Такие большие банки и такой малый бизнес: как найти точку контакта

5324

Уже почти аксиома, что малый и средний бизнес – это драйвер и созидательная сила казахстанской экономики. Государство активно разрабатывает и реализует целый ряд программ и проектов в пользу предпринимательских инициатив. К примеру, ключевой программой поддержки МСБ в Казахстане уже порядка 9 лет является «Дорожная карта бизнеса - 2020», получившая в прошлом году пролонгацию вплоть до 2025 года

С подачи государства коммерческие банки также активно вовлечены в работу с малым и средним бизнесом. В большинстве БВУ предпринимателю можно легко получить финансовую поддержку в виде кредита на развитие своего бизнеса, в том числе частично субсидируемого государством. По данным отчёта фонда развития предпринимательства «Даму» за прошлый год, «объёмы банковского кредитования в 2018 году увеличились на 24,4%, до 13,5 трлн тенге, по кредитам, выданным на предпринимательские цели, также наблюдался значительный рост на 23,6%, по кредитованию малого предпринимательства – рост на 14,0%. В том же источнике говорится о 22 тысячах предпринимателей, получивших поддержку в течение прошедшего года по всем программам фонда и общей сумме в размере 536,8 млрд тенге.

Тема МСБ актуальна в среде банкиров не только в контексте поддержи предпринимательства в тандеме с государством. По мнению экспертов, МСБ в целом обладает большим потенциалом для роста и развития и рассматривается многими банками как весьма перспективный сегмент клиентуры. В детальной сегментации клиентов этой категории не остаются без внимания даже «очень маленькие» - речь о субъектах миробизнеса. В частности, именно эти клиенты пользуются «большим уважением» в АТФБанке. Почему именно так и так ли оно изначально было задумано стратегами самого банка, а также о ключевых фокусах развития рассказал глава АТФБанка Сергей Коваленко в ходе своего выступления на прошедшей во вторник конференции Central Asia SME Banking Club Conference 2019 для стран Центральной Азии.

Сергей Коваленко
ФОТО: архив пресс-службы
Сергей Коваленко

- На рынке банковских услуг для МСБ все уже более или менее имеют представление о том, что в целом нужно делать и в каком направлении «бежать». Но этого, как оказывается, недостаточно, ведь последовательно возникает ещё несколько вопросов, и они уже в плоскости тактической реализации - «как это сделать?» и «кто это будет делать?». Можно сколько угодно рисовать многообещающие презентации и целиться в желаемые бизнес-показатели, но всё это рискует так и остаться в красивой теории, если компания не найдёт ответа на оба эти вопроса», – с таких слов начал своё выступление глава АТФБанка.   

Применительно к практике АТФБанка, по мнению г-на Коваленко, факторами успеха в течение последних трёх лет для банка, когда произошла кардинальная смена стратегических приоритетов, стали такие аспекты, как: во-первых, ориентир на сотрудников банка, во-вторых, на его клиентов, в-третьих, на взаимодействие первых и вторых между собой.

Некогда исторически заточенный на крупный корпоративный бизнес АТФ смог за короткий период не просто свернуть с привычного курса, но и добиться результатов в новом для себя направлении. Так, кредитный портфель АТФБанка по МСБ за три года прирос на все 150%. Об этом рассказывал и сам спикер банка, и это не осталось без внимания Андрея Гидуляна. Авторитетный финансовый аналитик и основатель SME Banking Club неоднократно обращал внимание аудитории на АТФБанк и его показатели, которые сегодня, надо сказать, не всегда по вектору совпадают с рынком.

За всеми этими показателями, как считает Сергей Коваленко, стоит философия о том, что одни люди от имени банка делают бизнес с другими людьми, которых называют клиентами. Итак, ключевое – это люди.

Люди-сотрудники

Кадры решают всё! И это по-прежнему актуально для АТФБанка даже на фоне всех глобальных процессов повсеместной автоматизации бизнеса. Конечно, речь не о том, что банк бойкотирует прогресс - скорее о том, что здесь к автоматизации процессов относятся как к полезному инструменту в помощь персоналу, а не для того, чтобы его заменить. Хороший и ценный сотрудник АТФБанка, по мнению СЕО, это человек, которого характеризуют не его статус внутри организационной иерархии, а набор вполне определённых качеств. В их числе на первом месте – честность: базовый критерий, который необходим по умолчанию. На втором – вовлечённость: эффективен тот сотрудник, который не просто приходит на работу, а кто на ней «горит».

Оба эти качества нужны в сотруднике и с точки зрения работодателя и из тех соображений, что они на интуитивном уровне считываются клиентами банка и в результате ощутимо влияют на то, насколько успешно сложится история сотрудничества в будущем. И вот только  на третьем месте профессионализм, который со временем и при желании всегда можно заработать и приумножить.

По словам г-на Коваленко, АТФБанк – это та компания, где люди конкурируют не друг с другом, а сами с собой, где карьерные лифты поднимают простых специалистов до руководителей целых департаментов.

Люди-клиенты

Сегодня с АТФБанком по всем его направлениям сотрудничают порядка 70 тыс. предпринимателей. Причём треть из них пришла в банк в течение последних двух лет. При условии, что банк продолжит двигаться в сторону МСБ, очевидно, что клиентский портфель по этому сегменту продолжит «прибавлять в весе». Аналитики банка отмечают, что в разрезе кредитования МСБ на сегодняшний день в АТФБанке преобладают займы до 50 млн тенге. В количественном выражении это порядка 84% всех клиентов банка из сегмента малого и среднего предпринимательства.

Другими словами, в АТФБанк обращаются те самые субъекты микробизнеса. И это далеко не случайное стечение обстоятельств. Банк действительно сделал многое, чтобы расположить к себе именно эту категорию предпринимателей. Это и упрощённая процедура подачи кредитных заявок, и высокая скорость принятия банком решений по одобрению займов, и стратегия партнёрства со всеми вытекающими из неё удобствами в пользу клиентов.

Казалось бы, «маленькие» клиенты - большие издержки. Но как показала практика АТФБанка - это лишь вопрос оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, которые в свою очередь совсем не исключают «человека-сотрудника» из общей цепочки внутрибанковских процессов.

По мнению экспертов АТФБанка, такие тренды, как диджитализация и рост спроса на другие сервисы, позволяют оказывать услуги удалённо от банковских отделений, но не отменяют того факта, что большинство клиентов по-прежнему нуждается в полноценном человеческом общении. Особенно если речь идет не о банальной и рутинной банковской операции, а о весомой в понимании простого предпринимателя сумме займа под «дело всей его жизни». Тут одного общения с «бездушным» ботом, вероятнее всего, будет недостаточно. Человеческий фактор, в самом хорошем значении, – это именно то, что АТФБанк намерен сохранить в качестве одного из своих основных форматов общения с клиентами МСБ, потому как видит, что им это действительно нужно.

Кейс АТФБанка стал одним из первых предложенных организаторами второй международной конференции Central Asia SME Banking Club Conference 2019 участникам конференции в рамках программы. В целом же мероприятие стало хорошей диалоговой площадкой для обмена опытом и лучшей банковской практикой между экспертами и участниками отрасли.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить