. Заключившие договор пенсионного аннуитета лица получили возможность не ранее двух лет с даты его подписания изменить условия договора в части уменьшения размера страховых выплат и возвратить «излишки» в ЕНПФ. Судя по всему, изъятое из аннуитетов вернется в пенсионную систему для накопления на покупку жилья. Для КСЖ такая норма погоды не сделает, они будут выплачивать деньги согласно расчетам, но для клиентов пенсионный аннуитет становится гибким в использовании, что, несомненно, должно повлиять на его популярность.

Ожидания рынка и клиентов законодательных изменений привели к снижению премий КСЖ за пять месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Аннуитеты и страхование жизни принесли 106 млрд тенге премий против 127 млрд соответственно. В итоге совокупный портфель КСЖ показал снижение до 110 млрд тенге с 137 млрд тенге соответственно.

На фоне спада премий КСЖ события января в Казахстане привели к тому, что совокупный портфель компаний по общему страхованию за первые пять месяцев 2022 года вырос на 12,3%. Имевшие место противоправные действия третьих лиц не относятся к страховым случаям. И когда крупные клиенты, прежде всего банки, пострадавшие от уличных беспорядков, пошли в страховые компании за выплатами, то получили отказы. Предпринимателей, особенно крупных, такое положение дел не устроило. В результате они стали заключать договоры имущественного страхования, сгенерировав спрос, который сильно подстегнул рынок.

Если сравнивать пять месяцев 2022 года с январем – маем 2021-го, то общие сборы увеличились с 210,5 млрд до 236,4 млрд тенге. Наиболее быстрый прирост премий в 23% был в первом квартале. Основная положительная динамика зафиксирована у добровольных классов страхования – страхования имущества, гражданско-правовой ответственности (страхование авансов по контрактам, например, при строительстве дорог, школ и т. д.), страхования прочих финансовых убытков (перерывов в производстве, контрактных обязательств и др.), а также страхования медицинских расходов. Что касается непосредственно страхования имущества, то по добровольному имущественному страхованию премии за пять месяцев 2022 года выросли на 9%, до 90,8 млрд тенге с 83,3 млрд тенге в денежном выражении соответственно.

Немного о доходах

В 2021 году страховщики значительно увеличили совокупный доход, который по рынку составил 740 млрд тенге против 589 млрд тенге в 2020 году. Однако резко возросшие расходы в размере 663 млрд тенге (в 2020 году составили 458 млрд) привели чистую прибыль сектора после налогообложения к почти аналогичной сумме, что и в предыдущем году: 118 млрд тенге против 117 млрд.

Исходя из тенденций продолжающегося в течение пяти месяцев этого года роста затрат (почти сопоставимых с затратами сопоставимого периода прошлого года в 218 млрд тенге) и снижения уровня общего дохода (291 млрд тенге против 314 млрд соответственно), годовая чистая прибыль будет на порядок ниже прошлого года. В январе – мае 2022 года она составила 33 млрд тенге против 54,5 млрд годом ранее.

С начала этого года критичным для страховщиков является снижение инвестиционного дохода (до 28 млрд тенге с 58,4 млрд соответственно). Скачки валютного курса (а страховщики традиционно держат основные активы в долларах) заставляют рынок качаться на валютных качелях. Если в январе-феврале после значительного ослабления тенге страховщики заработали, то в марте курс доллара упал, и рынок получил убыток от переоценки. В июне-июле курс доллара к тенге вновь укрепился, страховщики отыгрывают убытки пяти месяцев, но какой будет дальнейший сценарий, сказать сложно.

Если в целом говорить об инвестициях, то колебания курса доллара плюс изменения базовой ставки, которую Нацбанк поднял до 14,5%, отметив, что пик инфляции до сих пор не пройден, негативно влияют на инвестиционный портфель страховщиков. Повышение базовой ставки переоценивает стоимость облигаций в сторону понижения.

Перестрахование возвращается домой

С начала года для казахстанских страховых компаний значительно изменились условия перестрахования собственных рисков. Санкции против России ограничили деятельность российских перестраховщиков, с которыми традиционно работали наши компании. Доля российских перестраховщиков в исходящем перестраховании составляла 4,4%. В настоящий момент казахстанские страховщики не заключают договоры с РФ напрямую или же расторгают их для работы с другими регионами. Как и в начале этого года, основной объем исходящего перестрахования (свыше 35%) приходится на Великобританию. Увеличили перестраховочные позиции Китай (9,8%) и собственно Казахстан (6,9%).

Рост капитализации страхового сектора и передела емкостей на мировом перестраховочном рынке явились для казахстанских игроков хорошим стимулом. Страховщики стали смелее оставлять риски дома. За пять месяцев 2022 года объем входящего перестрахования вырос на 12%, в котором увеличились премии, переданные на перестрахование местным страховщикам. В сравнении с результатами пяти месяцев 2021 года перестраховочная емкость выросла на 32%, до 5,3 млрд тенге. Премии, переданные казахстанским компаниям от нерезидентов, выросли на 11%, до 32,8 млрд.

Еще интереснее выглядит исходящее перестрахование. Впервые объем премий здесь снизился – с 69 млрд до 68 млрд тенге, так же как и передача премий нерезидентам – до 57 млрд с 64,5 млрд тенге годом ранее. Зато увеличились до 10,7 млрд тенге премии, переданные казахстанским перестраховщикам. Это говорит о растущем доверии к местному перестрахованию как внутри рынка, так и со стороны нерезидентов и снижении зависимости от иностранных перестраховщиков.

Давление крупных

Последние несколько лет громко сигналят о неравномерности распределения премий между страховыми компаниями как по отрасли «Общее страхование», так и по «Страхованию жизни» и усилении этого тренда. Так, пятерка крупнейших компаний по общему страхованию собрала по итогам 2019 года 61,3% совокупных премий. За 2021 год показатель вырос до 76,8%. Еще сложнее ситуация у компаний по страхованию жизни. В 2019 году тройка крупнейших из семи КСЖ собрала 85,3% совокупных премий. В 2020 и 2021 годах, на волне обсуждаемого развития нормативно-правовой базы для разработки новых продуктов, количество КСЖ выросло до девяти, что немного разбавило рынок. Но с учетом того, что основные классы – страхования жизни и пенсионных аннуитетов – разыгрывают между собой «Халык-Life» и Nomad Life, на расконцентрации сектора увеличение числа КСЖ не сказалось. По итогам 2021 года тройка крупнейших КСЖ собирала 71,8% премий, за пять месяцев 2022 года концентрация выросла до 87,3%. При этом доля двух ведущих игроков превысила 60,5%.

Усиление крупных страховых компаний в обоих отраслях – по общему страхованию и по страхованию жизни – запускает изменение структуры страхового рынка. Если до начала бурной цифровизации страховщики конкурировали по цене предложения, то с началом адаптации IT-технологий для страховых услуг и развитием онлайн-продаж крупные игроки получают преимущества. У них больше возможностей в получении лучших IT-специалистов, в продвижении собственного бренда и в постпродажном сервисе.

Крупные компании по общему страхованию благодаря капитализации могут управлять собственными тарифами по добровольным видам – за счет экономии на перестраховании мелких для них рисков. А средние и мелкие игроки теряют конкурентоспособность, так как вынуждены формировать тарифы с учетом стоимости перестрахования и скованны по ним. В итоге крупные компании увеличивают для себя рынок, а мелкие свою долю сокращают. Особенно «вкусно» выглядят перспективы компаний, входящих в финансово-промышленные группы. Они увеличивают канал продаж за счет партнерских программ с материнским банком. Небольшие страховые компании, скорее всего, со временем займут свою нишу и будут зарабатывать на продаже флагманских продуктов, доводя по ним продажи и сервисное обслуживание до идеала.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить