Сможет ли смартфон вытеснить наличные?

10024

В среду, 20 сентября, на площадке Cashless Kazakhstan Summit эксперты, банкиры и бизнесмены обсуждали тренды и перспективы безналичной экономики

Сергея Коваленко.
Сергей Коваленко.

Специалисты все чаще утверждают, что в ближайшие годы наши привычки обращения с деньгами изменятся. Мы перестанем носить кошельки, поскольку нам больше будут не нужны наличные, и даже пластиковые карточки тоже уйдут в прошлое. А вместо всего этого для оплаты товаров и услуг мы будем использовать всего одну вещь – мобильный телефон. Своим мнением о трендах и перспективах безналичных платежей мы попросили поделиться участника Cashless Kazakhstan Summit заместителя председателя правления, члена правления АТФБанка Сергея Коваленко.

- Апргейд финансовой системы, трансформация форм использования денег, уход от пластика и смартфонизация платежей - это те процессы, которые не требуют обсуждения с точки зрения «будет - не будет». Так или иначе, мы уже движемся к безналичному будущему. Появляется все больше различных способов оплаты, и пользователи выбирают наиболее удобные для них. Вопрос в скорости этого движения. Сейчас мы видим, что наличные все еще пользуются большей популярностью в Казахстане, чем безналичные способы оплаты. Около 80% платежей по рынку идет наличными. В тоже время по операциям в pos-терминальной сети по рынку и, в частности в сети нашего банка, мы видим, что обращение к безналичным платежам постепенно растет. За год количество и объем безналичных транзакций в сети нашего банка увеличились на 45 и 42% соответственно. То есть движение есть, процесс идет, но говорить, что уже в ближайшем будущем мы уйдем от наличных расчетов пока рано, – рассказывает зампред банка.

Иметь – не значит пользоваться

В Казахстане, по данным Национального банка РК, эмитировано больше 17 млн карт. Почему же так получается, что вроде бы огромное количество людей уже использует карточки, а большая часть расчетов все равно идет наличными?

- Иметь карточку и пользоваться ей – это не одно и тоже. У нас большая часть населения ещё попросту не привыкла пользоваться карточками, – объясняет Сергей Коваленко. - Количество активных карточек на рынке, то есть тех, по которым проходит хоть одна транзакция в месяц порядка 8,5 млн – половина от общего количества эмитированных карт банками второго уровня. С учетом численности занятого населения, грубо получается одна карточка на одного человека. Но здесь, нужно еще определиться с понятием «используют». Даже в Астане и в Алматы, где инфраструктура приема безналичной оплаты достаточно развита, многие, получая деньги на карточку, просто идут к ближайшему банкомату, снимают весь объем и дальше тратят наличные. Например, по нашим зарплатным карточкам в первую неделю после зачисления зарплаты снимается более 50% наличными. Поэтому, когда мы говорим об общем количестве активных карт и их держателях это не всегда те люди, которые реально пользуются безналичными расчетами. Часть из них пользуются карточкой раз-два в месяц для снятия наличности в банкоматах.

Бонусы и привилегии

Как показывают исследования, казахстанцы охотно используют карты для расчетов при наличии каких-либо бонусов или дополнительных привилегий. Подобные инструменты используют все, кто заинтересован в увеличении безналичного оборота.

- Согласен, – говорит Сергей Коваленко, – подобная практика является стимулом к использованию безналичных способов оплаты. У себя в банке за счет целого комплекса механизмов мы создаем условия, в которых клиенту банка становится выгодно именно проводить безналичные транзакции. Например, в зарплатных проектах для разных классов карточек определены пороговые объемы безналичных транзакций в месяц и если клиент их достигает, то ежемесячная оплата за обслуживание карточки не взимается. Также сейчас тем клиентам, которые активно используют карточки, мы бесплатно можем провести апгрейд и выпустить карточку более высокого уровня с сохранением текущих тарифов. Есть и другие механизмы в виде различных акций с привлекательным призовым фондом, cashback, партнерские программы по предоставлению скидок на товары и услуги или других преимуществ при оплате карточками и так далее.

«Извините, а вы карты принимаете?»

Рассказывать о преимуществах оплаты карточками большой надобности нет. Но когда на вопрос готов ли продавец принять карту к оплате звучит отрицательный ответ, даже самый активный «транзактор» начинает задумываться о стабильном запасе наличности в кармане. Поэтому скорость перехода от наличных к новым формам безналичной оплаты многие эксперты связывают с темпами развития соответствующей инфраструктуры. То есть, как только технически мы будем готовы к тому, чтобы повсеместно обеспечить возможность приема оплаты карточками, это произойдет. По мнению Сергея Коваленко, для перехода нужна готовность не только инфраструктуры, но и внутренняя готовность потребителя:

- Один из вопросов – это все-таки финансовая грамотность и настороженное отношение к новым инструментам. Есть привычные – наличные деньги. И есть непривычные – связанные с новыми технологиями. Здесь основной путь только через опыт. Жизнь показывает, что людям интересен этот инструмент. Просто нужно время для того, чтобы они адаптировались.

Что касается инфраструктуры, то, по мнению банкира, она развивается сейчас даже несколько быстрее, чем готовность большинства ею пользоваться.

- Со своей стороны, мы как банк, активно развиваем услуги эквайринга. Наш опыт показывает, что своими продуктами и услугами можно влиять на количество безналичных операций по карточкам, то есть способствовать росту их количества и объема. С прошлого года идет постоянный, и достаточно высокий спрос по установке pos-терминалов. По нашему банку прирост количества pos-терминалов за 8 месяцев 2017 составил 21,2%. До конца года рост должен составить порядка 34%. При этом 90% нашей pos-терминальной сети доступно для бесконтактных платежей, это может, быть как карточка, так и другие форм-факторы (смартфоны с NFC, стикеры и т.п.). Последние три года наш банк подключает исключительно терминалы с бесконтактной функцией. В сторону расширения pos-терминальной сети двигаются и многие другие банки, особенно те, кто конкурирует за розничного клиента, – рассказывает Сергей Коваленко.

Бесконтактные платежи в безналичных расчетах

Показательно, что среди тех, кто уже предпочитает безналичные расчеты, востребованы бесконтактные технологии.

- Удаленные каналы платежей действительно пользуются спросом у приверженцев безналичных расчетов. Это очень удобно. Первая эмиссия и эквайринг payWave начались на территории Казахстана 3-4 года назад. Наш банк еще несколько лет назад начал оснащать свои карточки бесконтактной технологией оплаты. Сейчас порядка 30% эмитированных нами карточек имеют бесконтактную антенну. В эквайринговой сети АТФБанка доля бесконтактных платежей составляет 11% в суммарном выражении и почти 19% в количественном. К сожалению, по стране нет официальной статистики по доле бесконтактных платежей, чтобы предоставить общую статистику по бесконтактным платежам, но исходя из данных по эквайринговой сети банка, рост с начала 2017 составил почти 2,5 раза по количеству и более чем в 3,5 раза по оборотам. То есть видно, что бесконтактные транзакции уже заняли определенную нишу и развиваются достаточно активно, – поделился зампред банка.

Безналичное будущее

Будущее однозначно за безналичными расчётами. Это общий тренд, за ним сокращение издержек, прозрачность, удобство и комфорт. В Казахстане Сергей Коваленко видит два потенциальных сценария развития этого тренда:

- Первый сценарий – это, по сути, эволюционный путь развития безналичных платежей, когда использование пластика будет расти до достижения уровня проникновения порядка 60% и уже за этим этапом произойдет переход к смартфонизации платежей. Второй потенциальный путь – это прорыв, то есть переход сразу к смартфонам, минуя этап пластика.

Тем не менее, исходя из текущих тенденций, по мнению банкира, миновать этап пластика вряд ли получится. Соответственно в нашей стране мы будем фиксировать более-менее постепенный переход от одних форм-факторов к другим – сначала пластиковые карточки и затем с более массовым переходом к бесконтактным технологиям – смартфон, «специальный» браслет, часы, брелоки, то есть любой предмет, который можно будет использовать в качестве носителя данных платежной карты.

- Сама форма все меньше будет иметь значение, – рассуждает Сергей Коваленко. – Молодежь, как более прогрессивная часть общества, которая впервые выходит в интернет с мобильного устройства, представит тот сегмент, который в большей мере сможет миновать или, по крайней мере, сократить этап использования пластика для платежей и быстрее всех перейдет на применение в расчетах таких форм-факторов как смартфон, часы и т.д.».

Pos-терминальная сеть – основа будущей платежной инфраструктуры. Глобальное движение к новым способам безналичной оплаты логично поднимает вопрос о том, как будет обеспечиваться поддержка на инфраструктурном уровне. Сегодня в Казахстане больше половины безналичных платежей совершается посредством pos-терминалов, это 57,1% и 55,5% от общего количества и объема безналичных платежей. Какие бы технологии ни применялись в будущем – все это тоже будут безналичные способы оплаты. Поэтому pos-терминальные сети останутся основой всей платежной инфраструктуры в периоде ближайших 5 лет, считает Сергей Коваленко.

- В тоже время сама pos-терминальная сеть будет вынуждена очень быстро реагировать на все новые тренды, как по удобству платежей, так и с точки зрения безопасности, и активно подстраиваться под новые способы оплаты, – подытожил Сергей Коваленко.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить