В S&P рассказали, что будет с банками Казахстана

8210

Аналитики рейтингового агентства полагают, что поддержанию рейтингов БВУ будет способствовать финансовая помощь со стороны правительства

Фото: sputnik.by

В июле 2017 S&P Global Ratings повысило рейтинг второго по величине казахстанского банка АО "Казкоммерцбанк" на две ступени после получения им значительной государственной поддержки.

«Мы ожидаем, что реализация «Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан» будет способствовать поддержанию стабильности банковского сектора страны в краткосрочной перспективе, но вряд ли обусловит большое число дальнейших позитивных рейтинговых действий», - говорится в отчете S&P.

В рамках этой программы правительство выделит значительные ресурсы для поддержания стабильности банковской системы страны. Помимо 2,1 трлн тенге (4% ВВП), уже предоставленных ККБ ранее в этом году, в 4 квартале 2017 ряд других крупных и средних казахстанских банков получит дополнительно 500-700 млрд тенге (1,0-1,4% ВВП) в форме субординированного долга. Это позволит банкам сформировать значительные дополнительные резервы на потери по проблемным кредитам, которые могут возникнуть с учетом существенного снижения темпов экономического роста и девальвации тенге в последние три года, и должно способствовать росту кредитования.

Мы ожидаем, говорят в рейтинговом агентстве, что эти инициативы окажут наибольшее позитивное влияние на те казахстанские банки, которые в полном объеме отражают в отчетности проблемные кредиты и чьи акционеры демонстрируют готовность и способность поддерживать свои инвестиции. Однако с учетом того, что принять участие в программе могут только те банки, которые принадлежат казахстанским собственникам и чей собственный капитал превышает 45 млрд тенге, а Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) собирается повысить требования к уровню резервов всех финансовых организаций страны, мы считаем возможным, что более слабые банки (которые не могут осуществлять деятельность без поддержки государства или акционеров) будут вынуждены объединиться с более сильными игроками или покинуть рынок.

Резюме S&P

  • Мы ожидаем, что главным результатом программы финансирования казахстанского банковского сектора станет повышение его стабильности благодаря признанию проблемных кредитов банками и увеличению резервов на потери по этим кредитам.
  • Мы не прогнозируем большого числа позитивных рейтинговых действий в отношении казахстанских банков, поскольку ожидаем, что государственная поддержка обеспечит финансирование дополнительных резервов, но не обязательно приведет к улучшению показателей капитализации. Вместе с тем мы отмечаем, что реализация программы может позволить избежать негативных рейтинговых действий в отношении банков, учитывая в основном «негативные» прогнозы по их рейтингам.
  • На наш взгляд, эффективность программы будет зависеть от точного признания банками проблемных кредитов и готовности акционеров оказывать им поддержку.
  • В то же время мы полагаем, что в долгосрочной перспективе предоставление государством поддержки для урегулирования проблем банковского сектора может, однако, подтолкнуть банки к принятию чрезмерно высоких рисков.
  • Пока неясно, достигнет ли программа основных целей — «расчистки» банковской системы от проблемных кредитов и стимулирования роста кредитования.

Поддержка будет способствовать увеличению резервов на потери по проблемным кредитам

Мы ожидаем, утверждают специалисты, что главным результатом программы станет повышение стабильности банковского сектора Казахстана благодаря признанию банками проблемных кредитов и увеличению резервов на потери по ним.

«По нашему мнению, казахстанские банки не отражают в отчетности фактические показатели качества активов, поскольку их запасы капитала недостаточны для формирования адекватных резервов на возможные потери по проблемным кредитам. По данным НБРК, доля проблемных кредитов в казахстанских банках составляла 12,8% совокупного объема кредитов по состоянию на 1 сентября 2017. По нашим оценкам, объем кредитов, платежи по которым просрочены более чем на 90 дней, может достигать 20% (по международным стандартам финансовой отчетности — МСФО). Кроме того, около 15-20% кредитных портфелей казахстанских банков составляют реструктурированные проблемные кредиты, платежи по которым были бы просрочены без пересмотра первоначальных условий», - говорится в распространенном документе.

Накопление проблемной задолженности в казахстанских банках связано как с динамикой выплат по кредитам, выданным до финансового кризиса 2008, так и с ухудшением качества кредитов, выданных за последние пять лет, в связи с наступлением сроков погашения по ним и окончанием льготных периодов.

В последние два года увеличение объема проблемных кредитов, отраженных в отчетности казахстанских банков (без учета активов ККБ), было не столь значительным, как ожидали эксперты, имея в виду, что наступление сроков погашения по этим кредитам происходит на фоне значительного снижения темпов роста ВВП и девальвации тенге.

«В частности, мы прогнозировали увеличение объема проблемной задолженности в банках, которые демонстрировали агрессивный рост кредитных портфелей в последние пять лет, а также имеют высокий уровень концентрации на отдельных контрагентах и секторах или высокую долю кредитов в иностранной валюте. Вместе с тем, на наш взгляд, качество активов казахстанских банков в целом существенно не изменилось, несмотря на сокращение капитализации большинства из них в связи с занижением объема проблемных кредитов в отчетности», - пишут в S&P.

Единственным исключением стало признание проблемной задолженности в ККБ, когда банк ожидал получения поддержки фондирования перед сделкой с Халык банком. ККБ признал проблемными кредиты на сумму около 286 млрд тенге и сформировал дополнительные резервы в размере 408 млрд тенге в 2017, в результате чего покрытие проблемных кредитов резервами составило около 80%.

Эксперты агентства ожидают, что наибольшую выгоду в ходе программы получат банки, которые имеют низкие коэффициенты достаточности капитала или демонстрируют очень быстрый рост кредитных портфелей в последние пять лет. По их мнению, резервы в размере 16,1% совокупных кредитных портфелей (по состоянию на 1 сентября 2017) недостаточны для покрытия проблемных кредитов и реструктурированных кредитов в полном объеме (по МСФО). Вместе с тем, хотя регулятивный коэффициент достаточности капитала казахстанской банковской системы составлял 17,4% на 1 августа 2017 при минимальном требовании в 10%, они отмечают значительную неравномерность показателей банков: по данным отчетности некоторых из них, регулятивный коэффициент достаточности капитала К2 превышал минимальное значение не более чем на 100 базисных пунктов. На взгляд S&P, это подвергает банки определенным рискам; ведение деятельности со столь низким запасом в рамках этого коэффициента может обусловить негативные рейтинговые действия.

Улучшение показателей капитализации, как и повышение рейтингов, маловероятно

Аналитики предполагают, что их оценка показателей капитализации в рамках нашей методологии расчета коэффициента капитала, скорректированного с учетом рисков (risk-adjusted capital) и, как следствие, рейтинги большинства казахстанских банков не будут повышены после предоставления субординированного долга правительством и вливания капитала 1-го уровня со стороны акционеров. Это связано с тем, что, по их мнению, приток капитала обеспечит финансирование дополнительных резервов, но не обязательно приведет к улучшению показателей капитализации банков.

«В связи с этим мы не ожидаем позитивных рейтинговых действий в отношении банков, которые примут участие в программе, если они не смогут повысить способность абсорбировать убытки и улучшить практику риск-менеджмента, - говорят эксперты. –  Вместе с тем мы отмечаем, что финансовая помощь со стороны государства может позволить избежать негативных рейтинговых действий в отношении банков, учитывая в основном «негативные» прогнозы по их рейтингам».

Кроме того, на взгляд S&P, под давлением окажется кредитоспособность тех банков, которые в силу своей небольшой величины не смогут участвовать в программе. В настоящее время прогнозы по рейтингам всех таких банков — «негативные».

«Мы полагаем, что некоторые банки будут вынуждены согласиться на сделки слияния или поглощения, чтобы выполнять пруденциальные нормативы, если их акционеры не смогут или не будут готовы предоставить им поддержку капитала. В последнем случае мы допускаем возможность того, что такие банки прекратят деятельность», - сообщает агентство.

Участие акционеров в программе поддержки чрезвычайно важно для повышения прозрачности и стабильности банковской системы

В целом в S&P позитивно оценивают тот факт, что частные акционеры казахстанских банков должны будут принять участие в рекапитализации банков наряду с государством (на пропорциональной основе). На их взгляд, это способствует снижению рисков, принимаемых менеджментом и акционерами, и повышает прозрачность структуры акционерной собственности. Кроме того, при такой схеме лучше определяется максимальный объем государственной поддержки: он может превышать сумму, которую готовы предоставить акционеры, не более чем в два раза.

Программа предусматривает внедрение эффективного механизма урегулирования проблем неконкурентоспособных банков. В отличие от стран Европейского Союза, Казахстан еще не принял директиву ЕС о восстановлении и санации банков (Bank Recovery and Resolution Directive). В настоящее время Казахстан использует механизм добровольной рекапитализации за счет конвертации средств кредиторов в капитал (bail-in), что требует поддержки более чем 75% кредиторов. Поскольку депозиты организаций, связанных с государством, составляют около четверти совокупного объема депозитов казахстанского банковского сектора, стоимость добровольной реструктуризации для налогоплательщиков может быть значительной.

По оценкам экспертов, депозиты физических и юридических лиц в банках, которые соответствуют критериям участия в программе, составляли около 7,2 трлн тенге по состоянию на 1 сентября 2017, что примерно в 10 раз превышает объем запланированной государственной поддержки. Вместе с тем в небольших банках, принадлежащих казахстанским собственникам, которые не могут принять участие в программе, поскольку объем их капитала меньше 45 млрд тенге, хранится всего 0,7 трлн тенге депозитов клиентов. Это свидетельствует о том, что проблемы у таких банков не окажет значительного влияния на доверие вкладчиков и стабильность банковской системы страны. Ожидается, что иностранные банки предоставят поддержку дочерним казахстанским банкам самостоятельно.

«Мы отмечаем риск того, что казахстанские акционеры не смогут обеспечить вливания капитала в запланированном объеме или в сроки, согласованные с регулирующим органом, поскольку их финансовое положение может измениться», - сообщается в докладе.

Согласно условиям программы акционеры банка должны в течение трех лет предоставить капитал в размере не менее половины объема государственной поддержки. Вместе с тем акционеры могут использовать механизм удержания прибыли вместо того, чтобы предоставлять вливания капитала в денежной форме. Это может подтолкнуть банки к выбору стратегии развития с повышенными рисками, нацеленной на получение высокой прибыли в краткосрочной перспективе. Таким образом, в конечном счете эффективность программы будет зависеть от точного признания банками проблемных кредитов и готовности акционеров оказывать банкам поддержку. В противном случае большинство банков в казахстанской банковской системе окажутся слабыми и непрозрачными.

Эффективность господдержки банковскому сектору в долгосрочной перспективе не очевидна

Пока неясно, достигнет ли программа своих основных целей — «расчистки» банков от проблемных кредитов и стимулирования роста кредитования. Как показывает опыт, предоставление государственных средств не снижает склонность банков к принятию рисков.

«Мы отмечаем, что в 2009 банковский сектор Казахстана уже получил государственную поддержку в размере около $2,3 млрд (примерно 2% ВВП в 2009) для «расчистки» балансов крупнейших банков. После этого многие казахстанские банки продолжили придерживаться стратегии быстрого роста, причем темпы роста активов некоторых банков средней величины превышали 30% в год, что, на наш взгляд, связано с чрезвычайно высокими рисками. Объем запланированной в настоящее время поддержки еще больше — до 3 трлн тенге ($8 млрд, или около 5,5% ВВП), что может побудить казахстанские банки к принятию еще бóльших рисков», - подчеркивают аналитики.

Аналогичная программа государственной поддержки была проведена в России в 2015-2016, когда 34 крупных и средних банка получили от государства около 850 млрд руб. ($14 млрд, или около 1% ВВП России) в форме вливаний капитала 2-го уровня. Эта программа была призвана поддержать стабильность банковской системы и сократить убытки, понесенные банками в связи со снижением темпов экономического роста и резкой девальвацией рубля. Условия участия в программе, инициированной российским правительством, были сходны с требованиями НБРК (например, такие параметры, как объем собственного капитала и прозрачность структуры акционерной собственности). Вместе с тем некоторые российские банки, принявшие участие в программе, сохранили очень высокую склонность к принятию рисков, что привело к вмешательству со стороны регулятора в ряд таких банков.

Основные условия программы

Организации, соответствующие условиям программы

Банки, которые принадлежат казахстанским собственникам и чей капитал превышает 45 млрд тенге. Участие в программе является добровольным.

Механизм и сроки оказания поддержки

В 4 квартале 2017 правительство планирует предоставить банкам, которые соответствуют критериям участия в программе, субординированный долг на 15 лет. Оператором программы станет АО «Казахстанский фонд устойчивости», дочерняя организацию НБРК. Банки должны будут вложить эти средства в государственные облигации, после чего в течение 15 лет будут получать доход от разницы между процентными выплатами по субординированному долгу и процентными поступлениями по государственным облигациям.

Помимо этого в ближайшие три года банки должны получить вливания капитала 1-го уровня со стороны частных акционеров в пропорции 1:2 и могут использовать эти средства для формирования резервов по МСФО. При условии выполнения требований банки со временем получат право продавать эти государственные ценные бумаги и использовать их в сделках РЕПО. В течение 15 лет банки должны будут вернуть государству полученные от него средства.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить