Правительство изучает возможности сокращения расходов

12560

Депутаты подсказали министрам, где сэкономить миллиарды тенге

Фото: omskregion.info

В конце прошлого года группа депутатов парламента провела тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке. К Новому году народные избранники подготовили подробный отчет с пояснениями, какие инициативы правительства не прижились, какие будущие траты могу быть пересмотрены или полностью сокращены с учетом кризиса и дефицита бюджета. Доклад этот был прочитан руководством страны, и 3 января 2015 членам правительства было дано поручение: в свою очередь изучить отчет и принять меры по нему уже к 1 февраля. Основным исполнителем был назначен заместитель премьер-министра Бердибек Сапарбаев.

Мы публикуем основные посылы этого доклада, поскольку он, по сути, является черновым вариантом программы значительных перемен, перераспределения и сокращения расходов в социальной сфере государства.

Часть 1. Министерство здравоохранения и социального развития

Адресная социальная помощь

В 2015-2017 на выплату государственной адресной социальной помощи (АСП) правительством заложены расходы в размере 267, 9 млн тенге. При этом доля трудоспособного населения в составе получателей помощи составляет 30,9%. Более чем в 60% случаев адресную соцпомощь получают жители сельской местности.

По мнению авторов доклада, при исчислении АСП используется устаревшая методика и механические принципы распределения. Это привело к тому, что этот вид социальной помощи не мотивирует получателей к труду и активной деятельности, а превратился в механизм дотаций населения.

На первом этапе предлагается исключить из состава получателей помощи трудоспособное население. Для остальных же получателей рекомендуется ввести требования заключать контракт по обязательному обучению специальности и трудоустройству.

На втором этапе вообще предлагается рассмотреть вопрос о прекращении выплат.

О деятельности дочерних организаций Минздравзоцразвития

В ведении министерства находятся 46 подведомственных организаций. Помимо специализированных научно-исследовательских республиканских организаций (например, Института глазных болезней, онкологии, кардиологии, проблем туберкулеза и т.д.), созданы и такие организации, как Республиканский центр развития здравоохранения и Республиканский центр электронного здравоохранения и т.д. По мнению исследователей, эти учреждения не выполняют задачи по развитию институционального потенциала отрасли и соответствия международным стандартам. Хотя на содержание каждого из них ежегодно выделяется от 1,1 до 1,5 млрд тенге.

Предлагается оптимизировать бюджеты дочерних организаций, пересмотреть задачи этих учреждений и вообще решить вопрос о целесообразности существования каждого из них.

Проведение социсследований и заказ консалтинговых услуг

Только в 2013-2014 на это было потрачено 552, 6 млн тенге, в 2015-2017 планируется выделить 1,094 млрд тенге. В том числе на такие программы, как обзор состояния рынка труда; разработка модернизации политики занятости; методологическое сопровождение и мониторинг реализации Госпрограммы развития здравоохранения РК на 2016-2020 и др.

Авторы доклада предлагают оптимизировать бюджеты по этой статье или вообще временно приостановить траты на них.

Закуп лекарств и вакцин

Как пишут разработчики, за последние пять лет бюджетные затраты на лекарства, вакцины и иммунобиологические препараты выросли в три раза. Если в 2013-2014 на медикаменты из бюджета было выделено 103,9 млрд тенге, то в 2015-2017 предусмотрено выделить 223,8 млрд тенге. В перечне гарантированного объема бесплатных для населения медикаментов на амбулаторно-поликлиническом этапе значатся 412 препаратов, для оказания стационарной помощи - 900 препаратов.

60-70% объема закупа лекарств осуществляет ТОО «СК-Фармация» (дочернее предприятие ФНБ «Самрук-Казына»), наценка которого составляет 10% к закупочной цене лекарств. В 2013 прибыль «СК-Фармация» составила 4,1 млрд тенге. Услуги же по доставке и хранению ТОО закупает у других поставщиков, так как собственная система логистики не создана.

Докладчики считают, что закуп медикаментов в стране проводится нерационально, с отсутствием данных по доказательной медицине и при необоснованных ценах. Система ценообразования непрозрачна. Включение препаратов в списки для госзакупа осуществляется формулярной комиссией без открытого обсуждения с клиниками.

Предлагается пересмотреть принципы работы комиссии по контролю за отбором фармпродѵкции; проводить закупы лекарств только на основании доказательной медицины; внедрить новую систему ценообразования на препараты; обновить методику расчета предельных цен на медикаменты, увеличить закуп отечественной продукции.

О скринингах

На эти исследования в 2013-2014 из республиканского бюджета выделено 8,7 млрд тенге, в 2015 -2017 предусмотрено выделить 18,6 млрд тенге на 8 видов. Однако в развитых странах, уверяют авторы доклада, проводится не более четырех видов основных исследований (на рак молочной железы, рак шейки матки, хромосомные и структурные аномалии плода и сердечно-сосудистые заболевания).

В условиях неравномерного оснащения поликлиник на местах необходимым оборудованием и квалифицированными специалистам отмечается низкое качество оказываемых услуг, и, как следствие, проявляется низкий уровень выявляемости заболеваний. Так, к примеру, проводимые скрининги по болезням сердечно-сосудистой системы у пациентов в возрасте от 18 до 35 лет выявляют всего 1% больных. Эффективность скрининга на сахарный диабет составляет от 0,5 % до 0,7 %, рака печени - 0,05%. Во многом это связано с тем, что обследуется нецелевая группа населения.

Предлагается пересмотреть целевые группы обследуемого населения, сократить «неэффективные виды скринингов», перераспределив средства и ресурсы на мониторинг здоровья детей до 18 лет.

Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ)

В 2013 объем финансирования службы формирования здорового образа жизни составил 1,23 млрд тенге. Кроме того, различным НПО на реализацию социальных проектов по охране здоровья выделено 282,3 млн. тенге, в 2014 - 555,6 млн, в 2015-2017 планируется выделить 714,3 млн тенге. При этом пропаганда ЗОЖ, считают авторы доклада, осуществляется формально, преимущественно с использованием ресурсов госучреждений. Мероприятия не носят системный характер. Недостаточное внимание уделяется профилактике социально-значимых заболеваний.

Для сокращения трат предлагается пропагандировать ЗОЖ в государственных СМИ.

О деятельности Национального медицинского холдинга (НМХ)

Холдинг имеет шесть дочерних организаций, доходы которых ежегодно на 93% формируются из средств республиканского бюджета в размере более 7 млрд тенге. Деятельность холдинга и его дочерних организаций с 2010 по 2013 является убыточной. Между тем, только по линии Министерства образования и науки он финансируется на сумму, составляющую 18% всех затрат на образование. В 2012-2014 НМХ было выделено 4,2  млрд тенге на закуп медоборудования. Однако 452 различных аппарата стоимостью 1,1 млрд тенге простаивают из-за неисправности, устаревшего программного обеспечения, ненадобности и т.д.

Также не внедрены в практику новые методы лечения пациентов по результатам обучения специалистов за рубежом

Не реализовано поручение главы государства по созданию к 2011  «Госпиталя будущего».

Авторами исследования предлагается перевести НМХ на самофинансирование, простаивающее оборудования передать в другие клиники, а часть сэкономленных денег направить на увеличение уставного капитала Назарбаев Университета. Врачей же предлагают не отправлять в кратковременные стажировки за рубеж.

Закуп медтехники

На эти цели в 2014 из республиканского бюджета было выделено 15,4 млрд тенге. В 2015 - 2017 планируется выделить 22,9 млрд тенге. По данным Счетного комитета, в 2012 более половины из закупленного в лизинг оборудования эффективно не использовалась. Приобретая дорогое медицинское оборудование, единый поставщик - госкомпания АО «КазМедТех» - не создала сервисные центры по его обслуживанию. Главврачи сталкиваются с проблемой дорогостоящего ремонта за границей, деньги на который в бюджете не предусмотрены. В результате оборудование простаивает. Авторы доклада уверены: перечень закупаемой техники навязывается сверху и не соответствуют реальным потребностям.

Предлагается пересмотреть стандарты и методику формирования заказа, тщательно выяснять у главврачей, какое именно оборудование требуется каждой конкретной клинике.

Профилактика

В городах отмечается низкая квалификация врачей общей практики, вследствие чего увеличилось количество тяжелобольных, находящихся на амбулаторном лечении. К узким специалистам пациентам попасть сложно. Недостаток врачей общей практики в системе в 2013 году составил 4 738, в том числе дефицит на селе - 935.

Авторы доклада приходят к выводу: число хронических больных растет из-за отсутствия квалифицированной помощи, действенных мер по профилактике и сокращения объемов госпитализации. Теперь поликлиники не заинтересованы направлять тяжелобольных пациентов в специализированные клиники из-за принципа фондодержания («деньги идут вслед за пациентом»). При этом лечение хронических больных обходится бюджету в разы дороже. Разработчики предлагают отказаться от фондодержания, пересмотреть механизмы оплаты труда медработников, усилить программы по подготовке врачей общей практики, пересмотреть штатные расписания медучреждений.

Продолжение см. здесь.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить