Как главный налоговик страны разделил бизнесменов на "красных", "жёлтых" и "зелёных"
Обозреватель Forbes.kz побеседовала с председателем Комитета государственных доходов МФ РК Ардаком Тенгебаевым о новом Налоговом кодексе
В конце 2016 Ардак Тенгебаев занял кресло председателя Комитета государственных доходов МФ РК. На новой должности перед ним стояли задачи по изменению Налогового кодекса, таможенной службы и службы экономических расследований. Обозреватель Forbes.kz встретилась с главой Комитета государственных доходов и узнала, что было сделано и как ведомство отреагировало на замечания общества о новом Налоговом кодексе.
Какие изменения ждут казахстанских налогоплательщиков
1 января вступил в силу новый Налоговый кодекс. Основные изменения для чита... →
F: Ардак Мырзабаевич, многие критиковали Налоговый кодекс и говорили, что вынесенные предложения не учитывались. Как вы это прокомментируете?
- Новый Налоговый кодекс был разработан с учетом тех недостатков, которые были в старом. Революционных изменений в нем нет. Более того, разрабатывая его, мы постарались урегулировать те спорные моменты, на которые указывали бизнес-сообщество и общество.
F: Чего касались основные спорные моменты?
- Трактовки Налогового кодекса. Налоговик трактовал его по-своему, налогоплательщик - по-своему. Чаще всего такие споры решались в пользу налоговой. Этот факт всегда было основным объектом критики. Конечно, налогоплательщики обжаловали принятые в пользу налоговой решения, но общественность считает, что и в этих случаях чаще всего решения также принимались в пользу налоговиков. Согласно статистике, в 2016 40% решений принималось в пользу налогоплательщиков, в 2017 - 30%.
Отныне при рассмотрении разногласий все неясности и неточности трактуются в пользу налогоплательщика.
F: Какие ещё значимые изменения произошли с принятием нового кодекса?
- Если налогоплательщик получил от налоговика некорректное разъяснение и действовал по нему, то налогоплательщик освобождается от штрафов и пени, так как его вины в неправильных действиях нет.
Эти два нововведения, касающиеся трактовки и некорректных разъяснений, должны кардинально изменить подход к налоговым проверкам.
Какие критерии налоговой политики принципиально важны для МСБ
С 2018 в Казахстане вступает в силу новый Налоговый кодекс, согласно которо... →
F: Получается, что меняется философия...
- Надеюсь, так и произойдет.
Другим важным изменением стало то, что теперь доказывать вину налогоплательщика будет налоговик, а раньше предприниматель доказывал свою невиновность. Это нововведение повлияет на систему проверок. Теперь налоговик, проверяя предприятие, должен сам доказать, что они допустили нарушение.
Мы предлагали поэтапно снижать минимальный порог по НДС, но так как это вызвало неприятие в обществе, его оставили без изменений.
Для субъектов МСБ снизили исковую давность до 3 лет. Теперь только для крупных предприятий исковая давность составляет 5 лет. То есть мы можем проверять налоговую отчётность МСБ только за последние 3 года. Но необходимо учитывать, что исковая давность по возврату НДС тоже составляет 3 года.
F: Недовольство общественности вызывало желание пересмотреть специальные налоговые режимы…
- Мы действительно хотели серьеёзно пересмотреть специальные налоговые режимы, но в итоге не стали. Более того, даже добавили ещё один режим с фиксированным вычетом. Он предусмотрен для "середнячков", у которых доход за год - порядка 350 млн тенге.
F: Каков механизм этого специального налогового режима?
- Суть его в том, что налогоплательщик должен подсчитать свои расходы по четырем видам и подтвердить их документально. Это расходы на приобретение товаров, на оплату труда работников, на их командировки. Также здесь и оплаченные налоги, которые уменьшают налоговую базу при исчислении налога с дохода. Далее к этим расходам по документам плюсуется еще 30% от годового дохода без каких-либо документов. И вот эта последняя сумма в пределах 70% уменьшает доход, облагаемый налогом.
Назарбаев поручил парламенту пересмотреть налоги
Президент обратил внимание, что в странах Европы налоги достигают 40% →
Мало того, помимо 70% позволяется вычесть из доходов фонд оплаты труда (ФОТ) второй раз. Это должно мотивировать работодателей вывести ФОТ из тени.
К примеру, индивидуальному предпринимателю по новому режиму дается право уплатить налог только с 30% прибыли по ставке 10% налога. Это всё равно, что с общего дохода он бы заплатил 3%. Как это действует по упрощёнке.
F: А что за изменения режима для сельхозтоваропроизводителей?
- Всё осталось на прежнем уровне, кроме НДС: все остальные налоги уменьшаются на 70%. Если бы сохранили это же по НДС, то, согласно правилам ВТО, аналогичные льготы мы должны были бы предоставить импортёрам. Тем не менее для поддержки сельхозтоваропроизводителей проработали альтернативный механизм через дополнительный зачёт.
F: Почему всё-таки хотели пересмотреть специальные налоговые режимы?
- Когда в 2001 году внедряли упрощёнку для ИП, то хотели, чтобы люди начали показывать свои доходы. Однако на практике мы получили ещё большую тень. Все это приняло какие-то неправильные формы.
F: Частые проверки – эта претензия в адрес налоговиков высказывалась задолго до принятия нового Налогового кодекса. Что в этом вопросе поменяется и поменяется ли?
- Мы воспринимаем критику, и уже в 2017 значительно сократили количество проверок. Эту практику мы будем продолжать и хотим существенно пересмотреть систему управления рисками, которая позволит не тревожить честных налогоплательщиков.
На первый взгляд, это совершенно простые вещи. Система управления рисками должна проанализировать всю базу налогоплательщиков и разбить их на три группы. Первая группа – зелёная, куда войдут добросовестные налогоплательщики. К ним с проверками приходить вообще не должны, даже если он где-то что-то нарушил. Уровень доверия к нему высокий, и мы считаем допущенное нарушение ошибкой. Налоговая просто укажет на эту ошибку и попросит исправить.
Как предприятиям законно снизить налоговую нагрузку
Практические советы по снижению налоговой нагрузки дает юрист по налогам, с... →
Вторая группа – жёлтая, с представителями которой мы активно работаем – проводим разъяснительные работы, лекции, просим исправить ошибки. К налогоплательщикам из этой группы применяется обучающий подход и профилактика.
Третья группа – красная. Вот к ней мы применяем весь возможный спектр мер, от обучения до проверок. И при выявлении нарушений у представителей этой группы замораживаются счета, арестовывается имущество. С ними мы должны работать жёстко и уделять им пристальное внимание.
Но самое сложное: разделить всю базу налогоплательщиков на эти три группы и понять, где между этими группами будет проходить граница.
F: Какое решение вы нашли?
- Мы разрабатываем новые информационные системы управления рисками. Мы прописали 70 критериев риска, по которым будут оценивать налогоплательщиков и делить их на группы. Для эксперимента взяли данные налогоплательщиков двух небольших областей за 2015 год и прогнали через систему рисков. В итоге получилось, что зелёных 7%, красных – 5%, а все остальные - жёлтые. Так быть не должно. По моему мнению, на сегодня зелёных должно быть чуть больше одной трети, красных – максимум 10%, а остальные должны быть в жёлтой зоне, и к ним должно применяться текущее администрирование.
F: Почему так получилось?
- В жёлтую группу попали все, кого мы плохо знаем, те, кто не был замечен ни в плохом, ни в хорошем. В основном в эту группу попали ИП. Возможно, нам надо пересмотреть критерии оценки. Но мы должны решить эту задачу.