Сенаторы выделили средства на содержание канцелярии Елбасы и скорректировали бюджет

8712

Депутаты сената в четверг, 4 апреля, на пленарном заседании рассмотрели пакет изменений в республиканский бюджет на 2019 год и направили его в мажилис со своими поправками

Фото: Андрей Лунин

Как пояснила председатель комитета сената по финансам и бюджету Ольга Перепечина, выступая на заседании, дополнительные корректировки потребовались в связи с тем, что «были приняты важные решения и президентом РК даны ряд поручений, требующих внесения изменений и дополнений в данный законопроект». Изменения потребовались в части переименования столицы в город Нур-Султан, создания нового государственного органа – Канцелярия первого президента РК – Елбасы, переноса срока повышения заработной платы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы и низовых категорий государственных служащих исполнительных органов с 1 июля на 1 июня 2019.

- Для реализации указанных поручений потребуется 38,8 млрд тенге, которые предлагается предусмотреть за счёт дефицита республиканского бюджета с увеличением его номинального значения и сохранением размера относительно ВВП на уровне 2,1%, - пояснила Перепечина.

В сравнительной таблице поправок в законопроект указано, что для обеспечения деятельности «вновь созданного государственного органа (канцелярии первого президента - Елбасы) численностью 50 единиц предлагается предусмотреть расходы в сумме более 937 млн тенге». При этом в ведение новой канцелярии передаётся Библиотека первого президента, на содержание которой направляется более 997 млн тенге - за счёт уменьшения расходов администрации президента. Также частично перераспределяются расходы, предусмотренные на реализацию задач Фонда первого президента на бюджетную программу «Обновление парка автомашин для государственных органов» для обеспечения автотранспортом канцелярии первого президента. На эти цели пойдет более 187 млн тенге.

В целом все изменения сенаторы поддержали. Но, как заметила депутат Перепечина, по-прежнему остаётся ряд проблемных вопросов. Так, корректировками расходы бюджета на социальную сферу на 2019 увеличены на 323,7 млрд тенге, в том числе 179,8 млрд тенге - на социальное обеспечение и социальную помощь.

- Для реализации новых социальных инициатив мы в очередной раз вынуждены прибегнуть к использованию средств Национального фонда, увеличив гарантированный трансферт. Соответственно, возникает вполне закономерный вопрос - каким образом в последующие годы планируется финансирование социальной сферы как сферы, требующей расходов республиканского бюджета на постоянной основе. Источники финансирования этих затрат в будущем на сегодня ещё чётко не определены, - констатировала депутат.

Ещё одна проблема - на инвестиционную деятельность, которая «является основным фактором преобразования и стабильности экономики, вновь будут расходовать средства Национального фонда, и вопрос эффективности этих расходов должен быть главным».

- Отсутствие полной необходимой нормативной и методологической базы, чёткого видения механизма реализации не позволяет оценить значимость и достаточность выделения объёмов средств для реализации проектов и достижения результатов, тем самым вызывает много вопросов. Насколько эффективна будет реализация этих инвестпроектов и какова ответственность по итогам использования средств Национального фонда? - задалась вопросом Перепечина.

Правительство придерживается иной точки зрения. Министр национальной экономики Руслан Даленов в своём выступлении подчеркнул, что даже увеличение размеров трансфертов из Национального фонда «обеспечивает выполнение условия по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде в размере 30% от ВВП». А председатель Национального банка Ерболат Досаев убеждён, что «увеличение расходов в связи с выделением дополнительных средств на социальную поддержку не окажет значительного воздействия на ускорение инфляционных процессов». Согласно прогнозам регулятора, инфляция по итогам текущего года сохранится в пределах целевого коридора. Нет угрозы и золотовалютным резервам, благодаря политике плавающего обменного курса тенге.

- Золотовалютные резервы Национального банка Казахстана на 1 марта составили $29,2 млрд, активы Национального фонда – $59,0 млрд. Общие международные резервы составили $88,2 млрд, - сообщил председатель Нацбанка.

Вопросы эти, впрочем, в парламенте звучат постоянно. Нынешними корректировками правительство значительно увеличивает суммы, привлекаемые из Национального фонда - в целом больше чем на 600 млрд тенге. В частности, гарантированный трансферт из Национального фонда увеличивается на 250 млрд тенге - с ранее утверждённых 2,45 трлн тенге до 2,7 трлн тенге. Также предусмотрен целевой трансферт из Национального фонда в размере 370 млрд тенге - для создания Фонда прямых инвестиций.

Напомним: корректировками основные базовые параметры на 2019 в рамках прогноза соцэкономразвития сохранены на ранее одобренном уровне. Так, цена на нефть определена в $55 за баррель; курс тенге – 370 тенге за доллар; целевой коридор годовой инфляции – 4-6%. Сохранены и прогнозы роста сельского хозяйства (6,2%), строительства (3,7%), торговли (4,3%), транспорта и складирования (3,8%). Рост промышленности составит 1,6%. Экспорт увеличен на $0,3 млрд - до $54,4 млрд (ранее одобрено $54,1 млрд), импорт сохранён на прежнем уровне - $32,9 млрд.

Реальный рост ВВП оценивается на уровне 3,8%. При этом номинальный ВВП в 2019 прогнозируется в объёме 64,3 трлн тенге, что на 323,5 млрд тенге выше предыдущей оценки. ВВП на душу населения составит $9 409.

Корректировка бюджетных параметров предложена такая: доходы без учёта трансфертов оцениваются в объёме порядка 7,0 трлн тенге, что на 200,4 млрд тенге выше утверждённого плана. Основное превышение поступлений ожидается по НДС (на 202,3 млрд тенге), по ЭТП на сырую нефть (на 20,4 млрд тенге), а также по неналоговым поступлениям (на 2,1 млрд тенге).

Дополнительные средства будут направлены на реализацию поручений первого президента, прозвучавших на съезде партии «Нур Отан».

Помимо средств Нацфонда, дефицит бюджета предложено увеличить с 1,5% до 2,1% к ВВП.

В целом расходы республиканского бюджета в 2019 составят 11 895 млрд тенге - с увеличением на 1,2 трлн тенге. 444,3 млрд тенге будут направлены на выполнение поручений президента, прозвучавших на партийном съезде. В их числе: усиление социальной поддержки отдельных категорий граждан – 224,3 млрд тенге; строительство арендного жилья для малообеспеченных многодетных семей и внедрение льготного кредитования через ЖССБК - 100 млрд тенге; развитие региональной инфраструктуры 90 млрд тенге; реализация специального проекта «Ауыл – ел бесiгi» - 30 млрд тенге.

На реализацию мероприятий в рамках проведения Года молодёжи будет направлено 24,6 млрд тенге.

Ещё 286 млрд тенге направят на выполнение поручений президента, озвученных в посланиях 2017 и 2018. За счёт этих средств планируется реализация комплексных планов развития Туркестанской области и Астаны, строительство в столице научного онкологического центра, строительство газопровода «Сарыарка», а также реализация мероприятий, связанных с обеспечением безопасности страны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить