Пенсии в собственном соку

7996

ЕНПФ продолжает увеличивать активы и доходы, только за месяц нарастив $400 млн. Но качество управления растущими потоками кэша оценить сложно: таких критериев просто нет

Единственное, что ещё растет

Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) отчитался о результатах работы за 5 месяцев текущего года. Пенсионные накопления за один только май выросли с 4 трлн 777 млрд тенге до 4 трлн 853 млрд тенге, то есть на 76 млрд тенге. С начала года их прирост достиг 281 млрд тенге.

Для сравнения: активы банковского сектора с начала года сократились на 307 млрд тенге, Национальный фонд «похудел» на $2,73 млрд (508 млрд тенге). Таким образом, пенсионные накопления сейчас стали единственным крупным финансовым резервом, который продолжает показывать устойчивый рост. (Страховой сектор тоже показал рост активов, но на порядок меньше - 28 млрд тенге).

Инвестиционный доход, полученный ЕНПФ за пять месяцев 2015 и распределенный на счета вкладчиков, достиг почти 122 млрд тенге. Только за май эта цифра выросла на 30 млрд тенге. По абсолютным показателям накопительная пенсионная система выглядит одним из немногих секторов, где деньги текут рекой. Но с качеством их управления всё обстоит не так гладко.

Доходность – больше не критерий?

Примечательно, что на первое место в своем отчете ЕНПФ поставил информацию о том, что вкладчики стали активнее пользоваться интернет-услугами фонда, получая выписки со счетов, а также чаще скачивать мобильные приложения. При этом в отчетных данных не приводится показатель доходности фонда. И это ясно показывает расстановку приоритетов.

В обзорах Национального банка, который также дает ежемесячную оценку состояния накопительной пенсионной системы (по сути, работы ЕНПФ), также отсутствуют показатели доходности пенсионных активов. Есть общий размер накоплений, общий инвестиционный доход, есть даже его отношение к ВВП, которое вроде как должно отражать роль пенсионного сектора в экономике, однако в реальности ни о чем не говорит.

Но коэффициент номинального дохода перестал публиковаться после проведения реформы по созданию ЕНПФ и передачи ему всех обязательных пенсионных отчислений.  И это далеко не случайно. Дело в том, что в стратегии фонда на 2015-2019 среди трех его задач на первом месте стоит создание доверия к ЕНПФ, на втором – качественное оказание пенсионных услуг и на последнем – «сохранение и преумножение пенсионных накоплений». При этом для инвестиционной доходности нет ни одного, даже ориентировочного целевого показателя.

Иными словами, повышение доходности пенсионных накоплений перестало быть критерием оценки накопительной пенсионной системы. Нацбанк привел лишь общий итог за 2014, сообщив, что доходность выросла в три раза, достигнув 6,3%, а план на 2015 составляет 7%. Но никаких объяснений по поводу этих цифр не последовало. Хотя главное финансовое событие прошлого года – девальвация тенге – серьезным образом повлияло и на доходность, и на реальную величину пенсионных накоплений. Поэтому трехкратный рост доходности – чрезвычайно спорный показатель. Это же касается и плана доходности на текущий год – откуда взята данная цифра, каким образом ее рассчитали?

Вкладчикам ничего не объясняют, что имеет, впрочем, свою логику: в нынешней системе всё равно ни у кого нет возможности сменить фонд. Деньги с зарплаты в любом случае будут удерживать.

Вспомнить о вкладчиках

Однако подобную ситуацию нельзя считать нормальной. С одной стороны, из-за нее исчезли объективные критерии оценки деятельности ЕНПФ. Рост пенсионных накоплений – не показатель. Он связан не с доверием граждан пенсионной системе и ЕНПФ, а с тем простым фактом, что пенсионные взносы являются обязательными. Что касается увеличения числа электронных выписок и скачиваний мобильных приложений – это лишь вспомогательный показатель. Мы ведь живем не в каменном веке, и на такой формат сейчас переходят все организации. К тому же предоставление выписок вряд ли можно назвать полноценной услугой – они не помогают потребителям улучшить их жизнь, а нужны лишь для того, чтобы отчитаться перед работодателями или налоговой.

А если нет критерия, по которому общество может оценивать работу ЕНПФ, то это просто управленческий нонсенс.

С другой стороны, растущее отчуждение между вкладчиками и их средствами ведет к деградации не только пенсионной, но и всей финансовой системы. Пресловутая финансовая  грамотность, о которой столько говорит государство, становится просто бессмысленной, если с гражданами как вкладчиками не ведется диалог. Максимум, на который они могут рассчитывать – это все та же выписка.

Что можно сделать в этой ситуации? Во-первых, пересмотреть стратегию развития ЕНПФ, в качестве главной стратегической задачи определив повышение инвестиционной доходности.

Во-вторых, ежемесячно информировать вкладчиков об этом показателе, объясняя его изменения и обосновывая его план.

В-третьих, нужно консолидировать интересы вкладчиков, обеспечив их представительство в системе управления пенсионными накоплениями – например, через комитет вкладчиков. Он должен иметь полномочия для наблюдения как за расходами фонда, так и за его инвестициями. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить