«Улучшаем себя как банк для клиентов»

Председатель правления АО «Нурбанк» Эльдар Сарсенов - о том, что ждет банки в 2021 году и когда «Нурбанк» предложит клиентам платежные решения

Эльдар Сарсенов
ФОТО: Архив пресс-службы
Эльдар Сарсенов

Прогнозы – дело неблагодарное, тем более их сложно делать после непростого 2020 года. Тем не менее что, по вашему мнению, мы увидим в банковском секторе в 2021 году?

- Если идти от общего к частному, понимая, что банковский сектор не работает в вакууме, а зависит от большой экономики, то мы увидим, что экономика у нас находится в неплохом состоянии. Это подтверждают оценки международных рейтинговых агентств. Плюс эффективно работает фискальная политика и накоплены существенные золотовалютные резервы, которые мы можем использовать на «черный день». Это основы разумного финансового менеджмента, не только государственного или банковского, но также семейного. Всегда, когда случается «тучный» год, надо консервативно относиться к расходам и стараться копить. Когда наступают тяжелые времена, можно достать заначку и потратить ее.

Мы видели, что в 2020 году национальные правительства закачивали в экономику деньги, чтобы удержать ее от сильного падения. Абсолютно правильный шаг. В 2021 году мы увидим, что страны, которые не скупились на поддержку экономики, быстрее начнут экономический рост. Я думаю, что в числе таких стран обязательно будет и Казахстан.

Весьма вероятно, что 2021 год станет для казахстанских банков хорошим драйвером. Конечно, пандемия и ограничения сократила размер казахстанской экономики, отдельные ее направления, например, МСБ и сервисная экономика, существенно пострадали. Однако в течение 2020 года и в начале 2021 года мы продолжаем наблюдать за сменой лидирующих профилей в корпоративном секторе. На первом плане больше не доминируют финансовые и нефтяные компании, место быстрорастущих лидеров осваивают технологичные сервисные компании.

 В 2020 году компании а-ля «сидим дома» завоевали рынок. В 2018 в Казахстан пришли доставочные сервисы Glovo и Wolt, в 2019 - «Яндекс.Еда». Еще с 2013 года в стране работает местный игрок – Chocofood. Сейчас мы видим, как от них начинают ответвляться новые компании, что вполне оправданно – рынок стремительно растет и многие хотят попробовать заработать на росте. Думаю, что сервисы доставки будут и дальше выходить на наш рынок, который находится в стадии становления и интересен для МСБ.

Второе направление, которое будет расти в этом году, – это пищевка. Импортозамещение сегодня необходимо как воздух. Должен быть полностью удовлетворен местным предложением спрос по мясу птицы, сырам, молочке. Пандемия показала, что с закрытием границ рушатся цепи поставок и усиливается вопрос национальной безопасности. Поэтому он будет решаться со стороны правительства и частных инвесторов: продуктовый рынок был, есть и будет привлекательным.

Третье перспективное направление – это МСБ. Скорее всего, в 2021 году мы увидим рост небольших инновационных и сервисно ориентированных компаний. И конечно, в 2021 году ожидаем массовую вакцинацию населения во всем мире, после чего будут открываться границы. Придет в движение туризм, транспорт, воспрянет гостиничный бизнес. Это также поспособствует росту национальных экономик.

Чем интересны для банков «новые» компании, как вы будете их встраивать в свой бизнес?

- Несмотря на то что я – банкир, я не настолько корыстолюбив, как может показаться (смеется). Мы не ищем своих выгод от новых компаний на рынке. Здесь важнее общий эффект, в особенности создание новых рабочих мест. Если вспомнить, то весной 2020 года сервисы доставки стали спасением для горожан, оставшихся без работы. Доставка создала временные рабочие места в момент пикового спроса на свои услуги. Точно также создают новую экономику сервисы такси. Если раньше частный извоз находился в серой зоне, не платил налоги, то сейчас это достаточно прозрачный, а главное - безопасный сервис. В таких сервисах можно сделать карьеру, а можно просто подработать при необходимости, получая официальный доход.

Появление новых индустрий дает рост рабочих мест, налоговых отчислений, повышение общей экономической стабильности. А это уже очень хорошо для любого банка.

Где будут основные точки банковского роста в наступившем году?

- Классические продукты: депозиты и кредиты останутся основным предложением со стороны большинства банков, в том числе Нурбанка. Если мы говорим про кредиты, то на сегодняшний день мы входим в число банков с одними из самых низких ставок для всех категорий заемщиков. За это меня часто упрекают, мол, не зарабатываешь очень много по сравнению с другими банками. Повторюсь, что я не корыстолюбив (смеется) Я не хочу накручивать цены и потерять в итоге клиента. Сейчас, к примеру, допустимая эффективная ставка выдачи составляет 56%. И выдавать займы под такой процент вполне легально. А зачем? Правильно ли такое решение?

Мы растем адекватно рынку, понимая свои сильные стороны. Например, у нас открыто 100 отделений. Мы их стратегически распределили таким образом, чтобы не расходовать лишние деньги на открытие новых, но в то же время чтобы отделения находились если не в шаговой доступности, то хотя бы в десяти минутах езды на машине от каких-то локаций. Сейчас три четверти населения Казахстана живет в пределах 10-15 минут от отделения Нурбанка. Доступность отделений дает клиенту прежде всего внимательного менеджера. Человек всегда социален и редко откажется от живого общения. Нам нравится общаться с клиентами, и мы этим с радостью пользуемся.

Мы не так часто и много даем рекламу, это правда. Просто не видим смысла тратить на это миллионы, лучше найдем им более достойное применение. В основном мы тратим сэкономленные на рекламе деньги на развитие сервисов и продуктов. Улучшаем себя как банк для клиентов.

В 2020 году мы разместили субординированные облигации на 46,8 млрд тенге сроком на 15 лет. Средства направлены на кредитование и поддержку реального сектора экономики. Также в мае 2020 года крупный акционер докапитализировал банк на сумму 20,038 млрд тенге. Так мы сформировали дополнительные провизии, которые формируются из прибыли как подушка безопасности для покрытия потенциальных убытков от проблемных займов. Это отразилось на финансовом результате (убыток на сумму созданных провизий). При этом нужно понимать, что данные последствия в виде убытка четко спланированы нами и являются естественным последствием создания такого хорошего объёма провизий.

Хочу также обратить ваше внимание, что Нурбанк работает на рынке 28 лет. У нас крепкая профессиональная команда, мы любим и заботимся о своих клиентах. Поэтому за все это время банк никогда не допускал дефолта. Даже на один день. В 2020 году мы очистились от большого объема проблемных займов. Хорошо допровизировались на 68 млрд тенге. Standard and Poor’s улучшило наши рейтинги, повысив прогноз с «негативного» до «стабильного» Улучшили прогноз по рейтингу. Входим в число банков с одними из самых низких ставок по кредитам. Я думаю, мы обоснованно конкурируем с самыми крупными игроками на нашем рынке и делаем это вполне успешно.

Каким образом Нурбанк усилит рыночные возможности собственным преимуществом?

- Мы развиваем новые технологии с учетом успехов и неудач коллег по рынку. Пока что мы немного отложили внедрение сервисов, которые у нас считаются почти что стандартом. Пока не обновишь базу, нет смысла менять все то, что построено на этой базе. Сейчас мы обновляем интерфейс, внедряем новый интернет-банкинг.

Планируем предложить новые карты и Samsung Рау и Aрple Рay в первом полугодии 2021 года. Эти платежные вещи стали стандартом благодаря конкуренции, и мы их обязательно подключим. Поэтому в 2021 году мы будем шлифовать мобильное приложение.

Сейчас на рынке наблюдается тренд на сокращение игроков, но, по моему мнению, ощутимого сокращения не будет. Сектору нужна конкуренция, ведь она стимулирует банки предлагать услуги за меньшие деньги и быстрее.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4954 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
8 марта родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить