Рождение тенге: из древности в независимость. Часть 2
Президент Казахстанского союза дизайнеров и главный дизайнер первых тенге Тимур Сулейменов продолжает рассказ об истории создания национальной валюты РК, которой 15 ноября исполняется 20 лет
Окончание. Начало см. здесь.
Тюркские символы сменили на герб
F: Насколько удалось отразить в первых банкнотах и монетах тюркские символы? Вы ведь долго собирали в архивах материалы…
- Мы сделали очень много эскизов в первых монетах с древними тюркскими символами: это знаменитый волк с Пазарыкских курганов, двуглавый петух, интересные петроглифы, богиня Умай.
На заводе «Гребенер» в Германии мы поняли, насколько серьезна работа по изготовлению инструмента для чеканки монет. Интересно, что в этот же период парламент, наконец, утвердил госсимволы - и герб, и флаг.
И взамен тех символов, о которых я говорил, я разместил на реверсе монет уже принятый новый герб. Но первые монеты с тюркскими символами вышли и походили в обороте. Тиынки первые были бумажными, мы печатали их тут. И потом, через полгода, сменили тиынки на металл.
Гравировка клише всех банкнот, от 1 до 100 тенге, была выполнена вручную. Помимо галереи портретов, мы разработали несколько вариантов водяных знаков и скрытой печати.
«Казахстанский рубль» оказался блефом
F: Давайте вернемся к моменту ввода тенге в оборот: как это было?
- Было своеобразно. Был первый срок ввода - 1992 год, но экономическая и политическая ситуация складывалась таким образом, что президент дает поручение: печатание необходимого объема тенге должно быть завершено к началу 1993 года. И он очень четко выразился: мы будем первыми в СНГ, кто сделает собственную валюту, но, возможно, последними, кто ее введет.
К концу 1992-го были отчеканены первые монеты с датой «1992 год», президент определил срок изготовления банкнот. К апрелю 1993 года вся денежная масса была готова.
В середине года Россия вдруг предлагает Казахстану оставаться в рублевой зоне и выдает нам информацию, что, дескать, на фабрике Гознака России разработан дизайн казахстанского рубля.
Нам - мне и будущему директору валютной фабрики Есету Кожамуратову - дается поручение выяснить и выявить что, как и где делается.
Мы в составе большой делегации под руководством президента Назарбаева прибываем в Москву. Официальная делегация бьется в переговорах с командой Бориса Ельцина, мы же с Есетом бегаем по кабинетам Центробанка России, по фабрике Госзнака и выясняем, что вся информация о «казахстанском рубле» - это блеф: какая-то тетя Мотя в Перми делала эскиз, но это было давно, и все потеряно, и ничего подобного нет. И все стало ясно.
Как мы потеряли авторские права на первые тенге
F: Какие сложности были в той вашей работе? Что бы вы сейчас сделали иначе?
- Печальнее всего - для меня во всяком случае, как для руководителя, автора этой дизайнерской работы, - то, что было очень много сложных вопросов, которые нужно было дорабатывать, но всё происходило слишком быстро, не было времени.
Например, иностранные граверы не чувствовали генотипы портретов, по-своему пытались их модифицировать, корректировать, и не всегда это у них получалось, приходилось переделывать – Абая, например. Мы тщательно работали над портретом Абулхаира, которого при жизни рисовал Кастаньет, был такой небольшой графический набросок. На его основе наши портретисты одевали его, соотносили генотип образа с Аблай ханом и Чоканом Валихановым, потому что у них генетическое родство. То есть очень много было кропотливой работы, которая требовала больше времени, чем у нас было.
Второе, о чем я сожалею. Один из председателей Нацбанка после Байназарова принял решение печатать наши деньги не на той фабрике Harrison & Sons, а у ее конкурента – компании De La Rue, которая пообещала дать оборудование секонд-хенд и оснастить нашу фабрику денежных знаков технологическими мощностями.
В это время мы принимали закон, один из последних перед роспуском Верховного Совета, - «О национальной валюте». Я внес 2-3 поправки о том, чтобы разработать специальные положения по охране авторских прав на дизайн нацвалюты: это норма, которая принята в международном законодательстве. И эта задача должна была быть делегирована Нацбанку. Все парламентарии единогласно приняли эти нормы 23-25 декабря. Затем мы распустили самих себя.
Однако закон вышел без этих поправок, так как на тот период Казахстан жил по Гражданскому кодексу СССР, в котором было прописано, что авторские и смежные права на денежные знаки и госсимволы не распространяется.
Следом за этим в Англии королева издает указ, где награждает фабрику Harrison & Sons золотым знаком за лучший экспортный продукт Великобритании, и тем самым закрепляет за этой фабрикой авторские права на всю нашу продукцию. А потом, когда наши правители вдруг принимают решение, что мы будем базироваться у конкурентов De La Rue, естественно, Harrison & Sons никому не передает исходники и оригиналы.
De La Rue делала вторую серию тенге в условиях, когда не было оригиналов. Если кто-то помнит, тогда начали появляться «фарабишки» разной цветности, потому что у нас остались только резервные портреты Аль-Фараби.
Потом, в 1994 году, началась такая игра – «войти в историю». На всех банкнотах надо было ставить автографы председателя Нацбанка. И вот сменился председатель, новый должен оставить автограф – вводят банкноту 200 тенге, которой у нас не было.
А потом жуткая инфляция, пошли крупные купюры, другие изобразительные элементы, стиль, и единая система дизайна была потеряна.
Первоначальный дизайн и печать делали так, что и слепой мог прочитать любой номинал, а сейчас купюры путают по цветности и номиналу.
Марченко и Жандосов потеряли контроль за дизайном купюр
F: Известный финансист Айдан Карибжанов писал в Facebook, что один из современных вариантов банкноты в 1000 тенге легко спутать с 2-тысячной купюрой, и они похожи на творения Энди Уорхола, обвиняя в этом Григория Марченко.
- Так оно и есть. Марченко и Жандосов потеряли системность и контроль за дизайном купюр. Создали вроде бы группу, которая этим занимается, но ни я, ни Союз дизайнеров не имеет к этому отношения. Я предлагал: давайте не будем заниматься всей этой камарильей с номиналами, не придумывать игру в нолики, а восстановить первоначальный дизайн и деноминировать валюту. Но не слушают.
Рука на купюре – безграмотное решение
F: Как вы относитесь к изображению ладони на последних купюрах?
- Рука - это, я считаю, просто безграмотное решение. Это никак нельзя было делать. Это знак, который связан с культовыми некросооружениями. Пятерня обычно рисовалась на памятниках и символизировала в одной трактовке длань Мухаммеда, а во второй, кочевой, - что мы приходим в мир голые, и уходим голые, ничего с собой не унесем. Не знаю, зачем было рисовать длань. Вряд ли это рука президента…
F: Были ли курьезы в вашей работе над тенге?
- Конечно, и много. Мы иллюстрировали тех или иных персонажей деталями. Предположим, изображение Курмангазы окружали ареалом, где он жил, изображали петроглифы, характерные для Мангышлака. Так взяли петроглиф с конницей. Это графический рисунок со скал, и там жеребец с детородными органами. Начались толки: почему это мы на серьезных банкнотах изображаем такие части тела. На второй-третий день после того, как банкноты вышли, ко мне пошли с претензиями: ты что тут нарисовал? Я говорю: это не я рисовал, это наши предки, я даже еще чуть-чуть сократил.
F: Может, были ошибки или опечатки, приходилось ли перепечатывать тираж?
- Скорее были неправильные трактовки английскими граверами. Например, портрета Абая они сделали не очень похожим: расширили скулы. А мы это потом били, сокращали. Они рьяно сопротивлялись, но мы их заставляли.
Авторы тенге остались без наград
F: В 2007 году на валютной конференции в Бангкоке наша 10-тысячная купюра была признана лучшей в мире по дизайну. Имеете ли вы награды за свою работу?
- В том-то и дело, что забыли меня... Президент меня наградил орденом, но это было связано с моим юбилеем и к тенге не относилось. И самое удивительное, что, когда Союз дизайнеров выдвигали на Госпремию за эту работу, нас наградить не сочли нужным…
Подписывайтесь на наш канал в Telegram