Почему аэропорт Актау оказался на грани банкротства

11535

В четверг, 13 марта, сенатор Михаил Бортник, обращаясь с депутатским запросом к премьер-министру Серику Ахметову, заявил, что международный аэропорт Актау в связи с девальвацией тенге находится на грани банкротства. Своей точкой зрения на проблему поделился в социальной сети известный финансист Айдан Карибжанов

Фото: dailynews.kz

Поводом для обращения сенатора Михаила Бортника к премьеру послужила ситуация, возникшая в связи с исполнением обязательств аэропорта Актау перед Банком развития Казахстана (БРК), сообщили сегодня информагентства.

Бортник напомнил, что с целью реконструкции аэропорта в 2011 был заключен договор банковского займа с БРК.

«Однако корректировка курса валюты, проведенная Национальным банком, ставит предприятие на грань банкротства. Ситуация усугубляется тем, что тарифы, которые выставляются аэропортом, регулируются АРЕМ», - сказал сенатор.

В этой связи он просит главу правительству поручить БРК провести реструктуризацию займа.

Айдан Карибжанов.

А вот что написал по этому поводу на своей странице в Facebook Айдан Карибжанов:

«Девальвация? Не только. Те, кто помнят старый аэропорт Актау, похожий на загон для скота, не дадут соврать - областной центр давно заслуживал лучшего. Строительство нового аэропорта было перезревшим вопросом. Не берусь судить, насколько затраты соответствуют построенному, но новый терминал лучше, чем например, в Алматы.

Доходы аэропорта складываются из нескольких источников. С авиакомпаний [берут плату] за каждый взлет и посадку, за заправку керосином, деайсинг, стоянку и т.д. За обслуживание пассажира, [хотя] вы этого не замечаете, потому что эта услуга «сидит» в стоимости авиабилета: авиакомпании берут у вас эти деньги и отдают аэропортам. Ну, и прочие доходы от арендаторов, ресторанов, магазинов, баров и дьюти-фри. Есть еще и грузовые перевозки.

Но, чтобы аэропорт построить, нужны немалые деньги. Мы как потребители видим то, что касается нас, то есть пассажирский терминал. Но надо еще много чего, а самое главное - это строительство взлетно-посадочной полосы и ее оборудование.

Экономика пассажирского терминала чем-то напоминает экономику торгового центра: надо эффективно сдать в аренду площади, не забывая свое основное предназначение - принять и отправить пассажиров. Экономика грузового терминала напоминает логистический комплекс, современный склад. Топливные услуги - как автозаправка, продажа бортпитания - ресторан «на вынос».

А вот полоса - это серьезно. Это как построить дорогостоящий хайвей и ждать его окупаемости. Там, где самолеты садятся и взлетают каждые семь минут, это окупается. Но там, где такой плотности нет, - никогда.

В Актау, помимо терминала, полосу построили тоже на кредитные деньги. Полоса уносит на дно всю экономику проекта. Получается замкнутый круг - построили нужный терминал, новую полосу, но в итогу создали проблему и для аэропорта, и для банка.

Ответ простой. Это государство за свой счет должно было построить полосу и оборудовать ее. А частники построили бы за свой счет всё остальное. И не возникла бы эта проблема спустя много лет.

Речь даже не про аэропорты и Актау. Есть много инфраструктурных проектов, которые надо делать: дороги, аэропорты, железные дороги и т.д. Лучше пусть государство заложит в бюджет их стоимость и строит, контролируя, чтобы украли поменьше. Не стоит пытаться придать им ложную окупаемость и строить их на деньги банков, пенсионных фондов и т.д. [Иначе] рано или поздно взорвётся".

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить