В coast и в гриву

8558

Как казахстанскому ретейлу оптимизировать затраты в условиях кризиса

Фото: © Depositphotos.com/teamtime

По состоянию на середину ноября индекс розничных продаж категорий FMCG, по данным Nielsen Kazakhstan, составил -8% в стоимостном выражении и -13% в натуральном относительно аналогичного периода прошлого года. При этом месячный показатель инфляции продемонстрировал рекордный рост в 5,2% против предыдущего месяца, преимущественно за счет повышения цен на импортозависимые товары: одежду, предметы домашнего обихода и т. д. С начала года инфляция составила 5,6%.

Казахстанская розница проходит трансформацию в условиях кризиса: при падении потребительского спроса участники рынка меняют правила игры, находя новые формы взаимодействия с поставщиками, дистрибьюторами, ретейлерами и покупателями.

Приватизация и стрессы

«Особенность нынешнего экономического кризиса в Казахстане в том, что он рожден не где-то за океаном, а имеет в том числе местное происхождение, – говорит председатель наблюдательного совета группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев. – Мне кажется, что кризис поможет казахстанской рознице консолидироваться и в это время есть возможности для роста. Сейчас нас интересуют три направления: все, что касается электронных решений – коммерция, платежи, инфраструктура; предстоящая программа приватизации; хорошие активы у стрессовых владельцев».

По мнению Мажибаева, озвученному на недавнем Азиатском бизнес-саммите ретейла и дистрибуции потребительских товаров в Алматы, одна из главных ошибок бизнеса – в слабости баланса, который перегружен обязательствами, зачастую валютными. Баланс нужно чистить, тем более что есть хорошие инструменты в виде структур холдинга «Байтерек».

Его поддерживает председатель совета директоров ideas4retail Евгений Бутман, отмечая, что поведение бизнеса в кризис должно строиться на двух базовых направлениях: борьба с издержками плюс повышение эффективности и новая стратегия роста.

«Важно трезво оценивать ситуацию и говорить себе правду, какой бы жестокой она ни была. Самое страшное в кризисной ситуации – это пребывать в иллюзиях. В любом планировании, бюджетировании, составлении моделей всегда нужно исходить из консервативных предпосылок – лучше не будет, только хуже. Если же станет лучше, то это можно будет отнести к приятному бонусу», – делится опытом Бутман.

Он также разделяет точку зрения Мажибаева относительно чистоты баланса, советуя предпринимателям как можно скорее рассчитаться по долгам, ведь кризис – это время собственного капитала. «Если есть долги, их необходимо сокращать любой ценой, вести переговоры с финансирующими организациями», – подчеркивает спикер.

Негативно на баланс влияют товарные запасы, которые резко растут в кризис на фоне падения покупательского спроса. От них нужно избавляться, считает Бутман, ведь в итоге они приводят к тому, что баланс становится фальшивым из-за постоянного обесценивания запасов.

«Что касается работы с издержками, то тотальному пересмотру должны быть подвергнуты отношения с поставщиками и всеми цепочками посредников, – рекомендует бизнесмен. – Например, дистрибьютор – это архаичная модель работы, в кризис производителю нужно работать с продавцом напрямую. Старая схема «производитель – крупный дистрибьютор – мелкий дистрибьютор – ретейлер – потребитель» должна сегодня трансформироваться в новую: «производитель – ретейлер – потребитель». Некоторые производители уже напрямую работают с потребителем через разные каналы, в том числе через интернет».

По мнению Бутмана, скорейшая дедолларизация отношений между девелоперами и ретейлерами должна оживить местный рынок. «Недавно у меня был разговор с одним казахстанским бизнесменом, который попросил меня оперировать не рублями, а долларами. Между тем в России давно все считают в рублях. До тех пор пока расчеты в экономике будут в долларах, а не в национальной валюте, будут сохраняться повышенные риски по аренде», – уверен он.

Торговля в Казахстане играет серьезную роль в экономике. Согласно данным президента Ассоциации ретейлеров РК Василия Горевого, треть трудоспособного населения так или иначе занята в данном секторе. При этом только половина торговли является цивилизованной, остальная находится в тени.

Впрочем, в этом плане есть некоторые подвижки, которые должны позитивно повлиять на ситуацию. Как отмечает генеральный директор концерна «Цесна-Астык» Илья Мещеряков, с 2016 года вступает в силу новый закон о торговле, направленный на вывод ее из тени. «В Казахстане наступает период легального роста. В розничном бизнесе со следующего года наступит революция: у государства и правительства имеется сильное желание получать налоги», – поясняет Мещеряков.

Сегодняшние экономические условия открывают для казахстанского продуктового ретейла и производителей новые возможности, но воспользуются ими только эффективные компании. Об этом рассуждает совладелец группы компаний «Беккер и К», директор ТОО «Немецкий двор» Махмуд Шадиев.

В ноябре индекс розничных продаж категорий FMCG составил -8% в стоимостном выражении и -13% в натуральном относительно того же периода прошлого года

По словам бизнесмена, «тучные годы», когда экономика страны показывала уверенный рост и многие предприниматели получили доступ к дешевым кредитам, остались в прошлом. Теперь основная задача ретейлеров и производителей – научиться правильно распоряжаться своими доходами и расходами.

«В следующем году нашей компании исполнится 25 лет. За это время мы успешно прошли через несколько макроэкономических кризисов. Мы выработали для себя четкую стратегию, разные варианты поведения при развитии негативных сценариев в экономике. Благодаря этому мы смогли не просто удержаться на плаву, а продолжаем развиваться и расширяться», – заявляет Шадиев.

Основываясь на собственном опыте, он считает, что в сложившихся условиях предприниматели должны сконцентрироваться на решении четырех основных задач. Это повышение качества реализуемой продукции, инвестиции в маркетинг и новые технологии, а также в обучение персонала, прежде всего управленческого.

Новый формат

О том, что кризис – это не только негатив, но и новые возможности для бизнеса, говорит интерес иностранных игроков к казахстанскому рынку ретейла.

«В настоящее время у нас задача – найти партнера в Казахстане. Мы уже работаем с местными ретейлерами. Хочу заметить, что вся ценность, которая производится сетью, остается в стране, так как она принадлежит партнерам», – подчеркивает старший менеджер по развитию международной розничной торговли Spar Роб Ван Стаден.

Spar – это торговая сеть, которая насчитывает более 12,3 тыс. магазинов в 40 странах, с ежедневным потоком в 13 млн человек. Товарооборот ее по итогам прошлого года составил 31,9 млрд евро.

Сеть представляет собой закупочный кооператив: под единым брендом Spar группируются розничные торговцы, для того чтобы получить более выгодные условия от поставщиков. Тем, кто хочет работать под этой маркой, необходимо получить лицензию.

В настоящее время в сеть входят магазины четырех форматов. Spar – самый распространенный, это супермаркеты торговой площадью от 200 до 1000 кв. м, расположенные в жилых микрорайонах городов. Eurospar – супермаркет торговой площадью от 1000 до 3000 кв. м. Interspar – гипермаркет торговой площадью свыше 3000 кв. м, из которых около 50% занимают непродовольственные товары. Spar Express – магазины быстрого обслуживания торговой площадью 100–200 кв. м, с расширенным ассортиментом продуктов для употребления на месте и навынос.

Онлайн для В2В

Еще одним ярким примером оптимизации бизнеса и поиска новых путей развития является выход известного интернет-магазина Lamoda на рынок B2B (businesstobusiness). B2B-услугами крупнейшего в СНГ интернет-магазина одежды и аксессуаров уже могут воспользоваться ведущие ретейлеры в сфере моды. Компания планирует оказывать полное сопровождение: от клиентской поддержки покупателей до доставки товаров с возможностью примерки.

«Сегодня многие крупные бренды заинтересованы в качественном аутсорсинге. Поставщики часто обращаются к нам с предложением передать тот или иной операционный процесс, связанный с обслуживанием интернет-магазина, понимая, что объемы и мощности нашей компании позволяют это сделать. Как один из лидеров онлайн-рынка и эксперт в области фешн-ретейла, мы имеем большой опыт по запуску и ведению интернет-магазинов в четырех странах, а также необходимые для этого ресурсы: собственную службу доставки, фотостудию, кол-центры, склад и центр IT-разработки», –рассказывает соучредитель и управляющий директор Lamoda Флориан Янсен.

В компании разработали модульный пакет услуг, которые позволят владельцам интернет-магазинов пользоваться всеми преимуществами сервиса Lamoda и повысить уровень своих продаж. B2B-клиенты смогут выбрать полный аутсорсинг или отдельные услуги: онлайн-ретейлер уже осуществляет доставку, а с 2016 года начнет оказывать услуги хранения и упаковки товаров, а также приема и обработки заказов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить