Почему крупные банки усилят влияние на глобальный банковский рынок

Турбулентность первого квартала 2022 года привела к перегруппировке в банковском секторе

Сауле Жакаева - председатель правления Ситибанк Казахстан
ФОТО: © Андрей Лунин
Сауле Жакаева - председатель правления Ситибанк Казахстан

Ситибанк Казахстан не особенно активен в последнее время в медийном пространстве.

Этому отчасти способствует отсутствие розничного блока в его стратегии. Citi сфокусирован на корпоративном сегменте и четко определяет клиентские ниши: крупнейшие международные компании, ведущие бизнес в Казахстане, крупнейшие казахстанские компании, государственный сектор, квазигосударственные компании, финансовые институты.

Между тем на протяжении 2021 года у Ситибанка была активная повестка. Материнская Citigroup выступала ключевым партнером для международных инвесторов, крупнейших предприятий страны и правительства. Одним из самых примечательных событий стал пересмотр рейтинга Казахстана агентством Moody’s впервые за девять лет, где Citi выступил одним из советников в рамках мандата на консалтинг по суверенному рейтингу. Банку есть чем похвастать и в «личном зачете». В третий раз подряд он был назван лучшим иностранным банком в Казахстане, по мнению издания Asiamoney. KASE определила его лидером рынка иностранных валют. И очень ценное признание – лучший цифровой банк для корпоративных/институциональных клиентов в Казахстане по версии Global Finance World’s Best Digital Banks Awards.

Председатель правления Ситибанк Казахстан Сауле Жакаева считает, что прошедший год для банковского сектора был успешным, хотя, конечно, не обошлось без вызовов, связанных, например, с продолжавшейся пандемией, но Казахстан справился с ними на отлично. «Мы видели приличный запас прочности сектора по основным его показателям», – отмечает Жакаева.

По итогам 2021 года Ситибанк Казахстан по размеру активов поднялся среди 22 БВУ с 11-го на 10-е место, сохраняя качество активов. Рентабельность активов составила 5% – выше, чем по сектору. В Сiti рост доходности активов связывают с качеством клиентской базы. «Мы инвестируем в те направления бизнеса, в которых конкурентные преимущества и возможности компании наиболее масштабны и что, в свою очередь, может обеспечить наибольшую прибыльность», – говорит Жакаева. Такой позиции Citi придерживается во всех странах, где ведет бизнес. В будущем глобальный розничный бизнес Citi будет состоять из двух больших подразделений в США и Мексике, а также четырех центров – в Сингапуре, Гонконге, Лондоне и ОАЭ, – обслуживая 100 млн клиентов. Институциональный бизнес Citi продолжит работать во всех странах, где представлен сегодня.

Интересен также разрыв в рентабельности капитала между рынком и Citi. По банковскому рынку в среднем она составила 30%, у Citi – 35%. Причем за 2021 год капитал банка сократился. На начало 2022 года он составлял 126,2 млрд тенге, тогда как годом ранее достигал 161 млрд. Жакаева объясняет сжатие капитала дивидендной политикой: «Банк придерживается консервативного подхода к выплате дивидендов, выплачивая их ежегодно по итогам аудированной отчетности. В 2020 году из-за ситуации с коронавирусом выплаты не производились, что привело к росту капитала. В 2021 году снижение капитала было вызвано выплатой дивидендов за накопленный период. В 2022 году мы не ожидаем каких-либо изменений данного показателя».

Турбулентность первого квартала 2022 года привела к перегруппировке в банковском секторе. Часть банков, в том числе Citi, нарастили депозитную базу. Рост пассивов, однако, вряд ли будет синхронизирован с кредитной активностью. Решение в подобном вопросе принимается исходя из текущей бизнес-необходимости. В целом, если говорить про кредитование, по словам Жакаевой, кредитный портфель будет расти органически по мере роста клиентской базы и запуска новых проектов существующими клиентами.

«В настоящий момент банковская система находится в непростой ситуации. Мы наблюдаем такие глобальные вызовы, как высокая инфляция, высокие ставки, повышенная волатильность на рынке, нарушение цепочек поставок», – замечает собеседница. Но, как обычно, считает она, зачастую возможности и точки роста рождаются из вызовов. Турбулентность может предоставить возможности в области сделок слияния и поглощения для успешных компаний и для тех, что выигрывают от высоких цен на энергоносители и что могут помочь мировым экономикам отойти от углеродной зависимости. Возможности для инвестиций могут появиться и в связи с тем, что лидирующие компании могут направить свои усилия на сокращение цепочек поставок.

ФОТО: © Андрей Лунин

Тренд на технологичность

По словам Жакаевой, большинство международных клиентов на данный момент придерживаются консервативных стратегий. В целом аналитики Citi выделяют ряд долгосрочных трендов в экономике, от которых могут выиграть в первую очередь компании, связанные с цифровизацией, ростом продолжительности жизни и зеленой энергетикой. Среди долгосрочных трендов можно выделить два как наиболее релевантные для многих секторов, включая банковский: цифровизация и централизация. «В банковской сфере выигрывать будет тот, у кого максимально качественное, широкое и постоянное клиентское предложение наряду с правильной структурой расходов», – полагает Жакаева. Второй тренд напрямую зависит от первого, «поскольку цифровизация позволяет централизовать операции, расширяя при этом охват деятельности и инвестируя более экономно».

Одним из глобальных трендов 2022 года, о котором говорит большинство экспертов, является значительное проникновение в банковский бизнес инструментов на основе искусственного интеллекта (ИИ). Речь идет об CRM (Customer Relationship Management) – инструментах управления отношениями с клиентом. В данный момент CRM являются ключевыми для выстраивания стратегии маркетинговых взаимодействий банка с клиентом. Гигабайты информации о транзакциях клиентов банки стараются использовать в маркетинговых целях. Инструменты агрегации данных сокращают время исследований с часов до минут. И работают на увеличение продаж. Автоматизированные программы CRM анализируют действия клиента, чтобы понять, к чему он более склонен: сделать вклад, взять кредит и т. д. Программы оценивают финансовые предпочтения клиента и формируют его «портрет». IT-система моделирует классификацию клиентов и прогнозирует их поведение, помогая банку предложить предпочтительные для них продукты и сервисы. Так, аналитическая система помогает планировать и отслеживать маркетинговые кампании; выстраивать математические модели для определения целевой аудитории, продуктов и каналов коммуникаций. Инструменты CRM позволяют увидеть взаимосвязь между популярными продуктами и расположенностью заинтересоваться другими. Это позволяет выстраивать стратегию предложения. К примеру, CRM изучит причину ухода клиента и сделает для него персональное предложение с целью вернуть его на обслуживание.

Инструменты CRM для коммуникации с клиентом используют для улучшения сервиса – за счет персонального подхода и сокращения времени обслуживания. Оператору кол-центра известна история обслуживания клиента и полученные им продукты. Это позволяет вести диалог, понимая его предпочтения, а также сделать индивидуальное предложение – система анализирует взаимосвязь между полученными услугами и последующими транзакциями.

Результаты исследования канадского агентства Accenture показывают, что, используя инструменты CRM, банки получают увеличение на 3–5% кросс-продаж, а также числа новых клиентов на 2–3%. По оценкам аналитиков агентства, расширяя возможности CRM и используя данные их аналитики, банки увидят рост выручки от 5 до 8%.

ФОТО: © Андрей Лунин

Глобальный дефицит торгового финансирования в 2022 году оценивается для импортеров и экспортеров из МСБ в развивающихся странах в $3,6 трлн, тогда как в 2017 году, по оценке Азиатского банка развития, не превышал $1,7 трлн. Торговое финансирование для МСБ выступает следующим значительным фактором, определяющим развитие глобальной банковской системы. Исследование Coalition (международного консорциума национальных организаций) прогнозирует, что увеличение общего пула доходов от торгового финансирования для банков достигнет $54 млрд в 2022 году, превысив объем, существовавший до ковидного периода. Условия для роста создают возможности автоматизации в сегменте торгового финансирования благодаря технологиям блокчейн, машинного обучения и ИИ. К примеру, банкиры начинает использовать ИИ для автоматизации стандартов, чтобы сократить время обработки данных при рассмотрении вопроса о выдаче аккредитива. Следующий шаг в автоматизации процессов торгового финансирования – применение открытого банкинга, который расширяет доступность третьих лиц к API клиентов банка. Доступ третьих лиц к счетам банковских клиентов ускоряет конкуренцию в сторону более быстрого ввода продуктов, автоматизации процессов и повышения общей эффективности коммерческого банкинга. В настоящее время банкам зачастую не хватает базовых данных для оперативного предоставления МСБ доступа к кредитным продуктам. Но через новые технологии доступа банк может быстро изучить информацию, чтобы увидеть, готов ли он предоставить финансирование бизнесу в цепочке поставок.

Современные технологии все больше определяют доходность банковского бизнеса, одновременно расширяя возможности крупных банков. Технологическое усиление и обозначающийся разрыв с небольшими банками – магистральный тренд в банковском секторе. Цифровые ожидания клиентов растут, и более мелкие банки начинают утрачивать позиции, поскольку не у всех есть финансовые ресурсы идти в ногу со временем. Выход на банковский рынок финтех-компаний заставляет крупные банки покупать наиболее интересные проекты с приращением их технологий в свой бизнес. Банки клиентов превращаются в высокотехнологичные институты с высоким уровнем взаимодействия между поставщиками услуг. Для мелких и средних банков актуальны варианты слияний или же партнерство с финтехами, иначе технологический разрыв с крупными банками усилится и небольшим банкам будет сложно оставаться в бизнесе.

В 2022 году глобальные банки столкнутся с проблемой конкуренции за талантливых сотрудников со стороны финтех-индустрии. Кремниевая долина и аналогичные национальные технологические анклавы предлагают IT-специалистам задачи, способствующие их профессиональному росту. Эксперты в связи с этим рекомендуют банкам больше внимания уделять созданию привлекательного образа своего будущего, ориентированного на инновации, начинать думать и действовать как финтех-компания, предлагая таким специалистам гибкий график работы, уделяя внимание экологическим, социальным и управленческим инициативам. Прогнозируется, что к 2025 году миллениалы составят 75% мировой рабочей силы.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9598 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить