Строим сервис: почему для казахстанского Сбербанка важно соответствовать ожиданиям клиентов

5970

За прошедшие годы ДБ АО «Сбербанк» совместно с ПАО «Сбербанк» с учётом изменений на валютном рынке профинансировал экономику Казахстана в объёме 3,2 трлн тенге. Только за первое полугодие 2018 банк за счёт средств государственной поддержки профинансировал клиентов малого и среднего бизнеса на сумму более 27 млрд тенге, что в 1,7 раза превышает аналогичный показатель прошлого года

Фото: архив пресс-службы

Об участии банка в государственных программах поддержки бизнеса, развитии несырьевого экспорта Казахстана и трансформации банка в сервисную организацию Forbes Kazakhstan поговорил с председателем правления ДБ АО «Сбербанк» Александром Камаловым.

Александр Ильясович, каково участие Сбербанка в развитии бизнеса в Казахстане, в том числе в государственных программах поддержки предпринимательства?

– Для начала следует рассказать о нашей философии. В первую очередь банк воспринимает себя как сервисный институт, задача которого, с одной стороны, оказать весь комплекс услуг, необходимых нашим клиентам (как корпоративным, так и частным), и, с другой стороны, дать бизнесу дополнительные возможности для роста.

Мы постоянно развиваем и совершенствуем подходы к кредитованию. В том числе за счёт участия в государственных программах поддержки предпринимателей, так как большая их часть – это, по сути, субсидирование государством процентных ставок по действующим кредитным продуктам с определённым набором условий. Субсидированные процентные ставки позволяют снизить нагрузку на бизнес наших клиентов.

С начала работы на финансовом рынке банк участвует практически во всех государственных программах по поддержке бизнеса в обрабатывающей промышленности, несырьевом секторе. Если посмотреть из общего объёма выделяемых денег по госпрограммам, 25% трансферов идёт через Сбербанк нашим клиентам.

По программам ФРП «Даму» нами было профинансировано и просубсидировано 3158 проектов на общую сумму 511 млрд тенге. Банк занимает лидерские позиции по объёму кредитования в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2020». На начало сентября этот показатель превысил 460 млрд тенге.

Можно ли сказать, что упор в стратегии банка идет на поддержку МСБ?

– Неверно говорить, что мы ориентированы только на одну узкую нишу или на один сегмент. Важно понимать, что у клиентов могут быть разные потребности и разные желания, исходя из масштаба бизнеса и отрасли деятельности.

Исходя из этого, наша задача, как компании, которая обладает целой палитрой банковских продуктов и услуг, не продажа одного конкретного продукта, а предложение полного спектра совершенных пакетных предложений как для частных, так и для корпоративных клиентов.

У нас, например, отдельно выделено направление работы с крупнейшими клиентами. Это, как правило, холдинговые компании, которым от банка нужна координация работы, в том числе настройка платежей и какие-то внутриказначейские операции. Они также участвуют в госпрограммах. У нас очень богатая история сотрудничества с KazakhExport, все крупнейшие проекты которого в той или иной части реализованы через Сбербанк. Это проекты по строительству теплиц, производству аккумуляторов в Талдыкоргане, где 60% продукции идет на экспорт, в том числе на рынок России, производству кондитерских изделий и другие.

Отдельный фокус на секторе МСБ, поскольку он представляет большую часть наших корпоративных клиентов. В данном сегменте мы акцентируем внимание на скорости предоставления сервисных услуг. В этом году запустили отдельный проект – программу «Лёгкий старт», ориентированную на начинающих предпринимателей. Она предусматривает для них особые условия. Начинать бизнес со Сбербанком сейчас особенно выгодно, так как базовые услуги – открытие банковского счета, установка интернет-системы «Сбербанк Бизнес Онлайн» для предпринимателя – бесплатны. В базовый пакет также входит 30%-ная скидка на внешние переводы в национальной и иностранной валюте, кассовые и обменные (конверсионные) операции.

Какую деятельность ведет банк для развития несырьевого экспорта?

– Согласно государственной политике Казахстан должен войти в тридцатку крупнейших экономик мира. Это означает увеличение объёмов экспорта. Поэтому, как банк, мы поддерживаем направления бизнеса, которые могут конкурировать в рыночной среде и работать на экспорт. В 2014 мы организовали в банке International desk. Это подразделение направлено на оказание сервисных функций и поддержку компаний в развитии экспорта, а также на обслуживание крупнейших транснациональных компаний. Существенная часть товаропотока между Казахстаном и Турцией, Казахстаном и Россией идет через наш банк. Отдельная ветка настроена на Китай.

Придерживаясь философии сервисной организации, мы стремимся отвечать ожиданиям клиентов. Во-первых, в сокращении времени по получению кредита и проведению платежей, поскольку время становится самым бесценным ресурсом. Для этого мы совершенствуем наши транзакционные продукты. Например, с Россией скорость проведения платежей сократилась от двух-трех дней до 15 минут. С Турцией и Китаем, учитывая конвертацию, транзакция занимает один день. Это связано с большим числом корреспондентов, чем в России, где мы работаем с нашим материнским банком. Во-вторых, в связи с высоким спросом на валютно-обменные операции мы усовершенствовали продукты по онлайн-конвертации как для корпоративных, так и для розничных клиентов. Благодаря этим мерам существенно увеличился объём транзакций.

Рассматриваете подобное сотрудничество с другими соседними странами, например Узбекистаном?

– Мы видим, что объём операций с Узбекистаном увеличивается, интерес к рынку есть, поэтому сейчас сконцентрированы на настройке системы платежей. Существенным плюсом стало то, что узбекский сум стал конвертируемым – это создаёт дополнительные возможности для развития межгосударственных платежей.

Кроме того, Сбербанк – активный участник межгосударственных программ. К примеру, у нас есть соглашение с правительством Республики Беларусь по компенсации вознаграждения по кредиту на приобретение белорусских товаров – сельскохозяйственной и грузовой техники, автобусов и комплектующих к ним. На сегодняшний момент в рамках этой программы казахстанским компаниям Сбербанком открыто пять кредитных линий на 1,5 млрд тенге.

Со стороны государства также видна активная поддержка инновационных предприятий. Предусмотрены ли у Сбербанка специальные программы для стартапов, цифровых проектов?

 

– Скорее банк становится удобным для такого рода компаний. С одной стороны, мы сами разрабатываем и формируем инновационный продукт внутри банка для наших клиентов. Непрерывно обновляется наше мобильное приложение, появляются дополнительные сервисы. В этом году мы создали отдельную фабрику данных для того, чтобы своевременно предлагать клиентам индивидуальный сервис, исходя из их ожиданий. Если говорить про корпоративный малый бизнес, то для этого сектора мы предложили такое универсальное решение, как смарт-терминал – устройство, заменяющее кассовый аппарат, POS-терминал, позволяющее вести учёт товарных остатков. Оно существенно экономит финансы предпринимателя. С другой стороны, мы активно взаимодействуем с Национальным банком, государственными органами в разработке дополнительных сервисов для клиентов по сокращению времени и упрощению операций. Например, чтобы через нажатие кнопки можно было оплатить налоговые штрафы, аренду.

Планируете ли увеличить объем финансирования экономики и, если да, то насколько?

– Сложно назвать точную цифру. Исходя из текущей экспертизы, мы видим, что можем ежегодно расти на 10%. Но если рынок будет расти быстрее, то и мы не отстанем. В целом наш рост и так выше среднерыночного показателя.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить