В погоне за кошельком потребителя

8196

Каков сегодняшний казахстанский потребитель, какие форматы он выбирает, какими критериями руководствуется, как принимает решение о покупке и что ценит?

Сегодня потребители предъявляют все более высокие требования к розничным сетям, обращая внимание не только на цены, но и на ассортимент, обслуживание, качество товаров в магазине. Для того чтобы преуспеть в гонке за кошелек своего потребителя, необходимо постоянно отслеживать эти изменения и адаптировать свой бизнес.

Для стран с развивающимся рынком розничной торговли, к которым относится Казахстан, понимание и знание потребителя станет ключевым дифференциатором в борьбе за лидерство. Итак, каков сегодняшний казахстанский потребитель, какие форматы он выбирает, какими критериями руководствуется, как принимает решение о покупке и что ценит?

Согласно данным исследования Nielsen, в среднем каждая семья в Казахстане тратит на продукты питания и товары повседневного спроса более 400 долларов в месяц. При этом по сравнению с прошлым годом жители столицы на 30% увеличили свои расходы на данную категорию товаров. Покупка свежих продуктов (мясо, рыба, овощи и фрукты) в обоих городах составляет почти половину ежемесячных затрат, а именно 48%.

Расходы на продукты питания и товары повседневного спроса во многом зависят от текущих потребительских цен. Мы видим, что большинство покупателей (89%) отмечают рост цен на продукты питания, однако они по-разному корректируют свое покупательское поведение. Так, например, в Алматы и Астане порядка трети респондентов не изменяют свое покупательское поведение в связи с ростом цен: продолжают ходить в те же магазины и покупают прежний объем продуктов. Около 45% потребителей снижают расходы на излишества и покупают только необходимое. Для алматинцев более, чем для жителей Астаны, характерно сокращение покупательской корзины в целом (22% приобретают меньше товаров).

Если говорить о покупателях, изменивших свое поведение в связи с отмечаемым ростом цен, то наиболее популярными стратегиями экономии стали покупка по промоакциям и покупка самого необходимого. Промоакции продолжают оставаться хорошим драйвером продаж, при этом главным приоритетом для покупателя является «снижение цены». «Дополнительный товар в подарок» – второй по привлекательности стимул. Треть казахстанцев все же отмечают, что наличие промоакций не влияет на их выбор марок.

Основными критериями при выборе того или иного магазина остаются ценовые факторы, такие как «низкие цены на большинство товаров» и «хорошее соотношение цены и качества продуктов». К значимым показателям покупательского выбора также относятся «наличие широкого выбора свежего мяса и рыбы» и «возможность легко и быстро найти то, что нужно».

Если же говорить о форматах, близких сегодняшним казахстанским потребителям, то здесь прослеживается тенденция в пользу более крупных, современных форматов торговли с широким ассортиментом. Потребителям нравится, что можно легко найти все необходимое в одном магазине, все более важным становится наличие желаемого товара на полке. Однако основным местом совершения покупок в Алматы и Астане остаются магазины шаговой доступности (87%) и супермаркеты (76%). Жители Астаны отдают большее предпочтение магазинам шаговой доступности в сравнении с жителями Алматы. В них астанчане делают покупки примерно 25 раз в месяц. Знание соотношения голосов потребителей в пользу того или иного формата важно для того, чтобы понимать приоритетные миссии потребителей. В Алматы закупка продуктов впрок сейчас является наиболее популярной покупательской миссией (65%). В то время как в Астане, где любимый формат это магазины шаговой доступности, покупатели разделились на тех, кто покупает продукты впрок, и тех, кто делает покупки на каждый день. Зная, какие покупательские миссии выбирают жители в разных регионах, ретейлеры могут адаптировать свою ассортиментную политику, например, в пользу свежих продуктов или большего размера упаковки.

Понимание потребительского поведения и привычек дает как ретейлеру, так и производителю весомое конкурентное преимущество, позволяющее привлекать новых покупателей и сохранять лояльность существующих.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить