Структурные реформы в пользу олигархов и нацкомпаний

16968

Финансист Мурат Темирханов: «Правительство Карима Масимова под знаменем проведения структурных реформ для избавления страны от сырьевой зависимости решило обогатить национальные холдинги (читай: чиновников) и финансово-промышленных олигархов»

Иллюстрация: happiness-you.ru

Стимулы - только для очень крупного бизнеса

Недавно правительство утвердило новый пакет стимулов для привлечения прямых иностранных и отечественных инвестиций. По международным меркам эти стимулы - просто беспрецедентные:

* освобождение от уплаты КПН на 10 лет;

* освобождение от уплаты земельного налога на 10 лет;

* освобождение от уплаты налога на имущество на 8 лет;

* компенсация до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия).

Все это было бы просто великолепно, если бы не одно  существенное «но». Этот пакет стимулов будет предоставляться для новых инвестиционных проектов стоимостью не менее $20 млн в приоритетных отраслях экономики в соответствии с государственной программой индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019.

Сразу же отмечу, что от этого пакета очень больших инвестиционных и налоговых стимулов отсекается малый и средний бизнес (МСБ), поскольку он не может позволить себе инвестиции на такую сумму.

Интересно посмотреть, кто будет основными получателями налоговых льгот и государственных субсидий.

Индустриально-инновационное развитие - только для первого передела

Программа предполагает, что прогнозные потребности в инвестициях для обрабатывающей промышленности в 2015-2019  составят порядка 6,6 трлн тенге в целом и 5,9 трлн тенге по приоритетным отраслям. При этом более 70% инвестиций и, соответственно, инвестиционных и налоговых стимулов в приоритетных отраслях планируются в секторах, так или иначе связанных с добычей и экспортом минеральных ресурсов (секторы первого передела сырья):

* нефтепереработка;

* нефтегазохимия;

* цветная металлургия;

* черная металлургия;

* агрохимия и т.д.

Что это за инновационное развитие экономики, когда 70% госпомощи пойдет в секторы первого передела сырья?! Однако тема статьи - о другом.

Одним – пироги и пышки, другим – синяки да шишки

В бизнесе (да и не только) все прекрасно знают, кто является собственниками ключевых компаний в приоритетных областях. Это прежде всего само государство в лице нацкомпаний, а также казахстанские олигархи – владельцы крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ). Развитие этих секторов обрабатывающей промышленности не требует особых супертехнологий, недоступных для государственных и частных компаний. Поэтому в этих областях они будут препятствовать появлению иностранных конкурентов, поскольку добыча сырья для этих производств уже находится в их руках.

В отличие от МСБ, нацкомпании и крупнейшие отечественные ФПГ всегда имели доступ к дешевым зарубежным финансам благодаря высокому кредитному рейтингу Казахстана. Теперь, в дополнение к дешевым кредитам, они получат еще феноменальные налоговые льготы и прочие стимулы – и всё это за счет остальных налогоплательщиков. При этом общая налоговая нагрузка всех юридических и физических лиц в Казахстане продолжает расти. Последний пример – увеличение налоговой нагрузки компаний в соответствии с утвержденной Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030, согласно которой правительство вводит дополнительный налог в размере 5% от фонда заработной платы.

Что касается привлечения прямых иностранных инвестиций за счет госстимулов, то здесь можно вспомнить опыт свободных экономических зон, уже давно существующих в Казахстане. СЭЗ тоже имеют великолепные налоговые льготы, но пока мы так и не увидели ярких примеров привлечения в эти зоны передовых высокотехнологичных компаний.

В результате этого анализа видно, что налоговые льготы и инвестиционные субсидии в секторах первого передела в основном пойдут не на привлечение иностранных инвестиций, а на обогащение нацкомпаний и крупнейших казахстанских ФПГ. И это касается не только секторов экономики по программе индустриально-инновационного развития. Также, в соответствии с новой «дорожной картой» правительства, громадные субсидии получит агропромсектор, где сегодня также доминирует небольшая группа отечественных олигархов.

И девальвация им во благо

Такое обогащение нацкомпаний и ФПГ за счет населения и прочего бизнеса стало уже обычной ситуацией. Вспомните, кто получил выгоды от февральской одномоментной девальвации тенге. Это прежде всего - экспортеры необработанного сырья, а также поставщики из уже знакомых нам секторов - нефтепереработки, металлургии, агрохимии, агробизнеса и т.д. Причем от  девальвации обогатились не рядовые работники компаний-экспортёров, а их собственники (чиновники и олигархи). Утверждение, что девальвация позволила сохранить рабочие места в этих секторах промышленности, не выдерживает критики. В кризисных ситуациях и проявляется истинная способность собственников модернизировать производство. При падающих продажах и ценах они должны стремиться снизить себестоимость продукции и резко повысить производительность труда, что неизбежно приведет к сокращению рабочих мест. Однако государство, больше заботясь о социальных вопросах, чем о конкурентоспособности экономики, пошло по пути сохранения рабочих мест за счет обогащения собственников-экспортёров и обнищания населения и других компаний (прежде всего из МСБ).

МСБ в дальнем загоне

Вообще забота о МСБ пока ограничивается красивыми словами. По «дорожной карте» первоочередных мер, утвержденной правительством в апреле, МСБ получил с барского стола громадных стимулов и субсидий для крупного и государственного бизнеса лишь сравнительно дешевые кредиты на сумму 100 млрд тенге ($550 млн). Поскольку кредиты возвратные, то реальную сумму субсидий составляет лишь экономия на процентной ставке (в среднем 5% от кредитов). При этом для всех компаний была увеличена налоговая нагрузка по пенсионным отчислениям на те же 5%. То есть выгоды, полученные МСБ, в десятки раз меньше налоговых льгот и инвестиционных субсидий, которые будут получать нацкомпании и ФПГ.

Помимо мизерности новой финансовой поддержки МСБ, также отмечу, что это одноразовая мера. Правительство и Нацбанк - вместо системных решений по удешевлению кредитов в банковской системе - устроили дымовую завесу, пиаря эту небольшую меру на каждой пресс-конференции. При этом Концепция развития финсектора РК до 2030, которая была утверждена правительством в конце мая, так и не дала ответа на  ключевой для развития банковского сектора вопрос: как удешевить стоимость кредитов в банковской системе?      

Давайте им отдадим еще и банковский сектор

Помимо того, что казахстанские ФПГ - главные получатели новых льгот и субсидий в сфере первого передела сырья, создаётся впечатление, что правительство и Нацбанк также пытаются дать им особые преимущества и в финансовом секторе. Эти госорганы  выступили с инициативой резкого увеличения капитала банков, пытаясь, таким образом, выдавить с рынка малые и средние банки.

И в этом тоже, на мой взгляд, нет никакой логики. Вспомните, какие банки больше всего пострадали от последнего финансового кризиса. Именно крупнейшие.

По моему мнению, эти проблемы связаны с одной особенностью нашей банковской системы - всеми отечественными банками владеют только олигархи. Если посмотреть структуру владения крупнейших западных банков, то состав их акционеров весьма разнообразен. Даже когда контрольный пакет находится в одних руках, тем не менее, всегда существуют миноритарные акционеры, которые активно защищают свои права.

При такой олигархической структуре владения банками, как у нас, самыми большими банками всегда владеют самые крупные олигархи. Мы знаем, какими административными ресурсами они обладают. Считаю, что именно благодаря этим ресурсам крупнейшие банки до кризиса позволяли себе рискованные операции без оглядки на банковского регулятора (тогда это было Агентство финнадзора, сейчас Нацбанк). Мелкие и средние банки не имели таких серьезных рычагов влияния на регулятора, в результате их кредитные портфели после кризиса были в разы лучше, чем у крупных конкурентов.

Посткризисные годы показали, что именно средние и мелкие банки стали драйверами восстановления и роста кредитования экономики и дальнейшего развития банковской системы. Есть показательные примеры, когда некоторые мелкие банки быстро выросли до средних, а средние банки превратились в крупные и системные. Почему Нацбанк и правительство решили отрезать эту активную и прогрессивную часть банковской системы - абсолютно непонятно!

Справедливости ради отмечу, что Умут Шаяхметова, председатель правления Народного банка, второго по величине финансового института в стране, выступила против такого резкого увеличения требований по размеру капитала. Что делает ей честь, поскольку эти планы Нацбанка выгодны только крупнейшим банкам.

Когда же придет настоящий день?

Когда же начнутся реальные структурные реформа по повышению конкурентоспособности несырьевой экономики?

У меня создается впечатление, что на сегодняшний день президент проигрывает борьбу по созданию конкурентоспособной экономики в соответствии со Стратегией «Казахстан 2050». А наша политическая система устроена таким образом, что только глава государства может выиграть её. Остальные общественные институты не играют какой-либо важной роли в этом процессе.

В нашем правительстве много лет сидят одни и те же люди. В парламенте господствует одна партия. Меритократия и социальные лифты не работают.

Считаю, такую ситуацию можно будет изменить только одним путем – через создание политической конкуренции в стране. Надо срочно переходить к реализации основополагающей формулы, заложенной президентом в Стратегии «Казахстан 2050»: «Мы последовательно идем по пути политической либерализации. Только так можно модернизировать страну и сделать ее конкурентоспособной».

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить