Умут Шаяхметова рассказала, почему Халык банк согласился спонсировать LRT

8283

Также глава Народного банка объяснила, что нужно сделать, чтобы избежать коллапса из-за роста потребительского кредитования

Умут Шаяхметова
ФОТО: Андрей Лунин
Умут Шаяхметова

На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Moody's опубликовало отчёт по банковской системе Казахстана, в котором отмечается резкий рост потребительского кредитования населения.  

«Розничное кредитование в Казахстане опять растёт быстрыми темпами, что повышает риск повторения банковского кризиса 2014-2015 годов», - говорится в докладе.

Быстрый рост розничного кредитования приближает уровень закредитованности населения к предкризисному показателю. Согласно данным Moody's, по состоянию на конец сентября нынешнего года совокупный объём розничных кредитов (без учёта ипотеки) почти в 2,2 раза превышает совокупный номинальный доход домохозяйств.

По оценкам агентства, если регулятор не предпримет никаких мер по ограничению роста кредитования, этот показатель к середине следующего года превысит уровень 2013 года, когда объём кредитов в 2,4 раза превышал доходы населения.

По данным Нацбанка, портфель потребительских займов увеличился за год на 22,6% и к октябрю текушего года достиг 3,94 трлн тенге.

- Я считаю, что уровень роста потребительского кредитования в стране действительно высокий, - согласилась с опасениями председатель правления Халык банка Умут Шаяхметова. - Впервые за всю историю мы достигли такого уровня, когда в портфеле банков наибольшую долю занимает потребительское кредитование. Причём чаще всего «потребы» - это необеспеченные займы, нередко они выдаются населению, которое неплатёжеспособно, не всегда прозрачно показывает свои доходы, а иногда и вообще не показывает их. Это самый высокорискованный сектор для кредитования. В случае возникновения экономического кризиса такая ситуация может резко ухудшить устойчивость самого банка. Аналогичные вопросы поднимались и в России. Центральный банк РФ принял изменения в законодательство по ужесточению правил выдачи потребительских кредитов в 2018 году. Были выдвинуты дополнительные требования по взвешиванию активов, долговой нагрузке на заёмщиков, по качеству кредитов. Нашему Нацбанку следует также внимательно рассмотреть этот вопрос и прийти к более жёсткому регулированию выдачи потребительских займов, - отметила банкир.

В октябре стало известно, что Народный банк приобрёл облигации компании «Астана LRT». Ещё в августе банк сообщал, что участие в строительстве LRT рассматривается, но окончательное решение не принято. Как говорила сама Умут Шаяхметова, для вхождения в проект необходимы в первую очередь гарантии государства.

- Нас устроили условия, по которым мы вошли в проект. Мы купили облигации компании «Астана LRT» по ставке доходности 3,25% в долларах сроком на 5 лет. Сумма инвестиций составила $400 млн. Наши инвестиции гарантированы Министерством финансов РК, и этот вклад мы рассматриваем как государственный риск, что для нас очень выгодно и с точки зрения налогообложения, и с точки зрения взвешивания активов. Это хороший инструмент, - заключила Умут Шаяхметова.

Напомним, что ход строительства проекта LRT неоднократно критиковался главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Для расследования возможных хищений были привлечены правоохранительные органы, которые оценили причинённый ущерб как минимум в 1 млрд тенге.

Строительство системы LRT в столице Казахстана началось в 2011 году и первоначально должно было завершиться в 2013. Позже сроки завершения строительства неоднократно переносились.

Согласно планам, система легкорельсового транспорта должна быть связана с другими видами общественного транспорта в Нур-Султане. Первый этап проекта – ветка протяжённостью 13 км – должна соединить аэропорт и железнодорожный вокзал столицы. В перспективе планируется закольцевать ЛРТ по периметру города.

Первоначально предполагалось, что проект будет профинансирован за счёт кредитных средств государственного Банка развития Китая. Заказчик проекта – ТОО «Астана LRT» – получило от китайского банка $344 млн, однако потом с выделением средств возникли сложности. Впоследствии городские власти отказались от займа и утвердили новую схему финансирования: «Астана LRT» в несколько этапов разместит облигации на внутреннем казахстанском рынке, что поможет привлечь $1,5 млрд. Покупка ценных бумаг Халык банком как раз стала одним из таких этапов. К слову, благодаря участию Народного банка китайский заём в размере $344 млн уже погашен.

По текущим планам, строительство ЛРТ завершится к 1 сентября 2020 года.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить