Сбербанк: 15 лет устойчивого развития

9599

12 ноября Сбербанк отметил юбилей – 180 лет со дня основания и 15 лет работы в Казахстане. Несмотря на солидный возраст, Сбербанк сегодня – это не только надежность, проверенная временем, но и инновационность, идущая с ней в ногу

Ельдар Тенизбаев
ФОТО: Архив пресс-службы
Ельдар Тенизбаев

В Казахстане банк работает с 2006 года. Ровно 15 лет назад Сбербанк первым среди иностранных игроков воспользовался снятием ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале казахстанских банков. С покупки небольшого АО «Texakabank» началась история Сбербанка Казахстан. История роста, партнерства и сотрудничества.

«2006-2014 годы можно смело назвать периодом становления Сбербанка на рынке Казахстана. Понимая важность долгосрочного партнёрства, банк не фокусировался на краткосрочной выгоде и финансировал проекты, имеющие стратегическое значение для экономики и развития нашей страны, такие как пищевая промышленность, электроэнергетика, машиностроение, агросектор, логистика и многие другие. Кроме того, банк активно участвовал в инвестиционных проектах по созданию новых предприятий, способствующих импортозамещению экономики страны», – рассказывает председатель правления ДБ АО «Сбербанк» Ельдар Тенизбаев.

На конец 2014 года банк добился значимых результатов, став надежным партерном для крупного бизнеса. Каждый 6-й тенге для кредитования бизнеса в стране был выдан Сбербанком. Активы банка составили 1,28 трлн тенге, кредитный портфель корпоративных клиентов вырос до 777,4 млрд тенге. Банк продемонстрировал стремительный рост, став пятым по объему активов среди всех банков второго уровня.

Начиная с 2015 года банк выходит на рынок малого и среднего бизнеса.

Сбербанк активно участвует в государственных программах «Дорожная карта бизнеса – 2020», «Экономика простых вещей», «Нурлы жер» и др. В рамках госпрограмм ДБ АО «Сбербанк» одобрил более 9 700 проектов на сумму 805 млрд тенге. Получил почти 6 800 гарантий АО «ФРП «Даму» на сумму свыше 72 млрд тенге. По словам Ельдара Тенизбаева, для работы с МСБ банк полностью перестроил модель продаж, переучив ранее работавших с крупными сделками менеджеров на работу с МСБ. Это потребовало изменений в процессе кредитования.

«Когда банк кредитует крупную сделку, он может ее структурировать в течение нескольких месяцев. МСБ ждать столько не может, и на первый план вышла скорость принятия кредитных решений. Это требовало от нас изменения самих процедур принятия решений, пересмотра моделей продаж и алгоритмов решений по кредитным сделкам», – отмечает он.

С 2017 по настоящий момент банк также активно развивает розничное направление, подключившись к государственным программам льготного ипотечного и автокредитования и став одним из лидеров этих программ. На сегодня сумма выданных ипотечных кредитов составляет почти 770 млрд тенге. В автокредитовании ДБ АО «Сбербанк» занял долю 32%, это треть всех выданных кредитов по льготному автокредитованию в Казахстане. Количество розничных клиентов за это время выросло до 1,4 млн человек – почти 16% экономически активного населения страны, клиенты МСБ увеличились до 80 тыс. организаций.

Сегодня Сбербанк можно смело назвать универсальным – финансовый институт удовлетворяет потребности всех участников рынка: от крупного бизнеса до ММБ и розничных клиентов. И если свой путь в Казахстане Сбер начинал исключительно с крупного бизнеса, то сегодня доля МСБ и розницы в кредитном портфеле банка составляет почти 75% и в привлеченных средствах – более 60%. При этом крупный бизнес продолжает оставаться на особом счету, так как именно он был основой бизнеса банка. Председатель правления благодарит за доверие всех клиентов, что были со Сбербанком на протяжении этих лет, и выражает готовность продолжать плодотворное сотрудничество.

Трансформация 360

«Глупость — это делать то же самое и ждать другого результата. Выражение хоть и избитое, но очень точно подходит под сегодняшнюю действительность. Мир стремительно меняется. Современное еще вчера может легко стать устаревшим уже сегодня. Принципы agile становятся все более актуальными для построения действительно эффективной организации», – считает Ельдар Тенизбаев.

В течение 2020-2021 года Сбербанк Казахстан инициировал ряд системных трансформационных процессов, нацеленных на увеличение эффективности и гибкости финансового института. Трансформация крупной организации без ущерба для бизнеса – это всегда сложный процесс. При этом трансформация модели управления, структуры и внедрение новых технологий – это только части головоломки. Одна из самых ключевых задач – это трансформация сознания и корпоративной культуры.

«Без соответствующих изменений в мышлении команды все остальные инициативы рискуют остаться на бумаге в виде декларации,поделился опытом Тенизбаев. – Способность реагировать и меняться под потребности клиента и вызовы рынка – это важная составляющая успешной организации. Поэтому трансформация для нас – вовсе не дань моде, прежде всего это трансформация корпоративной культуры. В банках исторически сложилась жесткая иерархическая структура с подразделениями, которые общаются между собой через руководителей, породив так называемый «синдром шахт», когда коллективы подразделений сидят в глубине собственных задач, не видя целостной картины внутреннего взаимодействия».

С точки зрения риск-менеджмента – все правильно, рассуждает Ельдар Тенизбаев, но, когда рынок требует быстрых изменений, «модель управления должна поменяться с шахтной на коллаборативную, сделав подразделения более открытыми и оперативно взаимодействующими». По словам собеседника, требовался переход к более гибким моделям в рамках agile-практики – она позволяет разным командам иметь полный инструментарий для разработки продукта под ключ, работать быстро, гибко и адаптивно.

Переход к новым форматам работы не получится, если у людей нет должной компетенции и понимания современных практик и разделения новых ценностей. Сбербанк принял стратегическое решение инвестировать в человеческий капитал и стать кузницей кадров, как для внутреннего спроса, так и для развития рынка в целом. Для этого Сбербанк запустил пять абсолютно бесплатных школ по четырем направлениям: IT, Data, Product owner и Scrum master. Школы открыты для сотрудников и всех желающих получить современные знания. За 2021 год в них обучились почти 500 человек. Интересно, что на первом этапе обучения школа привлекала внешних тренеров. На третьем этапе сотрудники, прошедшие обучение, уже сами выступили преподавателями. Таким образом, все больше сотрудников переходит в новый периметр корпоративной культуры, разделяя ценности компании.

Трансформация коснулась практически всех областей банка – от формата управления, структуры и корпоративной культуры до бизнес-процессов и IT-инфраструктуры. Она позволила Сбербанку повысить свою эффективность. За два года банк удвоил основные финансовые показатели, на этом фоне количество сотрудников выросло лишь на 10%, что указывает на рост автоматизации внутренних процессов.

Сбербанк или Сбер?

Вслед за материнской организацией в свой день рождения объявил о ребрендинге и Сбербанк в Казахстане. Общая трансформация ДБ АО «Сбербанк» естественным образом сказалась на внутреннем восприятии банком собственной миссии и задач, а также способов их решения. Все это нашло выход в визуальном изменении символов банка. В новом логотипе диверсификацию сервисов символизирует слияние трех цветов: зеленого, желтого и синего. Логотип представляет собой круг – фокус на потребностях клиента и галочку внутри – как символ целеустремленности и нацеленность на удовлетворение потребностей клиента. Принято также решение оставить короткое имя «Сбер» для уже хорошо узнаваемого бренда «Сбербанка».

Ельдар Тенизбаев
ФОТО: Архив пресс-службы
Ельдар Тенизбаев

«Для нас ребрендинг – не просто смена вывесок и названия. Это в первую очередь изменение парадигмы нашей модели – переход от классического банкинга к формированию экосистемы финансовых и нефинансовых услуг, – поясняет Тенизбаев. – Мы считаем, что ребрендинг станет стимулом для еще более новаторских решений и вдохновения, а также символом постоянного развития и прогресса».

Больше, чем банк

Сегодня Сбер в России это уже не просто банк, а развитая экосистема сервисов и решений, выстраиваемых вокруг клиентов и их потребностей. В экосистему Сбера входят такие компании, как: 2GIS, OKKO, «СберЗвук», «СберМегамаркет», «СберАптека», СберАвто, Delivery Club, «Кухня на районе», InSales, «Самокат» и многие другие.

«В Казахстане мы так же ставим акцент на развитие экосистемы для удобства наших клиентов. В 2022 году список нефинансовых услуг начнет пополняться новыми сервисами. В планах развития экосистемы ДБ АО «Сбербанк» лежит не только внедрение сервисов группы «Сбер», но и казахстанских стартапов из различных областей: финтеха и нефинансовых услуг. В 2020 году в экосистему уже вошли онлайн-кинотеатр OKKO и сервис потоковой музыки «СберЗвук». Для юридических лиц экосистема предлагает услуги аутсорсинга бухгалтерии, подбора кадров, онлайн-консультации по юридическим вопросам и пр. в рамках предложений SberSolutions», – отмечает Ельдар Тенизбаев.

Мы вместе

Благотворительность и спонсорство являются частью корпоративной культуры ДБ АО «Сбербанк» и одним из традиционных направлений участия в жизни общества. Банк считает своим долгом и почетной обязанностью оказывать поддержку культуре, образованию и наименее защищенным слоям населения – ветеранам ВОВ, тяжелобольным детям, инвалидам. Благотворительную деятельность Сбербанк ведет по всему Казахстану, во всех 17 регионах своего присутствия.

Сбербанк на постоянной основе оказывает помощь детским домам, приютам, интернатам, школам для детей с особыми потребностями, центрам реабилитации и адаптации несовершеннолетних, ветеранским и другим общественным организациям.

«Зеленый марафон» уже стал доброй традицией для Сбербанка. Эта спортивно-экологическая акция призвана привлечь население к занятиям спортом, приобщить к здоровому образу жизни, а также обратить внимание на экологические проблемы. Программа «Зеленого марафона» включает спортивный забег, а затем участники высаживают аллею деревьев. В Казахстане проводится с 2014 года. «Зеленый марафон» Сбербанка удостоен награды Программы ООН по окружающей среде за вклад в развитие экологии планеты.

ДБ АО «Сбербанк» всецело привержен международным и национальным целям, стандартам и принципам в области устойчивого развития и ESG (Environmental, Social, Governance). Именно поэтому в июне 2021 года банк утвердил публичную «Политику в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития ДБ АО «Сбербанк».

Вклад в экономику страны

За 15 лет работы в Казахстане сумма прямых инвестиций банка с учетом реинвестированной прибыли составила 390,7 млрд тенге ($1,6 млрд по курсу соответствующего времени). Вместе с тем общий объем кредитования экономики Казахстана со стороны группы «Сбер» по состоянию на 1 ноября 2021 года составил свыше 3,5 трлн тенге ($более 8,3 млрд). За время деятельности банк перечислил в бюджет налогов на сумму более 140 млрд тенге и вошел в топ-30 крупнейших налогоплательщиков с иностранным участием.

Поступательная динамика развития позволила ДБ АО «Сбербанк» за 15 лет подняться со средних позиций по размеру активов среди БВУ до второго места в стране по активам. На 1 октября 2021 года активы ДБ АО «Сбербанк» составили 4 трлн тенге с долей на рынке 11,3%.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить