Сколько зарабатывают блогеры в Казахстане

76415

Обозреватель Forbes.kz Виктор Бурдин поговорил с известными казахстанскими интернет-персонами о том, как блогеры монетизируют свое увлечение Сетью

Иллюстрация: svoboda.org

Баян Есентаева носит своё СМИ в сумочке

Журналист Тулеген Байтукенов считает: многие казахстанцы даже не подозревают, что огромное число блогов в Казнете проплачены. Он сам не знал об этом, пока ему самому не стали предлагать деньги. До этого Байтукенов предполагал, что люди пишут о разных производствах и политических мероприятиях, как он - по зову души и исходя из того, что эта тема может быть интересна читателю. Оказалось, все гораздо прозаичнее.

«Как правило, достаточно известным блогерам платят за то, чтобы они приехали в составе блог-тура, например, на завод и написали о нем. Это сейчас модно и в какой-то степени эффективно, - рассказывает Тулеген. – Расценки тут могут быть самими разными. Недавно проходило одно спортивное мероприятие, и за его освещение блогерам сулили от $50 до $100 (в зависимости от популярности персоны) за каждый пост о нем в Facebook. Не исключаю, что некоторые пиар-агентства, которые занимаются привлечением блогеров для подобных инициатив, отмывают деньги. Весь бюджет, заложенный на блогеров, им не раздают, оставляя часть денег себе».

Байтукенов заметил одну любопытную тенденцию. В Казахстане стали появляться блог-платформы и сайты, которые вышли из лона рекламных агентств. Рекламщики, получая средства заказчика, раньше распределяли их на сторонние блог-платформы. Но со временем стали понимать: зачем с кем-то делиться деньгами, когда можно открыть свои сайты и средства рекламодателей оставлять у себя?

«У нас в стране не так много инструментов для продвижения того или иного продукта, - говорит журналист. - Реклама в СМИ стоит дорого, особенно на телевидении. Потому для многих компаний оплата блогерам – легальный и сравнительно недорогой способ засветиться. Простой пример. Известным актрисам и моделям с десятками тысяч подписчиков в соцсетях могут заплатить, например, за пост о новом ювелирном магазине. Часто это - не денежная оплата, а бартер: мы вам - сережки, а вы нам – фото нашего продукта в Instagram. Причем иногда это может быть эффективнее, чем реклама в прессе. У продюсера Баян Есентаевой на данный момент подписчиков в Instagram 475 тысяч – практически собственное полноценное СМИ в сумочке. Не думаю, что она берет деньги за продвижение каких-то брендов, но уверен, что многие [рекламодатели] буквально спят и видят, как бы засветиться на странице у Баян. И если она напишет про новый магазин ювелирных украшений, то эффективность такого продвижения будет как бы не выше, чем от рекламы в казахстанской газете, пусть даже с самым высоким тиражом».

По словам Тулегена, за последние годы рынок блогеров сильно изменился. Еще в 2007-2008 было много серьезных авторов, которым негде было писать. Тогда можно было пригласить вести блог интересных людей, которые писали бы только для того, чтобы его имя появилось на том или ином сайте. Сейчас, говорит Байтукенов, свободных авторов мало, интересно пишущие люди разобраны по платформам, и многим стали платить. А вот новых, молодых и интересных авторов почти не появляется. И потому, если кто-то сейчас и открывает новую блог-платформу, то обязательно закладывает бюджет на авторов – сейчас только так можно переманить интересных людей с их аудиторией.

«Сэмплинг» - это когда берут натурой

PR-специалист Жанна Бадаубаева рассказывает: многие казахстанские блогеры открывали свои standalone – персональные сайты, но монетизировать их так и не смогли. Гораздо легче заработать на массовой блог-площадке. Но при условии, что ты ее владелец.

«Это мы наблюдаем на примере существующих Yvision.kz, Gonzo.kz, Look.tm и Pandaland.kz (хотя последние скорее позиционируются как электронные СМИ). Но авторы, пишущие на блог-платформах, попадают в зависимость от владельцев площадок. Блогеры не могут писать оплаченные материалы, поскольку владельцы не допустят, чтобы деньги шли мимо их кассы. Поэтому рекламодатели договариваются о платных статьях, корпоративных блогах или специальных проектах напрямую с владельцами блог-платформ. В этом случае блогеры уже выполняют заказ. Правда, многие отказываются, боясь приобрести репутацию «продажного». Расценки на публикацию проплаченного поста начинаются от 10 тыс. тенге», - добавляет Бадаубаева.

Самые популярные блогеры предпочитают заниматься продвижением компании в интернете открыто. В этом случае публикуется серия постов - как на блог-платформах, так и в социальных сетях. Такие услуги стоят гораздо дороже – по оценке спикера, от $1 тыс. в месяц.

«Еще в Казахстане блогеры не чураются брать подарки. Маркетологи и пиарщики называют это «сэмплингом», когда лидерам общественного мнения дарят смартфоны, абонементы в спорт-залы, сертификаты на бесплатное посещение и прочее. Присылают даже порошки и средства гигиены. Если попасть домой к известным блогерам, у них некоторых можно обнаружить что-то типа музея «Поля чудес», - говорит Бадаубаева.

Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя

Блогер Яков Федоров считает блоги, созданные исключительно ради монетизации, не совсем «правильными». Ведь априори предполагается, что автор, который ведет блог, в первую очередь высказывает свою позицию. А человека, который за деньги продал свое мнение, вряд ли можно назвать честным блогером, говорит спикер.

Федоров рассказывает: вести блог – занятие затратное по времени. Чтобы поднять некоторые серьезные темы, порой надо потратить несколько месяцев на сбор нужной информации.

В блоггинге Федоров разделяет два типа заработка. Первый - когда блогер получает деньги или другие материальные поощрения за свои посты. Второй тип - когда человек зарабатывает себе репутацию как специалист в определенной сфере. Что в идеале будет приносить ему заработок впоследствии.

«Блог - это бесплатный (ну, или дешевый) способ продвижения своих идей. Один себя позиционирует как хороший юрист, другой - как специалист в PR, третий - как финансовый аналитик и т.д. Даже если человек хорошо пишет о моде или кино, рано или поздно его могут привлечь на подработку. Это как учеба в вузе: сначала мы получаем знания, приобретая профессию или навыки, причем еще и платим за это, а потом благодаря этим знаниям сами начинаем зарабатывать», - говорит Яков.

Спикер приводит в пример самых популярных российских блогеров – Артемия Лебедева, Илью Варламова, Сергею Долю и Антона Носика. Многие из них зарабатывают, честно сообщая, что тот или иной материал опубликован на правах рекламы. Варламов, который однажды писал платный пост об одном из горнолыжных курортов Кавказа, не постеснялся дать много конструктивной критики. Это, по мнению Федорова, образец, когда продается не мнение, а лишь затраченное время человека.

«Что касается заработка, то топовые блогеры России за пост получают до $5 тыс. – они сами часто в этом признаются. У нас же суммы ниже, но всё зависит от заказа. Например, если речь идет об аналитическом исследовании, то могут платить $1-2 тыс. за заказ. Если на некое мероприятие приглашаются неопытные люди, чтобы просто написать обзорный пост о продукте, то там суммы варьируются в пределах $100 долларов и даже ниже - когда речь идет о постах в социальных сетях, а не блогах», - резюмирует спикер.

Узнаваемость как стартовый капитал

Редактор блог-платформы Yvision.kz Рустам Ниязов говорит: из десятка хорошо знакомых ему блогеров, которые активно рекламируют или продвигают интересы заказчиков, он знает лишь одного, зарабатывающего на блогерстве стабильные и достаточно большие деньги. Ниязов полагает, что говорить о серьезных заработках блогеров в Казнете пока рано, хотя прогресс здесь заметен. 

Основные виды заработков в блогерстве, по мнению спикера, практически не отличаются от работы традиционного пиар-специалиста: блогер участвует на тех этапах рекламы или пиара, где требуется поддержание обратной связи с потребителями, повышение узнаваемости продукта, борьба с негативом. Но в «пищевой цепочке» блогеры обычно получают намного меньше, чем другие медийные персоны. Во всяком случае, превратить блогерство в основной вид заработка для многих пока не представляется возможным.

«Безусловно, эффективность блогеров растет параллельно с усилением медийной силы онлайн-ресурсов и соцсетей. Тут надо отметить некоторую медлительность законодательства, которое явно не успевает за переменами на рынке рекламы и пиара. Как минимум, требуется пересмотреть законы, касающихся заработков в интернете и сбора налогов, страхования блогерской деятельности и создания профессиональных объединений, защищающих интересы блогеров», - считает Ниязов.

Собеседник заявляет, что Yvision.kz не обладает сколь-нибудь серьезным гонорарным фондом для оплаты труда блогеров. Но что касается нематериального стимулирования, то редакция активно пиарит лучших авторов, повышая их значимость и узнаваемость, и этот актив авторы часто используют как стартовый капитал.

Если тебе заплатили за пост – признайся в этом

Блогер Алишер Еликбаев рассказывает: в Казахстане всё больше блогеров, зарабатывающих себе на жизнь в интернете. Больше всех им платят госкомпании либо окологосударственные структуры, которые заинтересованы в продвижении государственной идеологии.

Эти заказчики, по словам Алишера, денег не считают – суммы тратятся огромные. Но многое зависит от человека, который получил такой «госзаказ» и распределяет его по сети исполнителей.

«Если он не сильно жадный, то блогерам достается прилично, а если скряга, то будут наняты исполнители попроще», - говорит спикер.

По его словам, сейчас на политический блогинг – например, на поддержку России и Евразийского союза - тратится очень много денег. Как и на продвижение различных госпрограмм, национальных компаний, «Народное IPO» и т.д.

«Как-то мне за годовой контракт по продвижению подобного проекта предлагали около 5 млн тенге. Учитывая, что я вел переговоры не с первоначальным источником финансирования, а с посредником, который получил заказ и перераспределял его, думаю, на меня закладывалась чуть большая сумма. За эти деньги я дважды в месяц в своих постах должен был касаться заданной темы. Я отказался», - подчеркнул Еликбаев.

По словам блогера, в отличие от госструктур, для коммерческих заказчиков большую роль играет KPI (key performance indicators  - ключевые показатели эффективности). Бизнес тщательно отслеживает, насколько посты блогеров влияют на продажи. Там все процессы прозрачнее и честнее, чем в политическом блогинге. Поэтому и денег, по мнению Еликбаева, меньше.

«Да, недавно я стал бренд-амбассадором компании LG, и сумма моего контракта достаточно большая. Знаю, что договоров с такими цифрами в Казнете мало кто заключал. Я не слышал, чтобы компании массово подписывали наших блогеров на подобное, - говорит блогер. – Для крупных компаний продвижение через блогеров – дело скорее репутационное и разъяснительное. Прямого влияния на продажи они не имеют. А вот малый и средний бизнес очень живо чувствует упоминание в постах пользователей».

Что касается этической стороны, Еликбаев считает совершенно нормальным зарабатывать на блогинге, но аудитория должна знать об оплаченных постах.

«Если я от кого-то получил деньги, то считаю себя обязанным в этом признаться. Люди должны понимать, что в данный момент читают тот мой пост, за который я получил гонорар. К сожалению, у нас это широко не практикуется, особенно если ты работаешь на государство. Люди боятся признаться, что получают деньги от ресторанов, сотовых операторов, производителей техники, поскольку опасаются, что аудитория от них отвернется», - говорит Еликбаев.

Собеседник называет еще одну примету времени.

«Сейчас сложилась тенденция, когда блогеров покупают пачками. Кто-то предприимчивый в Астане открывает контору, набирает 5-10 человек, называет их блогерами и ставит конкретные задачи – какие посты писать и комментарии давать. В России по этой схеме работают целые корпорации, да и на Украине большая армия таких блогеров», - резюмирует Еликбаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить