Кто готовил псевдоактуарные расчеты для Биртанова?
На взгляд экономиста Рахима Ошакбаева, на основе этих расчетов было принято ошибочное решение по внедрению обязательного медицинского страхования
Как я уже заявлял во время дебатов с министром здравоохранения Елжаном Биртановым, расчетная модель, которая была представлена в правительство при лоббировании реформы ОСМС, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАРНОЙ.
Актуарные расчеты применяются в реальном страховании и учитывают вероятности наступления страхового случая при расчете тарифных ставок страхования. Финансовая модель же ФСМС - это достаточно несложная модель, представляющая собой обычный прогноз доходов и расходов по аналогии с бюджетным прогнозированием и планированием. При этом, большая часть доходов (>80%) приходится на взносы государства за уязвимые слои населения.
Ознакомиться с моделью ФСМС, которая была направлена Минздравом бизнес-ассоциациям в рамках запросов экспертных заключений, можно по этой ссылке.
У нас есть много специфичных вопросов к предпосылкам, допущениям и самим расчетам. Например, собираемость взносов от неформально самозанятых в модели неожиданно резко растет в 2021 году с 10% до 50%. Что может дать такую большую собираемость, если до этого собираемость составляла 2%, затем 3% и 5%?
К чему приведёт обязательное медицинское страхование
По опыту США реформа ОСМС в Казахстане может стать разрушительной для средн... →
Мы бы хотели заострить внимание на поиске разработчиков данной модели.
На дебатах министр здравоохранения заявил, что такие расчеты по ФСМС министерству помогли сделать эксперты Всемирного банка.
Центр «Талап» пытается добраться до истины и определить реальный вклад Всемирного банка в создание такой псевдоактуарной модели, которая по сути стала основой для создания триллионного внебюджетного фонда.
Насколько нам известно, Всемирный банк оказал поддержку Минздраву по усилению компетенций в актуарном моделировании в рамках проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» общей стоимостью 46,1 млрд тенге (за счет республиканского бюджета - 19,8 млрд тенге, займа МБРР – 26,3 млрд. тенге), вот ссылка.
В 2016 проект финансировался по бюджетной программе 020 «Реформирование здравоохранения» в размере 13,7 млрд тенге, в том числе за счет займа МБРР – 10,4 млрд тенге, за счет средств республиканского бюджета 3,3 млрд тенге.
По данной ссылке опубликован подробный отчет по проекту за 2016.
Поддержка в актуарном моделировании осуществлялась консалтинговой компанией Oxford Policy Management ltd. Консультанты: Gintaras Kacevicius (Литва), Assaf F. Al-Assaf (США), Connie Lavon Davis (Канада).
Почему обязательное медстрахование надо отложить
Об этом рассуждает директор Центра прикладных исследований «Талап», экономи... →
Консультанты провели недельный семинар для Республиканского центра развития здравоохранения и представили актуарную модель, разработанную совместно с Центром экономических исследований РЦРЗ.
Согласно отчету, актуарные расчеты были завершены в ноябре 2015, а результатом модели стали прогнозы ожидаемых расходов ФСМС с 2015 по 2020:
- стационарные услуги;
- амбулаторные услуги;
- прочие услуги здравоохранения.
Таким образом, консультанты принимали участие в прогнозе РАСХОДОВ ФСМС, а не его доходов и размеров ставок взносов. В настоящее время финансовая модель ФСМС включает прогноз взносов до 2030 года и расходов до 2025.
В связи с этим имеется ряд вопросов:
1. Каким образом прогнозирование расходов на медицинские услуги является «актуарным» расчетом и связано с медицинским страхованием? Почему методы прогнозирования расходов, использованные Oxford Policy Management ltd., не могут быть применены в рамках бюджетного планирования?
2. Насколько были изменены и доработаны прогнозы Oxford Policy Management ltd. Министерством здравоохранения?
Медстрахование: решение проблем бюджета за счёт здоровья населения
Основные баталии по поводу введения обязательного социального медицинского ... →
3. Кто осуществлял расчеты доходной части ФСМС и размера взносов и отчислений?
Мы хотели бы иметь возможность встретиться с экспертами Oxford Policy Management ltd., ссылки на работу которых под лейблом Всемирного банка стали основой для принятия крайне сырой и непроработанной реформы.
При всем при этом с этого года начата реализация еще одного проекта за счет займа МБРР в $80 млн «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты», порядка 80% которого пойдет на оплату консалтинговых услуг и налогов.
Крайне поверхностные консультации международных экспертов за огромные деньги являются теми самыми магическими словами – «это международный опыт» или «это мнение экспертов Всемирного банка», которые безотказно работают, когда нужно протащить любые сомнительные вещи в интересах узких групп бенефициаров и которые могут нанести большой ущерб нашей стране.
Приглашаем всех, и в первую очередь экспертов, к обсуждению модели ФСМС.