Кто готовил псевдоактуарные расчеты для Биртанова?

13144

На взгляд экономиста Рахима Ошакбаева, на основе этих расчетов было принято ошибочное решение по внедрению обязательного медицинского страхования

Елжан Биртанов (слева), Рахим Ошакбаев (в центре) в день дебатов.
Елжан Биртанов (слева), Рахим Ошакбаев (в центре) в день дебатов.

Как я уже заявлял во время дебатов с министром здравоохранения Елжаном Биртановым, расчетная модель, которая была представлена в правительство при лоббировании реформы ОСМС, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАРНОЙ.

Актуарные расчеты применяются в реальном страховании и учитывают вероятности наступления страхового случая при расчете тарифных ставок страхования. Финансовая модель же ФСМС - это достаточно несложная модель, представляющая собой обычный прогноз доходов и расходов по аналогии с бюджетным прогнозированием и планированием. При этом, большая часть доходов (>80%) приходится на взносы государства за уязвимые слои населения.

Ознакомиться с моделью ФСМС, которая была направлена Минздравом бизнес-ассоциациям в рамках запросов экспертных заключений, можно по этой ссылке.

У нас есть много специфичных вопросов к предпосылкам, допущениям и самим расчетам. Например, собираемость взносов от неформально самозанятых в модели неожиданно резко растет в 2021 году с 10% до 50%. Что может дать такую большую собираемость, если до этого собираемость составляла 2%, затем 3% и 5%?

Мы бы хотели заострить внимание на поиске разработчиков данной модели.

На дебатах министр здравоохранения заявил, что такие расчеты по ФСМС министерству помогли сделать эксперты Всемирного банка.

Центр «Талап» пытается добраться до истины и определить реальный вклад Всемирного банка в создание такой псевдоактуарной модели, которая по сути стала основой для создания триллионного внебюджетного фонда.

Насколько нам известно, Всемирный банк оказал поддержку Минздраву по усилению компетенций в актуарном моделировании в рамках проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» общей стоимостью 46,1 млрд тенге (за счет республиканского бюджета - 19,8 млрд тенге, займа МБРР – 26,3 млрд. тенге), вот ссылка.

В 2016 проект финансировался по бюджетной программе 020 «Реформирование здравоохранения» в размере 13,7 млрд тенге, в том числе за счет займа МБРР – 10,4 млрд тенге, за счет средств республиканского бюджета 3,3 млрд тенге.

По данной ссылке опубликован подробный отчет по проекту за 2016.

Поддержка в актуарном моделировании осуществлялась консалтинговой компанией Oxford Policy Management ltd. Консультанты: Gintaras Kacevicius (Литва), Assaf F. Al-Assaf (США), Connie Lavon Davis (Канада).

Консультанты провели недельный семинар для Республиканского центра развития здравоохранения и представили актуарную модель, разработанную совместно с Центром экономических исследований РЦРЗ.

Согласно отчету, актуарные расчеты были завершены в ноябре 2015, а результатом модели стали прогнозы ожидаемых расходов ФСМС с 2015 по 2020:

- стационарные услуги;

- амбулаторные услуги;

- прочие услуги здравоохранения.

Таким образом, консультанты принимали участие в прогнозе РАСХОДОВ ФСМС, а не его доходов и размеров ставок взносов. В настоящее время финансовая модель ФСМС включает прогноз взносов до 2030 года и расходов до 2025.

В связи с этим имеется ряд вопросов:

1. Каким образом прогнозирование расходов на медицинские услуги является «актуарным» расчетом и связано с медицинским страхованием? Почему методы прогнозирования расходов, использованные Oxford Policy Management ltd., не могут быть применены в рамках бюджетного планирования?

2. Насколько были изменены и доработаны прогнозы Oxford Policy Management ltd. Министерством здравоохранения?

3. Кто осуществлял расчеты доходной части ФСМС и размера взносов и отчислений?

Мы хотели бы иметь возможность встретиться с экспертами Oxford Policy Management ltd., ссылки на работу которых под лейблом Всемирного банка стали основой для принятия крайне сырой и непроработанной реформы.

При всем при этом с этого года начата реализация еще одного проекта за счет займа МБРР в $80 млн «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты», порядка 80% которого пойдет на оплату консалтинговых услуг и налогов.

Крайне поверхностные консультации международных экспертов за огромные деньги являются теми самыми магическими словами – «это международный опыт» или «это мнение экспертов Всемирного банка», которые безотказно работают, когда нужно протащить любые сомнительные вещи в интересах узких групп бенефициаров и которые могут нанести большой ущерб нашей стране.

Приглашаем всех, и в первую очередь экспертов, к обсуждению модели ФСМС.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить