В онлайн-кредитовании малого и микробизнеса расстановка сил изменится

10987

Многие банки Казахстана озвучили в своих стратегиях смещение фокуса кредитования с корпоративного и среднего бизнеса на малый. Как лидер корпоративного банкинга страны планирует навязать «свою игру» в сегменте малого и микропредпринимательства, рассказал заместитель председателя правления Halyk Bank по МСБ Даурен Сартаев

Даурен Сартаев
ФОТО: Владимир Третьяков
Даурен Сартаев

Какие основные события в сфере кредитования предпринимательства, МСБ в частности, вы бы хотели отметить в ушедшем году?

- Halyk Bank бодро растет второй год подряд в кредитовании МСБ, ежегодно более чем на 20%. Растет наш здоровый портфель, активно проходит процесс взыскания старых проблемных долгов. И у нас большой входящий поток кредитных заявок.

При этом мы всерьез обеспокоены динамикой рынка кредитования именно среднего бизнеса. Снижается конкуренция среди банков, рынок серьезно сужается – очень мало новых проектов. Цель почти каждой второй кредитной заявки - это переход в Halyk Bank из другого банка для улучшения условий кредитования.

Многие банки «разбивали колени», пытаясь взять высокую планку в кредитовании корпоративного и среднего бизнеса, конкурируя с Halyk Bank. Итоги, как правило, предсказуемы. 

Кредитовать средние предприятия с минимальной процентной маржой – это модель больших банков, у которых сложный кредитный процесс, требующий тщательной экспертизы, субсидируется не менее капиталоемкими, но высокорентабельными онлайн-сервисами. К примеру, в МСБ Halyk Bank сегодня на 8 тыс. кредитных клиентов приходится более 100 000 активных онлайн-клиентов. Позволить себе ошибаться в такой ситуации – очень дорого.

Все кредиты должны быть максимально качественными. Для этого в Halyk Bank есть все: лучшие в стране кредитные аналитики и риск-менеджеры, которые видят абсолютно все отраслевые тренды. Банком построена крупнейшая экосистема для обслуживания бизнес-клиентов: мы инкассируем, предлагаем услуги страхования, помогаем инвестировать, предоставляем крупнейшую в стране сеть отделений и банкоматов, недавно возобновили лизинговую деятельность. А наши высочайшие в регионе рейтинги обеспечивают спокойствие, стабильность и лучшие предложения по займам.

ФОТО: Владимир Третьяков

Значительная рыночная доля в корпоративном сегменте и среднем бизнесе, а особенно система бесплатных бизнес-платежей внутри банка в режиме 24/7 ежемесячно приводят в банк до 2 000 клиентов малого предпринимательства. И динамика в этом очень важном для государства сегменте очень позитивная.

По вашему мнению, насколько рынок малого бизнеса подвержен изменениям?

- В прошлом году мы инвестировали очень много времени и ресурсов в подробное изучение рынка малого и микрокредитования. Начали с большого социального проекта по кредитованию молодежи «Жас Халык» - бюджет проекта был 1 млрд тенге. На время проекта мы отменили все стандартные требования к залогам – выдавали только бланковые доступные 5%-е кредиты на 7 лет. Сняли большой телепроект на «Атамекен ТВ», где молодые предприниматели в эфире показывали свои проекты, а мы принимали там же кредитные решения. Было очень интересно. Теперь будем отслеживать их развитие.   

Мы провели детальное исследование рынка микро- и малого предпринимательства. Специальные фокус-группы работали во всех регионах Казахстана, отдельно провели большую работу с онлайн-аудиторией: изучали малый бизнес в Инстаграме и на популярных онлайн-маркетах. Разработанную в рамках исследования тестовую анкету по онлайн-кредитованию за первую неделю заполнило более 10 000 предпринимателей. По итогам исследования мы подготовили хороший бизнес-кейс, и именно в этом сегменте мы видим нашу следующую точку развития.  

Для себя решили, что этот бизнес будет исключительно онлайн. К лету 2020-го мы ожидаем получить первые результаты и подготовить правильно обученную команду экспертов по созданию цифровых продуктов для наших бизнес-клиентов.

С приходом Halyk Bank в сегмент онлайн-кредитования малого и микробизнеса, учитывая наши условия кредитования и инвестиционные возможности, расстановка сил и ситуация на рынке изменится кардинально.

Какие основные тренды оказывают влияние на развитие МСБ?

- Мы видим, что МСБ начал активно пользоваться банковскими технологиями. Общий тренд роста безналичных транзакций на рынке отражается и на МСБ, который все больше использует безналичные платежи при реализации товаров и услуг. Но, к сожалению, часть малого бизнеса при этом переходит на продажи товаров и услуг через карточные P2P-переводы, уходя таким образом от налогообложения.

Мы, как Halyk Bank, против такого тренда. Мы предпочитаем инвестировать в упрощение и удешевление технологий эквайринга: анонсировали недавно технологию TAP to phone, которая позволяет превратить смартфон на базе Android с NFC-модулем в POS-терминал без дополнительного оборудования, сделали удобный и бесплатный QR BOX, где клиенту выдается QR-код с привязанной бизнес-картой, без необходимости приходить в банк за открытием счета, недавно запустили платежные сервисы Homebank Pay и Samsung Pay.

К сожалению, все вышеназванные усилия не будут иметь должного эффекта, пока предприниматель может торговать, обходя налоги, используя свою личную карту. Поэтому здесь последнее слово должно быть за правительством и регулятором, которым необходимо как можно скорее завершить анализ этого тренда и определить стратегию в данном направлении.  Насколько нам известно, работа в этой части в целом пока не активна.

Еще один фактор, который не стимулирует рынок карточных платежей с использованием POS-терминалов, - это достаточно высокие комиссии со стороны платежных систем, что также ложится нагрузкой на коммерсантов. В такой ситуации международные платежные системы идут на создание альтернативных платежных инструментов в Казахстане.

И здесь очень важна поддержка с стороны государства: необходимо приравнять альтернативные, более доступные инструменты приема безналичной оплаты, такие как мобильные приложения системы tap to phone, QR-коды, к статусу POS-терминала. Также необходимо открыть доступ к передаче фискальных данных не только телеком-институтам, но и банкам.              

Какие еще факторы оказывают влияние на бизнес?

- Большая дискуссия в прошлом году развернулась вокруг целесообразности внедрения трехкомпонентных интегрированных устройств. На наш взгляд, к этому вопросу необходимо вернуться после полноценного внедрения «единого каталога», что займет, скорее всего, очень много времени. А для микросегмента - это практически нереализуемая задача.

К сожалению, несмотря на эффект от ипотечных программ и автокредитования, наш МСБ не получил должного импульса от бума потребительского кредитования. Опосредованно банки кредитовали покупки производителей других стран, чьи товары раскупались в казахстанских магазинах. В качестве примера могу привести ситуацию на рынке электроники.

Из положительного я бы отметил появление новых стартапов в отечественной IT-индустрии, которые начали привлекать частные инвестиции. Я считаю, это очень важный момент: наши крупные бизнесмены, видя перспективность рынка, инвестируют в эту передовую отрасль и развивают ее. Мы, как банк, также готовы инвестировать в подобные проекты.

 Какие ожидания связывает рынок с 2020 годом?

- Мы надеемся, что в 2020 году будет прекращена практика прямой конкуренции со стороны институтов развития за стабильных клиентов БВУ. Так как в прошлом году мы были свидетелями того, что созданные государством «венчурные фонды» направляли государственные деньги на рефинансирование задолженности наших клиентов, а дочерние организации КазАгро активно предлагали нашим клиентам альтернативное финансирование. По сути, подобная практика – это пример прямой конкуренции между институтами развития и БВУ за клиентов.  Это – нонсенс.

Управление кредитным портфелем, особенно в сельском хозяйстве, это очень дорогой бизнес. Особенно для государственных институтов развития. Наращивать портфели только ради формальных «показателей роста» - это заведомо затратный маркетинг.

Эффективнее было бы институтам развития осуществлять поддержку предпринимателей в части предоставления гарантий клиентам БВУ, содействия в реализации их продукции, а также в стимулировании сбыта через потребление. В качестве наглядного положительного примера могу привести компанию Казахэкспорт. Она не тратит энергию и государственные ресурсы, рефинансируя клиентов из БВУ, а оказывает всестороннюю поддержку в сбыте, привлечении займов путем предоставления гарантий, кредитует потребителей казахстанской продукции за рубежом.

Мы связываем 2020 год с восстановлением отечественного рынка лизинга. В нынешних условиях он остро необходим – бизнес должен сохранять конкурентоспособность, располагая возможностью регулярно обновлять свою инфраструктуру и материальные активы. К тому же не теряют актуальности и вопросы использования устаревшего оборудования и его влияния на экологию, но и в первую очередь на безопасность окружающих. Поэтому мы считаем, что государству необходимо как можно скорее вернуться к вопросу налогового стимулирования на лизинговом рынке – казахстанским предприятиям остро необходима модернизация. 

Какие возможности предоставит Halyk Bank для клиентов МСБ в этом году?

- Мы перезапустим рынки факторинга и лизинга. Оба продукта готовы и находятся на этапе тестирования.

Скорость изменения стоимости активов быстрорастущих предприятий в Казахстане существенно отстает от скорости роста их выручки. Очень актуален вопрос залогов на нашем достаточно зарегулированном банковском рынке. Эти два продукта должны дать новые возможности предприятиям для привлечения финансирования.

Факторинг мы предполагаем осуществить через банк, как синергию между нашими корпоративными предприятиями и их поставщиками из сегмента МСБ, а лизинг предполагаем продавать через нашу дочернюю компанию АО «Халык Лизинг». Этот продукт, в части маркетинга, должен быть более динамичным на фоне отсутствия налогового стимулирования. 

Уверен, мы сможем развить эти два сложных продукта.

Из технологических решений, которые мы реализуем в этом году, – полный перевод клиентов на дистанционное обслуживание. Единственная транзакция, по которой нужно приходить клиенту в наше отделение, – это открытие счета. Далее все отношения с банком или через телефон, или через банкомат.

Во втором полугодии мы планируем открывать счета МСБ 100% дистанционно. Мы видим, что конкуренты предлагают похожий продукт, но в их офисы ходить все равно нужно. В нашей концепции весь цикл будет дистанционным.   

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить