Приведет ли к оттоку инвестиций срочная налоговая поправка в отношении иностранного бизнеса

14394

Новый законопроект правительство Казахстана должно принять до 1 июля 2022 года

ФОТО: © Depositphotos.com/minervastock

Правительство РК внесло в парламент срочный законопроект с поправками в Налоговый кодекс РК, согласно которому (среди прочего): увеличиваются ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, отменяется ряд налоговых послаблений, включая освобождения по обложению дивидендов и так далее. Учитывая законодательные особенности, данный законопроект должен быть рассмотрен и принят до 1 июля, чтобы соответствующие изменения вступили в действие 1 января 2023 года.

Обратим внимание на одну из наиболее спорных поправок, предложенную правительством РК, связанную с закупкой управленческих, консультационных, инжиниринговых услуг, услуг по предоставлению и (или) обработке информации,  роялти, техническому обслуживанию, обновлению программного обеспечения, передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, полученных от взаимосвязанной стороны-нерезидента.

Позиция правительства РК

Согласно поправкам, правительство РК предлагает ограничить вычет сумм данных расходов из налогооблагаемой базы 3% от налогооблагаемого дохода казахстанского подразделения. При этом для предприятий, у которых нет доходов в силу различных обстоятельств (например, компании на стадии разведки месторождений, строительства заводов, фабрик, пуско-наладки производств, компании, которые получили убыток в течение отчетного года) вычет расходов для целей расчета корпоративного подоходного налога по вышеуказанным услугам законодательно будет невозможен, так как налогооблагаемый доход таких налогоплательщиков равен нулю.

Согласно сравнительной таблице, которая была направлена бизнес-сообществу через НПП «Атамекен», правительство РК объясняет необходимость введения такого ограничения тем, что «в ходе налогового контроля установлено, что налогоплательщики в целях снижения налоговой нагрузки активно закупают у своих аффилированных компаний консалтинговые, маркетинговые и прочие подобные виды услуг. Комитетом государственных доходов расходы на такие виды услуг рассматриваются в качестве выплат скрытых дивидендов, которые в мировой практике не подлежат отнесению на вычеты. Например: управленческие решения, принимаемые материнской компанией в отношении дочерней компании, главным образом, несут в себе цель увеличение дивидендов и стоимости дочерней компании и, соответственно, фактически не могут рассматриваться в качестве структурно необходимых расходов, поскольку материнская компания уже получит прибыль от своих управленческих решений в виде увеличения дивидендов и стоимости компании.

Согласно поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, озвученному на выступлении на заседании мажилиса парламента РК 11 января 2022 года, в рамках социальной и политической ответственности бизнеса реинвестировать средства в экономику страны, а также осуществить возврат и стимулирование к возврату капитала в страну, а также усиление барьеров для оттока финансов в офшоры».

Данная поправка, помимо прочих, также применима и к международным корпорациям. В целях унификации и стандартизации своих процессов, а также оптимизации своих операционных издержек, корпорации имеют хабы или центры операционного обслуживания, где работает персонал со специальными знаниями и компетенциями. Подобные центры могут также обладать правами на патенты или торговые марки/знаки. Тем самым центры обслуживания поддерживают подразделения международной группы по всему миру.

Например, центры обслуживания имеют лицензии на торговые знаки/марки, оказывают услуги по управлению крупными проектами, содействуют бухгалтерским, административным услугам, предоставляют информационные технологии. Казахстанские подразделения, в свою очередь, приобретают услуги или получают доступ к технологиям и знаниям в целях своей деятельности в Казахстане.

Спорные положения

Позиция правительства является неоднозначной, как минимум, по следующим основаниям:

  • игнорируется принцип добросовестности налогоплательщика, так как получение услуг от взаимосвязанных сторон продиктовано бизнес-необходимостью и недопустимо априори рассматривать всех налогоплательщиков, пользующихся внутригрупповыми услугами, как нарушителей, которые выплачивают «скрытые» дивиденды, без тщательной оценки сути предпринимаемой бизнес-транзакции, подтверждающих документов и других обстоятельств;
  • ограничение вычета по всем взаимосвязанным контрагентам не связано с оттоком финансов в офшорные юрисдикции, так как, чаще всего, платежи проводятся в адрес юрисдикций с сопоставимым (или даже еще более высоким) уровнем налогообложения;
  • негативно повлияет на казахстанский инвестиционный климат, так как международные группы посчитают, что открытие подразделения в Казахстане сопряжено с повышенной стоимостью на такие внутригрупповые услуги (по сути, они становятся «дороже» почти на 20%) по сравнению с иными или соседними юрисдикциями в регионе или в мире.

Если данная поправка будет принята, она, по сути, снизит конкурентоспособность нашей страны, и международные корпорации могут задуматься об экономической целесообразности наличия казахстанских подразделений, а новые инвесторы могут выбрать соседние страны в качестве региональных офисов. Следует также отметить, что предложенные поправки не приведут к обозначенной правительством цели по снижению вывода капитала в офшоры, так как большинство хабов международных корпораций там не находятся. При этом, однако, данное предложение ставит под удар все законопослушные международные корпорации и их дочерние подразделения.

Мировая практика и контроль по трансфертному ценообразованию

В мировой практике администрирование внутригрупповых услуг также вызывает много вопросов и споров между бизнесом и налоговыми органами. Вместе с этим такие вопросы отслеживаются через контроль по трансфертному ценообразованию, когда налогоплательщик готовит детальное обоснование, с какой целью и по какой стоимости он приобретает те или иные услуги от других взаимосвязанных компаний. Контроль по трансфертному ценообразованию действует в Казахстане с 2001 года, и в 2019 году в него были введены дополнительные требования по подготовке трехуровневой отчетности по трансфертному ценообразованию, обязательной для подачи в налоговой органы участниками международных групп. В правилах по заполнению этой отчетности имеется развернутое требование по разъяснению порядка по применению ценообразования по сделкам налогоплательщика со взаимосвязанными сторонами, в том числе по внутригрупповым услугам.

Следует отметить, что правительство делает определенные шаги для усиления контроля по трансфертному ценообразованию. Например, в начале 2022 года было создано отдельное специализированное управление по трансфертному ценообразованию Комитета государственных доходов Министерства финансов РК. У данного управления имеется доступ в различные информационные базы данных в целях определения рыночных цен или уровня рентабельности по различным видам товаров и услуг.

Однако введение данной поправки ставит вопрос об эффективности и работоспособности существующего процесса администрирования вопросов трансфертного ценообразования по своевременному выявлению недобросовестных транзакций.

Если обратиться к судебной практике по вопросам трансфертного ценообразования последних лет (судебные дела по налоговым спорам являются публичными), то очевидно, что подавляющее количество споров касаются вопросов ценообразования при экспорте товаров, при этом споры в отношении ценообразования вышеуказанных внутригрупповых услуг практически отсутствуют.

Рекомендации

Возможно, вместо внесения ограничивающей нормы по вычету расходов по внутригрупповым услугам для всех налогоплательщиков, правительству стоило бы задуматься о переходе к более современным и эффективным мерам контроля и улучшения систем обработки отчетности по трансфертному ценообразованию: внедрение современных информационно-цифровых технологий обработки больших данных, автоматизация анализа сделок по внутригрупповым услугам для выявления потенциально недобросовестных транзакций и т.п.

Казахстан является суверенным государством и вправе сам решать, какие правила устанавливать, при этом, однако, конкурентоспособность нашей экономики в значительной мере обеспечивается законодательством, которое основано на международных принципах, включая принципы налогообложения.

Мы считаем, что существуют другие, более эффективные пути, как добиться цели по увеличению объемов реинвестирования в экономику страны, стимулированию возврата капитала, а также усилить барьеры для оттока финансов в офшоры, которые заслуживают внимания и требуют обсуждения. Есть надежда, что правительство и парламент еще раз проведут анализ наиболее эффективных инструментов борьбы с выводом капитала, в том числе с учетом международного опыта, перед тем как обсуждаемый законопроект будет подписан президентом.

Тимур Журсунов, партнер, руководитель налоговой и юридической практики PwC Казахстан

Нурсултан Нурбаев, директор группы по трансфертному образованию PwC Казахстан

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить