Как онлайн-страхование изменит жизнь автовладельцев

16867

Председатель правления страховой компании «НОМАД Иншуранс» Даурен Иманжанов рассказывает, что изменится на рынке после введения электронного страхования

Даурен Иманжанов
Фото: Олег Спивак
Даурен Иманжанов
Фото: Олег Спивак

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже подписал поправки по вопросам страхования и страховой деятельности. Главное изменение, которое заинтересует большинство автовладельцев, – внедрение электронного полиса обязательного автострахования ОГПО и полный отказ от бумажных полисов по этому виду страхования уже с 1 января 2019. Привычные бумажные полисы ОГПО можно будет сдавать в музей, как пережиток прошлого. Когда-то в мире также «похоронили» бумажные билеты на самолеты, перейдя на электронные.

Даурен Иманжанов 14 лет посвятил страхованию, пройдя путь от аварийного комиссара до председателя правления. Под его руководством «НОМАД Иншуранс» вышла в лидеры рынка, став крупной компанией с офисами в 17 городах Казахстана. В компании уже подсчитали, что после введения онлайн-страхования экономия только на бумажных полисах ОГПО составит порядка $100 тыс. в год. Полисы печатают на казахстанской банкнотной фабрике, и стоят они недёшево.

Даурен Касымханович, законопроект был инициирован в прошлом году страховыми компаниями и Национальным банком. Зачем понадобилось его вводить?

- Онлайн-страхование – шаг к удобству клиентов. Цифровизация подталкивает бизнес, в том числе и страховые компании, переориентироваться на новые технологии.

Кроме того, не секрет, что сейчас продают «левые» полисы. По моим расчётам, на всём страховом рынке Казахстана около 20-25% страховых полисов – нелегитимные. Люди ездят, не подозревая, что они не застрахованы. Когда происходит страховой случай, компания проверяет и говорит: полис поддельный. Это – шок для клиентов. Мы, страховщики, неоднократно пытались выявлять мошенников вместе с полицией, но устали бороться точечно. Одних прикроешь – появляются другие. Онлайн-страхование позволит сократить подобные случаи.

Даурен Иманжанов
Фото: Олег Спивак
Даурен Иманжанов

Будут ли инспекторы полиции штрафовать водителей за отсутствие полиса ОГПО или нет?

- Внедрение электронного полиса обязательного автострахования лишь в деталях поменяет существующую систему. В целом всё останется без изменений: казахстанские автовладельцы обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами. Штрафы за отсутствие страховых полисов не отменяются, но возить бумажный полис с 1 января 2019 не нужно, потому что будет внедрён «электронный полис». Застраховаться можно будет как в офисах страховых компаний, так и у страховых агентов. Вместо документа с печатью клиенты будут получать SMS-уведомление с номером страхового полиса обязательного автострахования ОГПО. Эту же информацию можно будет узнать напрямую у страховых компаний. Данные о застрахованных клиентах всё так же будут храниться в Единой страховой базе данных (ЕСБД).

Как электронный полис будет работать технически, например, как доказать его наличие инспектору?

- Сотрудники дорожной полиции смогут проверить наличие страхового полиса. Думаю, у них будет доступ к электронному архиву, который позволяет верифицировать страховку. Подобно тому, как инспекторы проверяют номера автомобилей на наличие техосмотра и неоплаченных штрафов, по такой же схеме будет работать проверка страхового полиса. Все так же, только без бумажного полиса на руках.

Сейчас многие водители возразят, что база может зависнуть и вообще – оригинальный бланк надежнее.

- После оплаты клиенту придет SMS -уведомление и подтверждение о покупке на электронную почту. Для уверенности можно сохранить SMS или распечатать подтверждение, но, повторюсь, этого делать не обязательно. Всё будет видно в базе. Дополнительного заверения печатями обычной черно-белой распечатки не требуется.

Какие еще страховки, помимо обязательного автострахования ОГПО, можно будет приобрести через интернет?

- Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, перевозчика перед пассажирами, туриста, аудиторов, владельцев объектов, частных нотариусов, экологическое страхование. Например, при выезде за границу будет выдаваться страховой полис в электронной форме и страховой сертификат.

В Казахстане на сайтах страховых компаний уже давно можно увидеть предложение о продаже страховок онлайн. Почему это не считается полноценным онлайн-страхованием?

- Сейчас, если вы хотите купить КАСКО или ОГПО, то заходите на сайт и отправляете заявку, отвечаете на вопросы менеджера, а затем курьер страховой компании привозит вам полис. Называть это «онлайн-страхованием» не совсем верно. Новая система предполагает полный отказ от бумажных документов. После ввода данных расчёт стоимости страховки будет производиться автоматически страховой компанией через единую страховую базу данных. И уже если клиента всё устраивает по цене, он тут же заключает договор страхования, оплатив банковской картой. После чего придет SMS-уведомление о покупке полиса.

Вы предусматриваете возможность урегулировать онлайн убытки по обязательному страхованию?

- В законе сказано, что по желанию заявителя требование о страховой выплате может быть направлено в электронной форме с приложением документов, необходимых для осуществления страховой выплаты, в виде электронных копий или электронных документов. При этом требование о страховой выплате в электронной форме не освобождает заявителя от обязанности предоставить страховщику оригиналы документов.

Думаю, это вопрос времени. Для клиентов компании мы уже запустили онлайн-сервис, благодаря которому можно отправить документы после страхового случая. С нашей стороны это первый шаг к онлайн-урегулированию убытков. Сейчас собираем информацию и думаем, что и как сделать дальше. Вообще, мне кажется, это важная тема. За последние несколько лет страховые компании активно пришли в онлайн – сегодня каждая розничная компания продаёт полисы на сайтах, сотрудничает со сторонними проектами в сфере e-commerce, развивает социальные сети, email-рассылку.

Однако на этом онлайн-страхование не должно ограничиваться. Ведь для большинства клиентов страхование начинается не в момент покупки полиса, а после страхового случая. И вот здесь на рынке пока немного действительно интересных и полезных для клиентов нововведений.

Какие же нововведения ждут вашу компанию и клиентов?

- Мы вообще делаем большую ставку на онлайн-страхование и электронные полисы. Поэтому наших клиентов ждут большие сюрпризы:

Во-первых, в ближайшее время мы запускаем новый сайт, чтобы клиентам было ещё удобнее и быстрее страховаться. Учитывая, что первый интернет-магазин мы запустили ещё в 2013 (хотя продавали на сайте задолго до этого), у нас накопилось достаточно опыта и знаний о том, что нужно делать в первую очередь. Наша цель – создать удобный инструмент, благодаря которому любой сможет не только застраховаться за несколько кликов, но и в дальнейшем отслеживать статусы своих полисов, статус выплаты и многое другое.

Во-вторых, мы совершенствуем мобильное приложение. Уже сейчас оно продаёт, и всё больше клиентов пользуется им. Во многом благодаря дополнительным функциям: оплате штрафов, проверке налогов, возможности проконсультироваться с врачами и вызвать помощь. На этом останавливаться не планируем, дальше – больше.

В-третьих, недавно мы упростили процесс сбора первичных документов после страхового случая. Чтобы сдать эти документы и написать заявление о страховом случае, сейчас не обязательно ехать в офис компании. Достаточно скачать мобильное приложение и сделать это онлайн. Мы подсчитали, что в среднем клиенты тратят 4 часа только на то, чтобы доехать до офиса по пробкам, собрать документы и написать заявление. В планах – и дальше совершенствовать это направление: смартфон всегда под рукой, не надо постоянно искать сайт компании, вводить ИИН, пароль. Если страховка заканчивается, на телефон приходят push-уведомления. Чаще скачивают пока мужчины – их 68% от всех пользователей приложения.

Разработка приложений, запуск онлайн-страхования связаны со значительными расходами на развитие ИТ-систем. Подорожают ли полисы?

- Полисы не подорожают, несмотря на то что сейчас все страховые компании настраивают интернет-платформы, а требования к их функционалу и безопасности выросли. Наши вложения несопоставимы с затратами на содержание агентских сетей, со стоимостью самих полисов. Все страховые компании заказывают их в одном месте, на банкнотной фабрике, и они не дешёвые. В прошлом году только на полисы обязательного страхования ОГПО мы потратили 33 млн тенге. Более того, законом предусмотрена скидка до 10% от стоимости страховки, если договор заключён онлайн.

В любом случае это первые и очень важные шаги, связанные с новым витком развития страховой отрасли. Думаю, за онлайн-страхованием – будущее.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить