«Показатель абсолютно неумелого руководства». Как в КазАгро распоряжаются бюджетными деньгами

24084

Под прицелом критики в очередной раз оказался национальный управляющий холдинг «КазАгро». В понедельник, 15 июля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства выразил возмущение финансовыми показателями квазигосударственной компании и поручил оперативно её реформировать. А к руководству привлечь иностранных специалистов

Иллюстрация: Мурат Дильманов

Первый звоночек

Холдинг «КазАгро» был создан в 2006, объединив все государственные активы аграрной отрасли. В 2008 в холдинг пришли первые серьёзные деньги - 120 млрд тенге, выделенные из Нацфонда на поддержание аграрного сектора в период кризиса. Как раз в этот момент холдинг возглавил Асылжан Мамытбеков, через три года пересевший в кресло министра сельского хозяйства РК.

Первую критическую оценку деятельности холдинга дал Счётный комитет РК в мае 2010. Речь как раз и шла об эффективности расходования «антикризисных» средств. Тогдашний глава Счётного комитета Омархан Оксикбаев обратил внимание на главный негативный момент, который позднее ещё не раз привлекал к себе внимание: в составе КазАгро появилась структура дочерних организаций, которые всасывали в себя ресурсы с нулевой (а вернее, отрицательной) отдачей.

Ревизия Счётного комитета выявила следующие подробности: «Не осуществляется качественная экспертиза кредитуемых проектов. Нарушаются сроки их реализации в связи с отсутствием надлежащего мониторинга и контроля. По состоянию на 1 января 2010 года из 82 проектов, запланированных на 2009-2010 годы, фактически реализация начата только 20. Установлены факты предоставления кредитов аффилированным лицам. Средства облигационного займа, заимствованные у Национального фонда, конечным заёмщикам - субъектам АПК выдавались по ставке 12% годовых. Между тем на уровне нацхолдинга «КазАгро» ставка вознаграждения устанавливалась в размере 1,02%».

То есть вместо того, чтобы поддерживать аграрный сектор дешёвыми кредитами, холдинг просто зарабатывал на аграриях, «прокручивая» через своих «дочек» бюджетные ресурсы.

Шли годы, но картина не менялась. В конце концов, терпение закончилось уже на самом высоком уровне. Так, Елбасы в 2015 в очередном послании народу Казахстана констатировал, что холдинг «КазАгро» превратился в неэффективного посредника между бюджетом и банками. «Всё это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы», - отметил тогда Нурсултан Назарбаев.

Факторы ущерба

Красноречивее всего слова Елбасы подтверждают цифры. Они говорят о том, что, начав хоть с какой-то прибыли, холдинг год за годом увязал в долгах, которые в итоге привели к астрономическим убыткам в сотни миллиардов тенге.

Итак, согласно консолидированной финансовой отчётности, результаты деятельности НУХ «КазАгро» выглядят так:

2009 – убыток 12 млрд 31 млн тенге,

2010 – прибыль 4 млрд 20 млн,

2011 – прибыль 4 млрд 75 млн тенге,

2012 – прибыль 2 млрд 284 млн,

2013 – прибыль 1 млрд 685 млн,

2014 – прибыль 5 млрд 633 млн,

2015 – убыток 99 млрд 324 млн тенге,

2016 – прибыль 18 млрд 551 млн тенге,

2017 – убыток 126 млрд тенге,

2018 - убыток 119 млрд.

Если суммировать все показатели прибыли-убытков холдинга за 12 лет его существования, с 2006 по 2018, общий минус превысит 320 млрд тенге.

Одним из объяснений резкого роста долгов с 2015 стала девальвация тенге. Дело в том, что в предыдущий период холдинг активно занимал за границей, и ослабление тенге более чем в два раза стало серьёзной нагрузкой на показатели компании. Лишь в мае 2019 пресс-служба «КазАгро» сообщила о том, что наконец-то холдинг погасил остаток долга по еврооблигациям в размере 179,6 млн евро, «избавившись от возможных валютных рисков и значительно улучшив показатели финансовой устойчивости».

Также отрицательным фактором стало активное размещение холдигом своих финансов в банках второго уровня. И когда банки посыпались, как карточные домики, пострадали и показатели холдинга. Так, в течение 2017 средства холдинга «КазАгро» в кредитных организациях снизились со 367,6 млрд тенге до 253,9 млрд (минус 113,7 млрд тенге).

В примечаниях к годовой финотчётности указывается, что потери пришлись на активы, размещённые в Казинвестбанке и Delta Bank. Эти кредитные организации были лишены лицензий Нацбанком РК, соответственно, в декабре 2016 и ноябре 2017. Кроме того, сказался на холдинге процесс реабилитации и реструктуризации финансовых обязательств АО «Bank RBK».

Дорогие деньги

Так что неудивительно, что вопрос о необходимости существования холдинга «КазАгро» в его нынешнем виде возникал постоянно. В очередной раз его поставили мажилисмены в середине апреля нынешнего года. Депутат нижней палаты Роман Ким на заседании по доступности финансирования субъектов АПК обратил внимание на неэффективность квазигосударственного монстра. Депутат привёл сравнение производительности труда в сельском хозяйстве Казахстан и России (где, кстати, успешно работает специализированный аграрный банк – Россельхозбанк, показавший по итогам 2018 прибыль 1,5 млрд рублей). Так вот, производительность труда в казахстанском АПК составляет $4,5 тыс. на каждого работающего, в российском – в 4,5 раза выше, порядка $24 тыс. И один из основных болезненных вопросов для сельчан Казахстан – это доступность финансирования, которую должен был обеспечивать холдинг «КазАгро», но так и не сделал этого.

«На мой взгляд, самая большая проблема в самой структуре КазАгро. Создаётся такое впечатление, что холдинг ориентируется только на себя и старается только ради себя – для получения прибыли. Они просто размещают деньги, выделенные государством, в банках второго уровня, и получают доход за счёт процентов», - сказал Роман Ким.

Мажилисмен обратил внимание на то, что холдинг имеет семь дочерних организаций. При этом, заходя в КазАгро почти бесплатно, бюджетные деньги выходят уже очень дорогими.

«Если бы они ещё эффективно использовали государственные деньги, то ладно. Но ведь никакого результата нет!» - подчеркнул депутат.

В начале июля на пленарном заседании сената председатель Счётного комитета Наталья Годунова рассказала о ходе аудиторской проверки КазАгро. Она напомнила, что с момента создания холдинга ему было перечислено более 1,6 трлн тенге. Из них за счёт средств бюджета и Нацфонда - 495 млрд тенге. Результат вливаний положительным назвать сложно, ведь на начало текущего года у холдинга было 83 проблемных проекта на 50 млрд тенге: теплицы, молочно-товарные фермы, откормочные площадки, зернохранилища и другое.

При этом выяснилось, что руководство холдинга не забывало выписывать премии. А именно: за 2017-2018 сумма выплаченного вознаграждения составила 4,3 млрд тенге.

Также член Счётного комитета Халида Камбарова сообщила, что результат аудиторской проверки выявил в НУХ «КазАгро» финансовые нарушения на общую сумму 47,1 млн тенге, неэффективное использование финансовых средств и активов квазигосударственного сектора на сумму 392,5 млрд тенге. В результате экономические потери составили 206,6 млрд тенге, чистые потери - 107 млрд тенге, упущенная выгода - 2,5 млрд тенге.

Срок для реформы

Именно поэтому комментарий Касым-Жомарта Токаева итогов аудита оказался максимально жёстким.

- Прежде всего следует принять кардинальные меры в отношении КазАгро. Это уже притча во языцех, показатель абсолютно неумелого руководства подобного вида структурой. Накопленный убыток компании по итогам 2018 года составил более 120 млрд тенге. А из 672 профинансированных проектов 270 (или 40%) являются простаивающими. Вопросы здесь излишни, комментарии неуместны. Компания должна быть решительно и оперативно реформирована, - сказал президент Казахстана.

Глава государства поручил правительству в двухмесячный срок разработать предложения по решению данного вопроса и выправить ситуацию. И отметил, что пришло время в целом провести тщательную оценку эффективности крупных субъектов квазигосударственного сектора. По мнению главы государства, каждая национальная компания должна приносить пользу стране, развивая экономику, инфраструктуру и индустрию. То есть служить народу, а не ставить приоритетной целью максимизацию собственной прибыли.

Правительству совместно со Счётным комитетом поручено разработать методику оценки социально-экономического эффекта от деятельности квазигосударственного сектора. По результатам оценки глава государства примет решение о продолжении деятельности каждой нацкомпании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить