Приведет ли к оттоку инвестиций срочная налоговая поправка в отношении иностранного бизнеса
Новый законопроект правительство Казахстана должно принять до 1 июля 2022 года

Правительство РК внесло в парламент срочный законопроект с поправками в Налоговый кодекс РК, согласно которому (среди прочего): увеличиваются ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, отменяется ряд налоговых послаблений, включая освобождения по обложению дивидендов и так далее. Учитывая законодательные особенности, данный законопроект должен быть рассмотрен и принят до 1 июля, чтобы соответствующие изменения вступили в действие 1 января 2023 года.
Обратим внимание на одну из наиболее спорных поправок, предложенную правительством РК, связанную с закупкой управленческих, консультационных, инжиниринговых услуг, услуг по предоставлению и (или) обработке информации, роялти, техническому обслуживанию, обновлению программного обеспечения, передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, полученных от взаимосвязанной стороны-нерезидента.
Позиция правительства РК
Согласно поправкам, правительство РК предлагает ограничить вычет сумм данных расходов из налогооблагаемой базы 3% от налогооблагаемого дохода казахстанского подразделения. При этом для предприятий, у которых нет доходов в силу различных обстоятельств (например, компании на стадии разведки месторождений, строительства заводов, фабрик, пуско-наладки производств, компании, которые получили убыток в течение отчетного года) вычет расходов для целей расчета корпоративного подоходного налога по вышеуказанным услугам законодательно будет невозможен, так как налогооблагаемый доход таких налогоплательщиков равен нулю.

«Атамекен»: Комитет госдоходов приготовил для бизнеса неприятный «сюрприз»
Новые правила по возврату НДС не стыкуются с существующей практикой →
Согласно сравнительной таблице, которая была направлена бизнес-сообществу через НПП «Атамекен», правительство РК объясняет необходимость введения такого ограничения тем, что «в ходе налогового контроля установлено, что налогоплательщики в целях снижения налоговой нагрузки активно закупают у своих аффилированных компаний консалтинговые, маркетинговые и прочие подобные виды услуг. Комитетом государственных доходов расходы на такие виды услуг рассматриваются в качестве выплат скрытых дивидендов, которые в мировой практике не подлежат отнесению на вычеты. Например: управленческие решения, принимаемые материнской компанией в отношении дочерней компании, главным образом, несут в себе цель увеличение дивидендов и стоимости дочерней компании и, соответственно, фактически не могут рассматриваться в качестве структурно необходимых расходов, поскольку материнская компания уже получит прибыль от своих управленческих решений в виде увеличения дивидендов и стоимости компании.
Согласно поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, озвученному на выступлении на заседании мажилиса парламента РК 11 января 2022 года, в рамках социальной и политической ответственности бизнеса реинвестировать средства в экономику страны, а также осуществить возврат и стимулирование к возврату капитала в страну, а также усиление барьеров для оттока финансов в офшоры».
Данная поправка, помимо прочих, также применима и к международным корпорациям. В целях унификации и стандартизации своих процессов, а также оптимизации своих операционных издержек, корпорации имеют хабы или центры операционного обслуживания, где работает персонал со специальными знаниями и компетенциями. Подобные центры могут также обладать правами на патенты или торговые марки/знаки. Тем самым центры обслуживания поддерживают подразделения международной группы по всему миру.
Например, центры обслуживания имеют лицензии на торговые знаки/марки, оказывают услуги по управлению крупными проектами, содействуют бухгалтерским, административным услугам, предоставляют информационные технологии. Казахстанские подразделения, в свою очередь, приобретают услуги или получают доступ к технологиям и знаниям в целях своей деятельности в Казахстане.
Спорные положения
Позиция правительства является неоднозначной, как минимум, по следующим основаниям:
- игнорируется принцип добросовестности налогоплательщика, так как получение услуг от взаимосвязанных сторон продиктовано бизнес-необходимостью и недопустимо априори рассматривать всех налогоплательщиков, пользующихся внутригрупповыми услугами, как нарушителей, которые выплачивают «скрытые» дивиденды, без тщательной оценки сути предпринимаемой бизнес-транзакции, подтверждающих документов и других обстоятельств;
- ограничение вычета по всем взаимосвязанным контрагентам не связано с оттоком финансов в офшорные юрисдикции, так как, чаще всего, платежи проводятся в адрес юрисдикций с сопоставимым (или даже еще более высоким) уровнем налогообложения;
- негативно повлияет на казахстанский инвестиционный климат, так как международные группы посчитают, что открытие подразделения в Казахстане сопряжено с повышенной стоимостью на такие внутригрупповые услуги (по сути, они становятся «дороже» почти на 20%) по сравнению с иными или соседними юрисдикциями в регионе или в мире.
Если данная поправка будет принята, она, по сути, снизит конкурентоспособность нашей страны, и международные корпорации могут задуматься об экономической целесообразности наличия казахстанских подразделений, а новые инвесторы могут выбрать соседние страны в качестве региональных офисов. Следует также отметить, что предложенные поправки не приведут к обозначенной правительством цели по снижению вывода капитала в офшоры, так как большинство хабов международных корпораций там не находятся. При этом, однако, данное предложение ставит под удар все законопослушные международные корпорации и их дочерние подразделения.
Мировая практика и контроль по трансфертному ценообразованию
В мировой практике администрирование внутригрупповых услуг также вызывает много вопросов и споров между бизнесом и налоговыми органами. Вместе с этим такие вопросы отслеживаются через контроль по трансфертному ценообразованию, когда налогоплательщик готовит детальное обоснование, с какой целью и по какой стоимости он приобретает те или иные услуги от других взаимосвязанных компаний. Контроль по трансфертному ценообразованию действует в Казахстане с 2001 года, и в 2019 году в него были введены дополнительные требования по подготовке трехуровневой отчетности по трансфертному ценообразованию, обязательной для подачи в налоговой органы участниками международных групп. В правилах по заполнению этой отчетности имеется развернутое требование по разъяснению порядка по применению ценообразования по сделкам налогоплательщика со взаимосвязанными сторонами, в том числе по внутригрупповым услугам.

Налог на роскошь и ухищрения богатейших
Что будет, если облагать налогом не состояние богатых людей, а те средства,... →
Следует отметить, что правительство делает определенные шаги для усиления контроля по трансфертному ценообразованию. Например, в начале 2022 года было создано отдельное специализированное управление по трансфертному ценообразованию Комитета государственных доходов Министерства финансов РК. У данного управления имеется доступ в различные информационные базы данных в целях определения рыночных цен или уровня рентабельности по различным видам товаров и услуг.
Однако введение данной поправки ставит вопрос об эффективности и работоспособности существующего процесса администрирования вопросов трансфертного ценообразования по своевременному выявлению недобросовестных транзакций.
Если обратиться к судебной практике по вопросам трансфертного ценообразования последних лет (судебные дела по налоговым спорам являются публичными), то очевидно, что подавляющее количество споров касаются вопросов ценообразования при экспорте товаров, при этом споры в отношении ценообразования вышеуказанных внутригрупповых услуг практически отсутствуют.
Рекомендации
Возможно, вместо внесения ограничивающей нормы по вычету расходов по внутригрупповым услугам для всех налогоплательщиков, правительству стоило бы задуматься о переходе к более современным и эффективным мерам контроля и улучшения систем обработки отчетности по трансфертному ценообразованию: внедрение современных информационно-цифровых технологий обработки больших данных, автоматизация анализа сделок по внутригрупповым услугам для выявления потенциально недобросовестных транзакций и т.п.

Текущие тренды камерального контроля по вопросам налогообложения в РК
В Казахстане налоговые споры приобрели статус обычного явления почти для ка... →
Казахстан является суверенным государством и вправе сам решать, какие правила устанавливать, при этом, однако, конкурентоспособность нашей экономики в значительной мере обеспечивается законодательством, которое основано на международных принципах, включая принципы налогообложения.
Мы считаем, что существуют другие, более эффективные пути, как добиться цели по увеличению объемов реинвестирования в экономику страны, стимулированию возврата капитала, а также усилить барьеры для оттока финансов в офшоры, которые заслуживают внимания и требуют обсуждения. Есть надежда, что правительство и парламент еще раз проведут анализ наиболее эффективных инструментов борьбы с выводом капитала, в том числе с учетом международного опыта, перед тем как обсуждаемый законопроект будет подписан президентом.
Тимур Журсунов, партнер, руководитель налоговой и юридической практики PwC Казахстан
Нурсултан Нурбаев, директор группы по трансфертному образованию PwC Казахстан