Почему Владимир Ким купил проблемный Bank RBK

26939

Об этом в интервью Forbes.kz рассказал председатель совета директоров Bank RBK Торстен Пол

Торстен Пол
Фото: архив Bank RBK
Торстен Пол

До того как возглавить совет директоров Bank RBK, Торстен Пол более 25 лет проработал в крупных европейских банках Германии, Австрии и Словакии. Закончил Берлинский экономический университет. Неудивительно, что он является сторонником консервативного стиля управления. При этом, если посмотреть на биографию, в определенной оригинальности Торстену Полу не откажешь. Он прекрасно говорит по-русски, потому что в юности, кроме Берлина, учился в Киеве. Опыт погружения в культуру другой страны оказался кстати, когда поступили предложения поработать в странах СНГ.  

Последние годы банкир жил на несколько стран: семья – в Вене, а он занимался возвратом плохих активов на Украине и в России. В Казахстан Торстен Пол прибыл по приглашению главного акционера Bank RBK Владимира Кима.

Его задача – внедрить в банке западные методы управления, с акцентом на прозрачность и международные стандарты. По его словам, в банке сейчас важно усовершенствовать внутренние процессы. После того как в Bank RBK прошло несколько аудитов и проверяющие буквально с лупой прошлись по каждому кредиту, Пол с уверенностью говорит: банку удалось в кратчайшие сроки восстановить финансовую устойчивость. 

Владимир Ким
Фото: Андрей Лунин
Владимир Ким

F: Г-н Пол, на днях акционер Bank RBK Владимир Ким докапитализировал банк на сумму 35 млрд тенге. Таким образом, были выполнены все обязательства, предусмотренные условиями рамочного соглашения между RBK, правительством, Нацбанком и группой компаний «Казахмыс». Какие задачи теперь стоят перед Bank RBK?

- У Bank RBK всегда был имидж престижного банка с хорошим сервисом. Мы хотим это сохранить. Логично иметь внутри банка и розничный бизнес, и корпоративных клиентов, находя симбиоз этих двух направлений.

В корпоративном сегменте банк будет обслуживать преимущественно компанию акционера – «Казахмыс». Это не означает, что мы будем неограниченно кредитовать «Казахмыс». У займов аффилированному лицу есть известные ограничения, их устанавливает Нацбанк. Но мы можем активнее работать с поставщиками и прочими партнерами «Казахмыса». У банка есть преимущественный доступ к этой клиентской базе – почему бы им не воспользоваться?

Кроме того, у «Казахмыса» в Казахстане около 45 тыс. рабочих. Мы специально для них разрабатываем розничные продукты, в том числе карточные. Исходя их этих факторов, сейчас у нас есть шанс достаточно быстро расширить клиентскую базу. Это даст рост, который позволит банку быть более стабильным, доходным. Конечно, мы хотим зарабатывать, но лучше не гнаться за сверхприбылями, а опираться на взвешенное управление финансами.

F: В сентябре прошлого года в банке проходил аудит баланса. Можете ли вы рассказать о результатах внутренней проверки?

- В банке прошел аудит от Национального банка, внутренний аудит, аудит от акционера. Сейчас в банке проводится аудит финансовой отчетности за 2017 год, его осуществляет международная компания Ernst & Young. Кроме того, я лично и новая команда топ-менеджеров проверили всю документацию. Все проверки подтвердили наличие сомнительных кредитов с риском невозврата для банка.  

F: Президент РК, комментируя в прошлом году ситуацию в этом БВУ, сказал, «это вопрос воровства акционеров». Зачем, на ваш взгляд, новому акционеру нужно было брать на себя эту ношу – финансовое учреждение с большими проблемами?

- Слова президента я не буду комментировать. Отвечу на вопрос, почему господин Ким решил взять на себя эту ответственность. Не секрет, что в Bank RBK были личные депозиты Владимира Кима. В том числе поэтому было принято решение, что лучше оздоровить банк и сделать его благополучным, чем потерять деньги.  

Впервые в Казахстане рекапитализация банка прошла не за государственный счет, а за счет средств частного лица. В общей сложности Владимир Ким влил в банк 160 млрд тенге, из которых 40 млрд тенге составляли его депозиты и 120 млрд тенге – новые живые деньги. Видя, на какие серьёзные расходы идет акционер, государство приняло решение поддержать Bank RBK.

Наш акционер – человек с деловым чутьём, который умеет развивать успешный бизнес, посмотрите на компании «Казахмыс», KAZ Minerals. Его поддержка – ключевой фактор, из-за которого я решился приехать сюда и работать независимым директором. Думаю, Владимир Ким знает, что из этого банка можно сделать что-то хорошее.

F: Очевидно, что вероятность возврата ранее выданных кредитов не будет составлять 100%. Расскажите, для чего создавалась компания ТОО «Специальная финансовая компания DSFK» (ДСФК), и какова ее роль в деятельности банка?

- В Bank RBK были проблемные кредиты, которые надо было обязательно отделить от банка. Поэтому достаточно большую сумму – 595 млрд тенге – мы передали в отдельную компанию, которая не связана с банком и занимается только возвратом средств. Эти процессы уже никак не влияют на здоровье банка. Кредиты были переданы в ДСФК с половинной стоимостью – 333 млрд тенге. На эту сумму ДСФК выпустила облигации, которые были выкуплены Нацбанком и квазигоскомпаниями. Если минимум 50% всех кредитов вернутся, то квазигоскомпании и Нацбанк в полном объёме получат свои средства обратно. Команда ДСФК интенсивно работает в этом направлении. К тому же частичным гарантом возврата выступает «Казахмыс», поэтому возвращение проблемных займов очень важно для акционера.

F: Сколько времени займет этот процесс?

- Думаю, что значительную часть средств можно вернуть за два года. Уже есть клиенты, подписавшие соглашение с ДСФК с графиком погашения. Понятно, что там суммы, которые никто в один день погасить не сможет. Но главное, что есть логика и мы понимаем, что деньги могут вернуться согласно определенному плану. Реалистичный срок, который поставил акционер перед ДСФК, – 3-4 года.

F: Прошлым летом Нацбанк выдал RBK необеспеченный заём в объеме 150 млрд тенге. Рассчитался ли банк по этому займу?

- На эту сумму Нацбанком были выкуплены облигации ДСФК. По мере возврата средств ДСФК будет производить расчёт с Нацбанком и госкомпаниями.

F: В прошлом году был период, когда люди жаловались, что банк прекратил выдавать наличные с депозитов. Вернулись ли потом клиенты?

- У Bank RBK сейчас порядка 150 тыс. розничных клиентов, мы продолжаем с ними работать, и есть достаточно большая база для дальнейшего развития розницы.

Когда на рынке начинаются слухи, возникает цепная реакция, которую очень трудно остановить. Поймите, что ни один банк не рассчитан на то, что все клиенты придут в один момент и потребуют деньги назад.

Именно поэтому мы приняли решение не комментировать происходящее до тех пор, пока в банк не зайдут деньги от акционера. Даже после подписания рамочного соглашения с Нацбанком, «Казахмысом» и правительством мы держали информационную паузу. Сейчас процесс рекапитализации закончен и можно с уверенностью сказать: да, всё хорошо. Я уверен, что на сегодняшний день, после завершения оздоровления, Bank RBK – один из лучших и самых надёжных банков в Казахстане.

F: Каковы сейчас ваши ожидания по рейтингам?  

- Сложный вопрос. Я думаю, что по всем факторам, коэффициентам, пруденциальным нормативам, сравнительным показателям рейтинг должен быть хорошим. Мы - среди лучших финансовых институтов в стране. Но насколько рейтинговые агентства готовы нам сразу дать высокий рейтинг, зависит от того, насколько прозрачно и понятно мы подтвердим все цифры и насколько убедительно мы объясним нашу стратегию и кадровые изменения. Это будет ясно по истечении первого квартала.

F: Сейчас в банковском секторе РК происходят глобальные изменения. Некоторые банки лишаются лицензий, другие объединяются, у третьих падают рейтинги. Как, на ваш взгляд, банковский рынок будет развиваться в дальнейшем? Какое место в банковской экосистеме вы видите у Bank RBK?

- Кризис, который в некоторых банках случился в прошлом году, в том числе у нас, привел к тому, что квазигоскомпании стали сильно переживать за свои депозиты. В результате ликвидность в стране ушла в более крупные банки. Это почувствовали на себе мелкие и средние банки, для которых уход 2-3 крупных клиентов ощутим.  Надзор и аудит стал более тщательным. От этого есть ощущение, что в банковской системе стало хуже. Нет - стало не хуже, стало более прозрачно. Это - более жёсткий подход к оценке реальности. Все стараются перестраховаться, чтобы потом не было сказано: куда вы смотрели?

Есть тренды, которые рассматривают все банки, в том числе и Bank RBK. Например, заниматься автоматизацией финансовых услуг и разработкой более удобного доступа к финансовым ресурсам. Это очень интересные вещи – например, как быстро отправить платёж по телефону. Так что мы планируем разумное и взвешенное управление финансами, с акцентом на инновации. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить