Пора пересмотреть функции Нацбанка

6950

Еще раз про пенсионную систему и немного - про денежно-кредитную

В Казахстане не утихают споры о конфигурации будущего Единого пенсионного фонда. Не лишним будет вспомнить в этой связи опыт Норвегии.

1. В Норвегии были два фонда - Национальный страховой фонд и Нефтяной фонд. Оба эти фонда объединили в 2006 году и назвали Государственным пенсионным фондом (ГПФ). Иначе говоря, доходы фонда, в том числе нефтяные, направляются также и на выплату пенсий. Для госслужащих есть еще отдельный фонд, который устанавливает дополнительные выплаты таким образом, что их пенсии становятся высокими (активы ГПФ составляют $500 млрд на 5 млн жителей Норвегии. - F).

2. Национальный страховой фонд (НСФ) стал фактически управляющей компанией и продолжает управлять той частью активов, которая перешла в ГПФ. Активы фонд вкладываются исключительно в экономику страны. Отмечу, что НСФ является "дочкой" Министерства финансов.

3. Та, часть которая перешла от Нефтяного фонда, управляется Национальным банком от имени Минфина и вкладывается исключительно в зарубежные активы. Нацбанк по управлению данным фондом подотчетен Минфину.

4. Начисление пенсий в Норвегии основывается на принципах солидарной модели, с небольшими вкраплениями накопительной. Здесь в стаж засчитывается декретный отпуск, уход за детьми, за инвалидами, учеба в вузе и т.д. Пенсии одни из самых высоких в мире - около $3300 для мужчин и $2500 для женщин.

5. Когда в Казахстане создавали Нацфонд, ссылались на опыт Норвегии. 7 лет назад Норвегия переименовала фонд и решила направлять нефтяные деньги на выплату пенсий. Но почему-то у нас теперь не вспоминают про норвежский опыт. А при создании казахстанской пенсионной системы обратили внимание на Чили, хотя, с точки зрения соотношения территории, сырьевых ресурсов и населения, Норвегия более похожа на нас.

6. Национальный банк в Норвегии является подотчетным Минфину организацией. Такая же картина в Японии, Великобритании и т.д. У нас же Нацбанк подчинен не министерству, не правительству, а напрямую президенту. Зачем?

7. Нацбанк РК почему-то регулярно предлагает схемы, которые выводят деньги из страны. То упорно отстаивается мысль, что деньги Нацфонда не должны работать внутри страны, то предлагается 50% средств пенсионных фондов направить в зарубежные активы и т.д. Даже в целеполагании деятельности Нацбанка оставлена только стабильность цен, тогда как весь зарубежный опыт говорит о том, что центральный банк должен отвечать не только за цены, но и за занятость, и за экономический рост. Страна задыхается от нехватки долгосрочных кредитных ресурсов по низким ставкам, но Нацбанк не продвинулся в этом направлении или вовсе занимается не свойственными для себя вопросами в виде повышения пенсионного возраста или черного списка для финансистов.

8. Из зарубежного опыта в Казахстане предлагается отнюдь не то, что идет на пользу пенсионерам, а наоборот - вредит. Например, повысить пенсионный возраст. Но нельзя выдергивать чужой опыт частями. В развитых странах пенсионный возраст поднимали после достижения: высоких показателей дохода на душу населения, уровня сверхпотребления, длительности жизни в 80-85 лет, а не 70 лет, как у нас есть сейчас (и то для женщин, для мужчин и того меньше. - F).

Мне кажется, пора пересматривать не только саму пенсионную систему, но роль и функции Нацбанка в целом!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить