Цифровая торговля в Казахстане: бурный рост и цифровой налог

13993

С января 2022 года в республике начнёт действовать новое налоговое обязательство при покупке товаров на иностранных онлайн-площадках

ФОТО: © pixabay.com

Мы живем в мире «четвертой промышленной революции», когда интернет и глобальная цифровизация захватывают повседневную жизнь людей, когда цифровая торговля онлайн постепенно вытесняет розничную в традиционных магазинах, когда стираются границы между государствами из-за глобального доступа к любым товарам и услугам, и мир становится одной большой «деревней».

Без сомнения, пандемия COVID-19 разделила мир на «до» и «после», когда резкий толчок к росту получили онлайн-продажи и мобильные приложения e-commerce. На смену традиционному маркетингу и интернет-магазинам приходят электронные торговые площадки, которые нам известны как маркетплейсы.

Маркетплейсы – самая популярная бизнес-модель в е-commerce. Не являясь собственником товара, он предоставляет владельцам товаров – производителям, дистрибьютерам, продавцам  – технологию и инфраструктуру для онлайн-торговли.

На сегодняшний день крупнейшими маркетплейсами в мире являются Alibaba, JD.com, Amazon, Pinduoduo. В 2020 году доля рынка компании Alibaba в Китае достигла 56%, при этом размер китайского рынка e-commerce оценивался в $2 296,95 млрд. Крупнейший маркетплейс в США Amazon занял 38,7% от общего оборота электронной розничной коммерции в 2020 году, размер рынка – $794,5 млрд.

Электронная коммерция уже не первый год является быстрорастущим трендом в мире, тенденция роста объемов продаж в секторе е-commerce наблюдается также в Казахстане.

Согласно данным World Bank за 2020 год, 86% жителей Казахстана подключено к интернету. При этом в Казахстане зарегистрировано 24,3 млн пользователей мобильной связи. Ключевым моментом является выставление счетов для оплаты через приложения и мобильных номеров клиентов, как следствие объем безналичных платежей увеличился в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Ниже представлены топ-9 категорий по долям продаж в сфере e-commerce в Казахстане за 2020 год крупнейших игроков в сфере онлайн-продаж по данным опросов топ-35 игроков рынка.

Топ-9 категорий по доле продаж в сфере электронной коммерции в 2020 году, % от продаж топ-35 игроков e-commerce в РК

Данный аналитический обзор был подготовлен компанией Baker Tilly в рамках разработки ежегодного ренкинга «35 крупнейших торговых интернет-площадок» совместно с Forbes Kazakhstan
ФОТО: © Расчеты компании Baker Tilly
Данный аналитический обзор был подготовлен компанией Baker Tilly в рамках разработки ежегодного ренкинга «35 крупнейших торговых интернет-площадок» совместно с Forbes Kazakhstan.

Казахстанцы чаще всего делают свои покупки на маркетплейсах Kaspi, Lamoda, Aliexpress, Wildberries, Ozon и других.

Бурный рост e-commerce торговли в Казахстане проходит без какого-либо государственного регулирования, в частности, «цифрового налога», который был с успехом введен в 130 странах мира, которые присоединились к глобальному пакту OECD по цифровому налогу.

Посмотрим на наших ближайших соседей, то есть на страны Евразийского экономического союза, которые уже успешно ввели «цифровой налог».

История появления цифрового налога в странах Евразийского экономического союза

ФОТО: © анализ Baker Tilly

Казахстан с 1 января 2022 года официально ввел в Налоговый кодекс 25 раздел (статьи 777–780), который называется «Особенности налогообложения иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам».

Это значит, что с 1 января 2022 года у иностранных интернет-компаний, действующих в Казахстане без образования юридического лица, появится налоговое обязательство по уплате НДС по ставке 12%, при осуществлении ими электронной торговли товарами или оказании услуг в электронной форме физическим лицам – покупателям.

Хотя данный вид налога называют цифровым налогом, нужно отметить, что это своего рода расширение сферы действия НДС. Ожидается, что потенциальными плательщиками цифрового налога станут такие крупные технологические компании, как Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Alibaba и Google.

У любого казахстанца возникнет вопрос: как можно обязать иностранные компании платить налоги? Действительно, это возможно.

Во-первых, для данной категории налогоплательщиков предусмотрен ряд облегченных процедур прохождения регистрации в нашей стране. Для этого ввели условную регистрацию в качестве плательщика НДС. Иностранная компания направляет в налоговый орган РК письмо-подтверждение по почте на бумажном носителе.

Во-вторых, четко определены условия, когда могут возникнуть налоговые обязательства у иностранных компаний по уплате данного налога.

В-третьих, выписка электронных счетов-фактур для иностранных компаний не требуется. Сдача налоговой отчетности также не предусмотрена. Открытие расчетных счетов в банках Республики Казахстан не обязательна, так как оплату налога можно производить со своих расчетных банковских счетов за границей.

Условия для постановки на учет по НДС для иностранной компании-нерезидента при осуществлении электронной торговли товарами или услуг в электронной форме

ФОТО: © анализ Baker Tilly

Например, если вы казахстанец, который живет в Казахстане, имеете зарегистрированные в республике телефон и банковскую карту и в 2022 году решите покупать товары на Aliexpress, то ваши покупки станут объектом налогообложения для Aliexpress, который должен будет зарегистрироваться как условный плательщик НДС.

Как цифровые компании будут считать и оплачивать цифровой налог? Как будет осуществляться контроль и администрирование цифрового налога?

ФОТО: © анализ Baker Tilly

А вопрос о том, как отразится данное нововведение на обычных гражданах Казахстана, пока остается открытым. Станет ли это для нас налоговой нагрузкой, поскольку мы являемся конечными потребителями? Ведь НДС является косвенным налогом, и не исключено, что иностранные компании, которые осуществляют электронную торговлю товарами, а также оказывают услуги в электронной форме физическим лицам, постараются включить казахстанский НДС в стоимость услуги, получив причитающуюся сумму налога от покупателя и перечислить его в бюджет, а не уплачивать данный налог за свой счет.

Как это будет относиться к казахстанскому бизнесу? Цифровой налог создаст равные конкурентные условия для участников рынка электронной торговли. Более того, для казахстанских компаний, основным бизнесом которых является электронная торговля товарами и услугами, имеются налоговые преференции, которые позволяют получить стопроцентное освобождение от КПН, если 90% от совокупного годового дохода поступает от электронной торговли.

На все эти и другие вопросы помогут ответить специалисты Baker Tilly. Мы нацелены на оказание всесторонней помощи нашим бизнес-партнерам: проведение аналитических обзоров рынка, а также консультации по налоговым, правовым и другим аспектам развития бизнеса в Казахстане. Наши специалисты станут частью вашей команды и как опытные штурманы помогут вашему бизнесу ориентироваться среди законодательных рифов, чтобы вместе с вами прийти к успеху.

Елена Хегай, директор по финансовому и бухгалтерскому консалтингу Baker Tilly Qazaqstan Advisory;

Камшат Кайбасарова, налоговый консультант Baker Tilly Qazaqstan Advisory;

Мұсабаева Тоғжан, финансовый аналитик Baker Tilly Qazaqstan Advisory

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить