На правах рекламы

Онлайн-кредитование в Казахстане. Версия «Робота Займера»

Онлайн-кредитование в РК с конца 2015 года развивается стремительными темпами. Тренд сохранится и в 2016. По данным Первого кредитного бюро, если в 1 квартале 2015 года объемы кредитования составляли чуть более 150 млн тенге, то в 1 квартале этого года – это уже солидный портфель около 6 млрд тенге

Сергей Седов.
Сергей Седов.

Темпы роста портфеля из месяца в месяц в этом сегменте колеблются от 10% до 25%. «Мы ожидаем достаточно высокую конкуренцию до конца текущего года в связи с подготовкой выхода на рынок  уже более 20 компаний с подобной бизнес-моделью», - отмечает директор по развитию бизнеса “ПКБ” Асем Нургалиева.

Уникальную модель на этом рынке предлагает международный сервис онлайн-займов «Робот Займер», который работает в Казахстане с августа 2015. Сервис, зародившийся в России, полностью разработан собственными программистами и осуществляет полный цикл бизнеса, не выводя на аутсорсинг ключевые компетенции.

На  вопросы отвечает генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов.

Сергей, динамика показателей по рынку свидетельствует о бурном развитии онлайн-кредитования. А какие показатели у сервиса «Робот Займер»?

- Мы, без сомнения, являемся одним из лидеров онлайн-микрокредитования в Казахстане, и в ближайшей перспективе удивим рынок. Показатели деятельности «Займера» в абсолютном выражении мы пока не открываем в СМИ, считаем, что еще не настал момент, хотя данные интересные и динамика впечатляет. В РК мы начали работать не так давно - с августа 2015, однако первые рывки роста уже можно отметить. Вот, например, отметим, что объем выдачи сервиса за 1 квартал 2016 вырос на 543% по сравнению с 4 кварталом 2015, а количество займов за данный период увеличилось на 328%. Планируем дальнейший рост показателей при сохраненной интенсивной динамике.

В последнее время много говорится об онлайн-кредитовании и о большом зарождающемся спросе на этот вид услуг. Но это еще пока достаточно новый рынок в Казахстане. О нем мало что известно. В чем специфика этого вида займов?

- Онлайн-кредитование в сегменте PDL («займы до зарплаты») действительно широко зарекомендовало себя во многих странах мира; оно успешно развивается в США, Европе, России, странах Азии. Заем онлайн имеет массу плюсов: он выдается без залога, без сопутствующих документов (чаще всего достаточно документа, удостоверяющего личность), быстро, в любое время суток, без праздников и выходных, а также  без посещения офиса. По нашей информации, «Робот Займер» является единственным сервисом в Казахстане, выдающим займы на карту полностью онлайн. Я объясню. Ключевым здесь является слово «полностью». «Онлайн» означает, что клиент, не выходя из дома, может не только оформить заявку на заем, но и получить деньги на банковскую карту, также не покидая дома. Кроме того, оплата за услуги займа подразумевается в режиме онлайн. Сегодня на рынке много компаний предлагают через интернет только оформить заявку, а для того, чтобы получить деньги или рассчитаться, нужно прийти в банк или еще куда-либо. Есть случаи, когда клиенту, чтобы получить деньги на карту, нужно ждать около суток. Разве это онлайн заем?

Сервис «Робот Займер» работает по-другому?

- Мы, создавая сервис, ставили себе задачу - быть максимально удобными клиенту с точки зрения скорости и доступности получения займа. Могу честно сказать, что в РК мы к этому пришли непросто. В России у нас уже есть успешный опыт, и мы знаем, как должно все работать: быстро и полностью онлайн. Эту же модель мы решили внедрять на рынке РК. В августе 2015 года «Займер» зашел на рынок Казахстана и выдал первый заем жителю Алматы. Однако сначала сервис работал в пилотном режиме, потому что была проблема в быстром получении клиентами денег на банковскую карту. Искали надежного партнера в Казахстане, который позволил бы нам быстро и безопасно осуществлять перевод займа на банковскую карту клиента. После тщательного мониторинга таким партнером стал CNP Processing GmbH.  В сотрудничестве с процессинговым центром стало возможным то, для чего в принципе существуют такие сервисы, как «Робот Займер» - мгновенное получение займа, не покидая места оформления заявки. Для нашего рынка скорость очень важна. Клиент обращается в том случае, когда появилась срочная потребность в деньгах, они ему нужны «сейчас и в любое время суток», ночью, к примеру. Нам важно быть именно таким сервисом – «скорой финансовой помощи». Так, в декабре 2015 мы выдали первый заем с участием CNP Processing GmbH, и с этого момента работаем в режиме полностью онлайн.

Вы говорите, что сервис «Займер» является роботизированным. Ваш бренд – «Робот Займер» с изображением приветливого робота. Что это значит? Это маркетинговый ход или внедренная IT-инновация?

- В основе работы сервиса действительно лежит уникальная IT-разработка наших штатных программистов, позволяющая основным бизнес-процессам, связанным с оформлением и выдачей займа, работать в полностью автоматизированном режиме. Это квинтэссенция нашего бизнеса и уникальность бизнес-модели. С самого начала мы так и задумывали - создать такой сервис, который полностью самостоятелен и не зависит от действий  сотрудников. К примеру, у нас в штате нет менеджеров по продажам; специалистов, которые занимаются оформлением продаж, в «Займере» не может быть в принципе. Принимает заявку не человек, это делает роботизированная компьютерная система, она же обрабатывает заявку, принимает решение по займу и перечисляет денежные средства. Ни на одном из этапов не принимает участие человек.

Роботизированная компьютерная система, о которой Вы говорите, позволяет увеличить скорость выдачи займа? 

- Безусловно! Робот обеспечивает высокую скорость обработки информации и принятия решения. Всем известно, что скорость работы робота по заданным параметрам всегда выше скорости человека. Кстати говоря, у нашего сервиса автоматизированный скоринг, и он абсолютно уникальный. Большинство сервисов, специализирующихся на онлайн-займах, покупают готовую модель скоринга. Проект «Займер» же пошел по другому пути, по пути уникальности и самостоятельности. Мы изначально решили делать все своими силами - руками и мозгами собственных программистов-разработчиков. Благодаря этому фактору процессы постоянно усовершенствуются и адаптируются под условия рынка. С собственными программистами это делается быстрее и менее затратно.

Кроме того, полная автоматизация бизнес-процессов позволяет значительно снизить издержки на персонал. И это тоже послужило серьезным мотивом в разработке полностью автоматизированной системы.

Вы затронули тему оптимизации издержек. Займы онлайн являются эффективнее офлайн-кредитования?

- Вообще, эффективность бизнеса зависит от многих факторов. Сами понимаете! Это и правильная стратегия продаж, и отдача от рекламы, и эффективный скоринг, и грамотная политика урегулирования задолженности. Однако, конечно, в самой бизнес-модели онлайн-кредитования заложено меньше издержек, связанных с расходами на персонал, аренду помещений, изготовления и содержания рекламных вывесок и т.п. Но в онлайне повышенные риски, и это надо учитывать. Поэтому очень многое зависит от скоринга и риск-менеджмента в целом.

Вы говорите, что у вашего сервиса уникальный скоринг. Расскажите, что лежит в его основе? В чем его уникальность и эффективность?

- По понятным причинам я не смогу раскрыть всю информацию о нашем скоринге. Я могу только отметить, что в него заложена программа «самообучения» (machine learning), и поэтому он постоянно совершенствуется с точки зрения факторов оценки и придания им «веса», а также комбинирования этих факторов. В «Займере» существует несколько моделей скоринга, которые мы меняем в зависимости от ситуации на рынке.

Кроме того, в работе по анализу анкет заемщиков мы используем скоринговую систему, совмещенную с оценкой кредитоспособности клиентов Первым кредитным бюро. Мы получаем порядка 2000 параметров, позволяющих нам максимально полно оценить риски, сформировать индивидуальные условия кредитования и отсечь потенциально мошеннические и дефолтные заявки. Данных по просрочке на рынке онлайн-кредитования Казахстана в сегменте PDL, по нашей информации, еще пока нет. Но показатель NPL+90 для казахстанского сервиса «Займер» равен 12%. Могу точно сказать, что бизнес-модель робота ориентирована на достаточно низкую просроченную задолженность. Высокая эффективность оценки заемщика - это одно из главных факторов нашего бизнеса.

Как вы оцениваете перспективы развития рынка в Казахстане? Согласны ли с мнениями о его бурном ближайшем развитии?

- Мы считаем, что рынок онлайн-кредитования в сегменте «займы до зарплаты» в Казахстане будет развиваться стремительными темпами. По нашим оценкам, к концу года объем рынка увеличится примерно в 2 раза. Этому способствуют макроэкономические и технологические факторы. Немалую роль в этом процессе играет и психологический фактор. Доверие к интернет-услугам и развитие онлайн-потребления в стране растут. Например, по данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, рост рынка электронной коммерции за прошедший год составил 40% в долларовом эквиваленте. Эту тенденцию подтверждают и наши показатели.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8336 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
18 ноября родились
Именинников сегодня нет
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить