Приключения Концепции развития финсектора РК: туда-сюда-обратно

16952

Финансист Мурат Темирханов: «27 мая этого года правительство согласовало проект «Концепции развития финансового сектора РК до 2030 года» для последующего утверждения главой государства. Внезапно 10 июля финансовые организации снова получили этот же проект для срочного представления предложений»

Фото: deswal.ru

Неприятности с концепцией

14 февраля этого года президент поручил правительству и Нацбанку в срок до 1 июня 2014 завершить разработку Программы развития финансового сектора до 2030 и Концепции развития пенсионной системы. В конце мая проекты этих стратегических документов были согласованы в правительстве и представлены президенту для утверждения. 18 июня указом президента была утверждена «Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года». Но вот программу развития финансового сектора, видимо, постигли неприятности.

Пенсионная концепция вызывала много вопросов, но, тем не менее, была утверждена главой государства. По концепции развития финансовой системы вопросов было на порядок больше, некоторые из них - принципиальные. Я не знаю, какое решение принял президент по этому документу, но в результате он снова был распространен среди финансовых организаций. Теперь концепция развития финсектора будет утверждаться на уровне не президента, а правительства.

Все это довольно странно. Утверждение такого стратегического документа на уровне кабмина – однозначно снижение его статуса. Получается, развитие пенсионной системы в Казахстане гораздо важнее, чем развитие банковской системы, страхового и фондового рынков.

И это не единственная странность…

Неприятности со стратегией по управлению пенсионными активами

В конце марта в своих первых комментариях для Forbes.kz по Концепции развития финсектора я писал, что её серьезный недостаток - отсутствие долгосрочной стратегии по управлению пенсионными активами. Они являются крупной частью финансового рынка, и оттого, как будут использованы, напрямую зависит развитие банковской системы и фондового рынка, а также всей экономики.

10 апреля на заседании Совета национальных инвесторов с участием президента вопрос стратегии управления пенсионными активами был поднят председателем правления Народного банка Умут Шаяхметовой. По результатом заседания составили протокол, где было указано, что Нацбанк и правительство при согласовании с НПП до конца августа должны разработать Стратегию инвестирования активов ЕНПФ.

В начале мая Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) составила консолидированное мнение всех профучастников (банки, брокеры-дилеры, страховщики) по этому вопросу и направило его в Нацбанк. Через месяц поступил ответ регулятора, в котором говорится, что 6 мая «инвестиционная декларация ЕНПФ» (стратегия инвестирования пенсионных активов) уже утверждена Нацбанком.

То есть из письма можно сделать вывод, что, в нарушение решения Совета национальных инвесторов при президенте РК, этот документ был утвержден без согласования с НПП и профучастниками финансового рынка. При этом «инвестиционная декларация» так и не была опубликована, и ее содержание осталось тайной за семью печатями для банков и брокеров-дилеров фондового рынка. Для которых крайне важно знать, как будут использованы пенсионные деньги.

После таких непонятных решений правительства и Нацбанка ребром встал вопрос: что происходит с программой развития финансового сектора, которую по поручению президента уже давно должны были разработать?

И опять большая спешка

Правительство и Нацбанк особо не прислушивались к мнению профучастников рынка при разработке Концепции развития финансового сектора до того, когда документ ушел на утверждение главе государства. Сейчас, когда он вернулся обратно, кабмин опять хочет быстро-быстро утвердить его на своем заседании 22 июля. При такой спешке исполнительная власть вряд ли успеет дать свои комментарии на запрошенные от профучастников предложения. Поэтому коротко озвучу ключевые предложения, которые, по моему мнению, являются крайне важными получения полноценной программы по долгосрочному развитию финансового сектора.

Непонятный формат документа

Сначала хотелось бы сказать о форме документа, а потом о его содержании.

Начнем с того, что президент поручил подготовить программу, но была подготовлена концепция. В результате у правительства вместо плана конкретных мероприятий по каждому сектору финрынка, со сроками и ответственными лицами, появился документ с туманными  задачами, ни к чему никого не обязывающими. Можно привести ряд примеров такого принципиального недостатка концепции.

Развитие фондового рынка напрямую связано с планами приватизации. В концепции эти планы правительства до 2020 никак не прописаны. В крайнем случае, могли хотя бы указать, когда будет разработана и утверждена программа приватизации до 2020, кто будет за нее отвечать и какие результаты ожидаются.

В документе много говорится о дальнейшем развитии Регионального финансового центра в Алматы. Но ни слова о том, когда и кто разработает соответствующую программу и какие меры будут предприняты.

Также «много буков» о госстимулировании банковского и фондового рынка (налоговые льготы, дешевое финансирование, различного рода субсидии), но опять никакой конкретики - ни сроков, ни ответственных. Судя по прошлому опыту, это так и останется декларациями.

Концепция говорит о повышении прозрачности реального сектора экономики, но снова не приводится никаких конкретных планов, как это сделать.

И это не единичные примеры - размытость и необязательность к исполнению характеризует весь документ. 

Винегрет из несовместимых продуктов

Концепция включает в себя стратегии развития трех частей финансового рынка - банковской системы, страхового сектора и рынка ценных бумаг (фондового рынка). Даже неспециалист поймёт, что у каждого сектора - специфические особенности и проблемы, которые необходимо обсуждать по отдельности. Концепция же состоит из решения всего пяти «универсальных» задач. Которые, по мнению авторов, являются общими для всего финансового рынка. Вне зависимости от специализации его сегментов.

Задача 1: снижение издержек общества и государства на поддержание устойчивости финансовой системы в случае возникновения потенциальных шоков.

Задача 2: повышение эффективности финансового сектора в условиях экономической интеграции и глобализации.

Задача 3: совершенствование инфраструктуры и создание оптимальных условий для качественного развития финансовой системы.

Задача 4: расширение ресурсов роста финансового сектора, в том числе за счет финансовых продуктов, отвечающих потребностям экономики.

Задача 5: поддержание сбалансированной экономической среды и снижение кредитных рисков в экономике.

Сам по себе список задач выглядит не адекватным сегодняшним реалиям в целом. Но особенно это проявляется по каждому сектору в отдельности. Кроме того, в каждую задачу одновременно запихали предложения по банкам, страховым компаниям и фондовому рынку. В результате получилось плохо перевариваемое блюдо. Что-то вроде винегрета из черешни с кумысом и селедкой.

Помимо этого, как я уже сказал, в концепции отсутствует важнейшая функция финрынка - управление пенсионными активами. Ранее предлагалось добавить главу на эту тему, которая должна была содержать:

- стратегию инвестирования активов до 2020;

- оценку влияния этой стратегии на развитие банковского и фондового рынков;

- принципы управления этими активами.

Увы, эти предложения остались не услышанными до того, как документ ушел к президенту. Остается надеяться, что сейчас на них наконец-то обратят внимание.

Большие упущения по банковскому сектору

Не являюсь специалистом в страховании, но что касается фондового рынка, перечень декларативных задач по его развитию показался мне исчерпывающим, но, как было сказано выше, эти задачи не подкреплены конкретными мерами и планами. Что касается банковского сектора, то, моему мнению, в концепции упущен ряд ключевых задач, без решения которых невозможен дальнейший его рост. Хотелось бы отметить некоторые из них.

Баланс между ростом рынка и ужесточением регулирования

Прежде всего в программе развития финрынка необходимо четко прописать, как будут сбалансированы разнонаправленные задачи - рост кредитования экономики и ужесточение регулирования финансовых организаций. На сегодня такого баланса нет. Нацбанк непрерывно ужесточал и ужесточает регулирование, что уже стало крупнейшей проблемой для роста финансовых рынков в стране.

Как увеличить спрос на банковские кредиты

В концепции отмечается: «Запланированный рост кредитования экономики банками может быть не достигнут в связи с масштабными заимствованиями крупных отечественных предприятий, особенно с государственных участием, и институтов развития на внешних рынках. В результате отечественная банковская система остается востребованной только для малого и среднего бизнеса и населения, потенциал которых не позволит существенно повысить активность банков без надувания «мыльного пузыря». Однако в документе нет ни одного предложения, как исправить такую негативную ситуацию.

Государство и частные банки

В концепции также осталось не прописанным будущее взаимодействие государства с частными финансовыми организациями, прежде всего - с банками.

- Четко не определено разделение функций между институтами развития и банками, чтобы государство не оказалось конкурентом коммерческих банков.

- Не ясно, как увеличить участие банков в госпрограммах развития (ФИИР, «Агробизнес» и т.д.). Также непонятны будущие объемы и способы госфинансирования/субсидирования для кредитования МСБ и несырьевых компаний. А без этого трудно определить, как будет расти корпоративное кредитование в банках. 

- В концепции необходимо прописать четкие правила распределения государственных и квазигосударственных финансовых ресурсов между банками. Из документа необходимо убрать планируемые привилегии «банков-чемпионов» или «группы крупнейших банков» в получении госсредств. Похоже, у правительства в этом вопросе раздвоение: в одной части концепции говорится о рыночной конкуренции, в другой - о привилегиях для отдельных банков.   

Дешевые кредиты и долларизация

В концепции нет ответа на вопрос, как будет преодолеваться дефицит долгосрочных дешевых кредитов в тенге в банковской системе. А также – как намерены решать проблему высокой долларизации экономики и доминирования валютных депозитов в банках.

Мы ждем перемен

Работа Нацбанка и правительства по концепции развития финансового сектора началась в январе этого года. К середине марта был подготовлен первый проект документа, который до сих пор принципиально не поменялся. Вместо системных и долгосрочных решений серьезных проблем финрынка эти госорганы напустили туману, отвлекаясь на обсуждение второстепенных задач.

Например, регулятор инициировал резкое увеличение капиталов банков. В результате мы получили острую дискуссию на эту тему. И общественности сегодня кажется, что на финансовом рынке грядут  серьезные реформы. Но на самом деле это не так.

Остается уповать только на то, что последняя попытка превратить мутную концепцию в реальную программу действий будет удачнее предыдущих.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить