В Казахстане запретили онлайн-кредиты под 700% годовых

9132

Депутаты сената в четверг, 21 июня, на пленарном заседании приняли закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и сопутствующий ему пакет поправок в действующее законодательство. Таким образом, закон является принятым парламентом в целом и направляется на подпись главе государства

Фото: pixabay.com

Новый закон предусматривает несколько принципиальных новшеств. В частности, как отметил председатель Национального банка Данияр Акишев, поскольку в Казахстане созданы Международный финансовый центр «Астана» и специальная экономическая зона «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», потребовалась разработка законопроекта для регулирования валютных операций на территории этих объектов, а также с учётом вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.

- Основной задачей является расширение мониторинга валютных операций и сокращение иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. Принятие законопроекта не повлияет на простых граждан, так как для них либеральные принципы валютного регулирования сохраняются, - подчеркнул глава Нацбанка.

Среди ключевых новелл можно отметить, во-первых, признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов. По действующему законодательству филиалы иностранных организаций, выступая нерезидентами, вправе осуществлять валютные операции внутри Казахстана. Предлагается перевести их расчёты с казахстанскими лицами на тенге, что позволит обеспечить равные условия ведения бизнеса для местных компаний и филиалов иностранных организаций.

- При подготовке основного законопроекта это был наиболее сложный вопрос, который мы обсуждали с иностранными инвесторами, со всеми ассоциациями, - объяснил Данияр Акишев. - Первичные предложения Нацбанка по регулированию этой деятельности и по приданию статуса резидентства филиалам иностранных компаний, работающих в Казахстане, были очень жёсткими. Мы предполагали распространить на них полностью национальный режим. В процессе переговоров мы достигли компромисса. Наиболее чувствительные операции, которые осуществляют филиалы иностранных компаний, такие как репатриация валютной выручки, регистрация валютных контрактов и так далее - мы оставили для них тот режим, в котором они существовали всегда. Сделано лишь распространение резидентства в части расчётов на территории Казахстана в национальной валюте. Иностранные инвесторы согласились с такой компромиссной редакцией, поэтому мы не ожидаем отрицательной реакции с их стороны. Кроме того, мы считаем, что макроэкономические фундаментальные факторы в настоящее время позволяют минимизировать валютные риски данных компаний, это во-первых. Во-вторых, мы созрели для того, чтобы иностранные компании, работающие в Казахстане, всё-таки работали бы по национальному законодательству и проводили расчёты в тенге. Так же, как это делают все остальные компании, работающие в Казахстане. Мы считаем, что время этому пришло, и Казахстан, как страна с устойчивой экономикой, может позволить себе предъявить такие требования иностранным компаниям.

Будет также усилено противодействие выводу денег из страны. Сделать это предполагается через введение перечня валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны. Под признаками понимаются: финансовые займы, не предусматривающие поступление денег на счета в Казахстане; беспроцентные займы, коммерческие кредиты на срок свыше 720 дней.

Предусмотрен также блок законодательных поправок по усилению надзорного мандата Национального банка и развитию финансовых инструментов. В частности, это переход от формализованного надзора к риск-ориентированному надзору за финансовыми институтами.

- Действующий надзор является ограниченным и формализованным. Национальный банк не имеет возможности приостановить операции, если формально не нарушаются требования законодательства, но при этом есть риск ухудшения стабильности финансовой организации. Это не позволяло в превентивном порядке выявлять проведение банками недобросовестных операций и устранять возникновение системных проблем. Предлагается внедрение риск-ориентированного надзора со стороны Национального банка. В его рамках будет использован институт мотивированного суждения, предусматривающего профессиональную оценку в дополнение к действующим формализованным требованиям. Мотивированное суждение будет использовано в 4 областях: 1) согласование менеджмента и акционеров; 2) оценка адекватности созданных провизий; 3) определение лиц, связанных с банком особыми отношениями; 4) оценка систем управления рисками и внутреннего контроля, - объяснил Акишев.

При этом он подчеркнул, что поправками детально регламентируется процедура применения риск-ориентированного надзора и досудебного обжалования. Финансовые институты, как и прежде, могут в судебном порядке обжаловать решения регулятора.

Отдельный блок поправок направлен на регулирование онлайн-кредиторов, поскольку Национальный банк считает необходимым обеспечить реальную защиту населения от ростовщичества.

- Если по банковским кредитам ставки вознаграждения не могут превышать 56% годовых, то по онлайн-кредитам ставки доходят до 700% годовых и выше. Реальной мерой защиты является обязательное указание эффективной ставки вознаграждения в договорах займа с ограничением её размера на уровне 100% годовых. При подготовке данной нормы использовался международный опыт. Каждый гражданин сможет легко, в режиме онлайн проверить значение реальной ставки по своему кредиту посредством кредитного калькулятора. Методика такого калькулятора будет утверждаться Нацбанком, и он будет доступен на нашем сайте. Расчеты калькулятора будут являться легальным основанием для использования в разрешении споров в суде. Договор займа, по которому ГЭСВ превышает 100%, будет признаваться судебными органами ничтожным, - объяснил глава Нацбанка.

Ещё один блок новшеств касается ипотечных займов. Данияр Акишев отметил, что для реализации программы «7-20-25» необходимо создать правовую среду, обеспечивающую соблюдение баланса интересов  кредитора и заемщика.

- Важным условием устойчивости программы в будущем является соблюдение банком и должником рыночных принципов, в том числе в вопросах досудебного урегулирования проблемной задолженности и приоритетности залоговых кредиторов. Институт залога должен быть полноценным. Для этого залогодержатель должен иметь возможность на беспрепятственную и незамедлительную реализацию залогового имущества для получения соответствующего удовлетворения своих требований. Без этих поправок успешная реализация Программы «7-20-25» невозможна, - объяснил он, подчеркнув, что в случае принятия законодательных поправок банки начнут выдавать кредиты населению в ближайшее время.

Фактически поправками в законодательство даётся возможность передачи обеспеченных залогом в виде жилья займов физических лиц коллекторским агентствам. Глава Нацбанка пояснил, что сегодня законодательство о коллекторской деятельности обеспечивает максимальную защиту прав должника и, по сути, будет выгоднее для самих граждан, если у них возникли трудности с выплатой кредита. Если сегодня банки в случае просрочки по кредиту более 180 дней обращаются в суд, и после решения суда начинает работать над его исполнением судебный исполнитель, то работа коллекторского агентства далеко не всегда предполагает решение проблемы через суд.

- При подготовке программы «7-20-25» мы также столкнулись с тем, что потенциальные заёмщики, естественно, хотят быть более защищенными в этом плане. И поэтому мы даем такую возможность, чтобы можно было передавать займы, обеспеченные залогом в виде жилища, в коллекторские агентства только потому, что коллекторские агентства регулируются прямо законодательством и все их права и обязанности жёстко прописаны в законе. Никаких возможностей по иной деятельности у них нет, - подчеркнул Акишев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить