Как девальвация повлияла на страховые компании Казахстана

12169

На этот вопрос отвечает заместитель председателя правления АО «СК «Евразия» Назым Тульчинский

Назым Тульчинский.

- Как вы считаете, насколько упадут сборы всех страховых компаний в связи с девальвацией?

- Страхование, как и другие продукты, не относящиеся к категории товаров первой необходимости, подвержено общей тенденции ухудшения экономической ситуации в стране в первую очередь. Сокращение платёжеспособности населения, уменьшение кредитования, снижение деловой активности, безусловно, отрицательно скажутся на развитии страхового сектора Казахстана. Мы не видим потенциала для долларового роста страхового рынка. Однако по опыту прошлых «тощих лет» можно сказать, что страховщики всё же в меньшей степени страдают от кризиса, чем, например, банки. Задача страховщиков сегодня состоит в том, чтобы, несмотря на очевидные трудности, оставаться страховщиками. Наш бизнес – не в получении страховых премий: мы существуем, чтобы делать страховые выплаты. Поэтому мысли о том, что в кризис надо платить своим клиентам меньше всеми законными и незаконными способами, – губительны.

- Как показывает анализ, средняя заработная плата без учёта налогов и соцвыплат (ФОТ/количество сотрудников) является самой высокой на рынке. При этом средний показатель на рынке составляет 275 тыс. тенге. Правда ли, что в вашей компании сотрудники зарабатывают в 4 раза больше, чем коллеги из других СК, или в ФОТ «сидит» еще какой-то неучтённый расход?

- Отвечая на этот вопрос, я рискую навлечь на себя проверку инспекции по труду, но всё же...  Расходы «Евразии» на оплату труда своим сотрудникам в целом выше средней зарплаты по рынку. Но за эти деньги мы ожидаем соответствующего вклада работника в наше дело. Нашей «фишкой» является входящее перестрахование, причем перестрахование зарубежных рисков. Поэтому наш рабочий день начинается вместе с коллегами из Азии и заканчивается с закрытием рынка в Великобритании. А если мы перестраховываем американский риск – то не заканчивается. Андеррайтинг входящего перестрахования, несмотря на давние попытки втиснуть его во всякого рода модели, остаётся скорее искусством. Человек нарабатывает такой опыт годами. Он получает знания не только собственно в страховании, но и узнаёт особенности ведения бизнеса в той или иной компании или даже стране. У него завязываются личные и зачастую дружественные связи с брокерами и клиентами по всему миру.  Он изучает языки - одним английским сегодня не обойдёшься. Заслуживают ли адекватной заработной платы люди, которые принимают решения ценой в несколько десятков миллионов долларов?  Прямое страхование тоже требует инвестирования в сотрудников - мы предпочитаем обучать их продавать страхование чуть более искусно, чем обещание пресловутого бензина или возврата части премии наличными. Всё это, конечно, увеличивает расходы «Евразии» на персонал. Но люди у нас - капитал такой же важный по значимости, как и собственно капитал.        

- В связи с падением курса тенге производилась или будет ли производиться индексация зарплат вашим сотрудникам?

- Конечно. Но только после индексации зарплат совету директоров и правлению. Если говорить серьёзно, то компания будет увеличивать заработную плату сотрудникам. Несмотря на то, что «Евразия» больше всех платит своим работникам, мы не можем сказать, что наш персонал переоценён. Другое дело, что идеологическим основанием повышения заработной платы будет не факт девальвации. Кризис открывает новые возможности. Труд людей, которые смогут их реализовать, будет достойно оплачен.  

- По итогам 2014 ваша компания показала эффективность. Коэффициент Cost to Income Ratio (административные и операционные расходы, поделенные на разницу между чистым сбором премий и чистыми выплатами) составил всего 21,7%, в то время как средний показатель на страховом рынке – 55,9%. Идёт ли помощь от связанных с вами структур - к примеру, Евразийского банка?

- Когда более 14 лет назад акционеры поставили задачу трансформировать «Евразию» из фактического кэптива  в рыночный институт, одним из условий было использование принципа «вытянутой руки» в отношениях с аффилированными лицами. Одновременно было оговорено, что компенсации руководителям этих лиц будут определяться исходя из финансового результата. Поэтому всякого рода «помощь» родственных структур друг другу в ущерб собственным интересам потихоньку отмерла. Сегодня «Евразия» страхует сотрудников Евразийского банка по добровольному медицинскому страхованию, но настаивать, например, на специальных ставках по другим видам страхования она не может, потому что дополнительные расходы увеличат эффективную кредитную ставку банка, и его бизнес пойдет вниз. Банк покупает страхование на условиях, которые выгодны прежде всего ему. И если цены «Евразии» выше – она не пишет этот бизнес. Аналогично «Евразия» держит деньги на депозитах в других банках, если их ставка более привлекательна.  Синергия, банкострахование, перекрёстные продажи отлично смотрятся в брифах бизнес-консультантов, а на практике, кстати говоря (и не только в Казахстане) превращаются в инструмент борьбы двух (а в больших холдингах – трёх и более) жадных медвежат. Ничего лучше для здорового бизнеса, чем чистые руки, отодвинутые от денег родственников, ещё не придумано. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить