Не за страх, а за страховку

8021

Вчера, 1 апреля, заместитель главы МЧС РК Валерий Петров сообщил, что Министерство экономики и бюджетного планирования разрабатывает проект закона «Об обязательном страховании недвижимого имущества граждан» на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перспективы этого законопроекта для forbes.kz оценили юрист Таир Назханов и депутат мажилиса Серик Сейдуманов

По словам вице-министра, в связи с неразвитостью отечественной системы страхования от аварий, катастроф и стихийных бедствий нанесенный ущерб в этих случаях страховые компании возмещают крайне редко. Закон же направлен на то, чтобы изменить эту ситуацию.

На первый взгляд, идея вроде бы хорошая. В Казахстане ежегодно происходит масса чрезвычайных происшествий, когда страдает имущество граждан: пожары, наводнения, сели. А самый густонаселенный город Алматы и вовсе расположен в сейсмоопасной зоне. Различные эксперты и ученые дают неутешительные прогнозы на случай 9-бального землетрясения. Но стоит ли заставлять людей страховать свое имущество в принудительном порядке и будет ли работать закон на практике? За комментариями по этому поводу корреспондент forbes.kz обратился к депутату мажилиса, экс-акиму Алматы Серику Сейдуманову и адвокату Таиру Назханову.

Таир Назханов.

- Введение обязательного страхования недвижимости на случай чрезвычайных ситуаций я поддерживаю, потому что это один из способов решения проблем владельцев пострадавшей недвижимости, - сказал Таир Назханов. - Вы же знаете, в каком регионе, к примеру, живем мы, алматинцы. В случае, если произойдет землетрясение и  у владельца обвалится дом, то никто ему это компенсировать не должен. А представьте ситуацию, когда сотни тысяч людей останутся без жилья, - кто должен нести бремя? Государство не обязано компенсировать - это не его обязанность. Таким образом, делается попытка регулировать ситуацию правовыми нормами за счет страховых компаний. Так же как, например, страхуется правовая ответственность автовладельцев. И это правильно.

По мнению Назханова,  от принятия закона в первую очередь выиграют страховые компании, которые « капитализируют огромные средства и вмиг разбогатеют за счет этого новшества». Это также даст толчок развитию страхового рынка, так как появится еще один финансовый инструмент. Но он сомневается в том, что закон будет реально защищать людей, пострадавших от природных катаклизмов.

- Меня очень беспокоит,  добросовестно ли поведут себя страховые компании при наступлении страховых случаев, - сомневается адвокат. - Я в своей практике часто сталкиваюсь с недобросовестностью страховых компаний. При наступлении страхового случая, как правило, они делают все возможное и невозможное, чтобы уклониться от своей ответственности по договору о страховании. Где гарантии, что завтра, когда наступит «час Х», страховые компании будут вести себя добросовестно?

В связи с этим, считает он, нужно решить проблему именно регуляции деятельности страховых компаний и механизмов страховых выплат. Да и торопиться с принятием закона не следует: прежде нужно грамотно проработать все возможные правовые риски - как для страховых компаний, так и для потребителей, и государства. «Нужно привлечь экспертов, представителей гражданского общества. Вопрос стоит в том, будет ли защищен потребитель», - заключил Таир Назханов.

Серик Сейдуманов.

Депутат мажилиса Серик Сейдуманов считает, что при введении страхования недвижимости  должен существовать принцип добровольности. «А если это неподъемно будет для человека или он не хочет этого делать? Это вопрос его сугубо личный», - сказал он, отметив, что при подготовке законопроекта нужно обязательно предусмотреть финансовые возможности населения.

- Одно дело страховать в городах, совсем другое дело – в селах. Какие будут суммы по страхованию, какие процентные ставки? По большому счету, конечно,  страхование нужно вводить, но поэтапно. Должна быть разработана концепция с учетом экономических возможностей населения, в зависимости от региона проживания, - сказал депутат.

В то же время он отметил, что  сейчас очень много вопросов к системе страхования в целом, поэтому необходим контроль за тем, как будут осуществляться страховые выплаты в случае чрезвычайных ситуаций. Нужно будет создать структуры, которые будут этим заниматься. Сейдуманов также сообщил, что этот вопрос будет находиться в компетенции финансового омбудсмена, который появится в Казахстане уже в этом году. Согласно процедуре, законопроект после поступления в парламент обычно рассматривается в течение полугода, если в его принятии нет срочности. «В данном законе никакой срочности нет, и мы будем рассматривать его в общем в порядке», - сказал он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить