Окно возможностей

8744

Инвесторы ждут на Лондонской фондовой бирже казахстанские компании

фото: AP

Делистинг ENRC на Лондонской фондовой бирже не подорвал доверия к Казахстану в целом со стороны иностранных инвесторов. Такую мысль озвучил партнер по международному налогообложению Deloitte UK Джеймс Фергюсон на Казахстанском IPO-форуме, который прошел в ноябре в Алматы. «Если будет хороший актив и компания проведет отличную подготовительную работу, то инвесторы дадут денег», – уверен он.

Иностранные специалисты из Morgan, Lewis & Bockius, Citi, Deutsche Bank, LSE, Deloitte UK в один голос говорят, что на фоне общей неразберихи из-за западных санкций в отношении России у Казахстана может появиться уникальное окно возможностей по привлечению иностранного акционерного и долгового капиталов. Более того, подготовку к этому «окну» нужно было начинать еще вчера.

Трения между Россией и Западом подпортили за последние месяцы статистику Лондонской биржи в отношении компаний из СНГ. Всего на LSE торгуются 2074 компании из 115 стран. В том числе 638 – иностранные эмитенты, среди которых 112 – из государств СНГ, включая 21 казахстанского. За все время акционерные общества, представляющие Содружество, привлекли на бирже более $80 млрд, притом что каждый год на лондонское IPO их выходили десятки. «В этом году только две компании от СНГ привлекли акционерный капитал на LSE: грузинский банк TBC ($239 млн) и российский ретейлер «Лента» (чуть менее $1 млрд)», – рассказывает менеджер по развитию бизнеса Лондонской фондовой биржи Аюна Нечаева.

Зарубежные эксперты считают, что казахстанским компаниям, нуждающимся в акционерном капитале, можно и нужно выходить на LSE в ближайшее время. При этом важно правильно провести предлистинговые мероприятия. По некоторым данным, несколько оте­чественных эмитентов уже запустили процесс подготовки к размещению на Лондонской бирже.

Тот факт, что некоторые компании подпортили имидж Казахстана неудачными размещениями, играет несущественную роль при новых IPO, утверждают специалисты. К тому же этот имидж реанимируется, доказательством чему может служить недавний успешный выпуск суверенных облигаций. Напомним, 6 октября Казахстан разместил 10-летние и 30-летние облигации на сумму $2,5 млрд. При этом объем заявок перешагнул планку в $11 млрд. Организаторами размещения стали Citigroup, HSBC и JP Morgan Chase.

17%

на столько в среднем увеличивается объем денег, привлекаемых во время IPO, если у компании есть департамент IR

Среди позитивных моментов, влияющих на имидж страны для инвесторов, стало то, что казахстанская Nostrum Oil & Gas PLC, владеющая ТОО «Жаикмунай», с 22 сентября торгуется в рамках индекса FTSE 250 на Лондонской фондовой бирже. То есть компания перешла в «высший дивизион» LSE. Основным производственным активом ТОО «Жаикмунай» является Чинаревское месторождение. Кроме того, Nostrum Oil & Gas владеет 100% прав на использование и является оператором Ростошинского, Дарьинского и Южно-Гремячинского нефтегазовых месторождений.

«Уровень осведомленности о Казахстане среди британских инвесторов в настоящее время низок. К тому же в 2006–2008 годах было несколько безуспешных IPO казахстанских компаний на LSE. Но сейчас есть хорошая возможность рассказать о себе. Для этого нужно взаимодействовать с инвесторами на ранних стадиях, – отмечает старший консультант по проектам на рынках капитала EM Иерун ван де Кромменакер. – Пока на рынках капитала большая волатильность, но уже можно готовиться к листингу, когда откроется окно возможностей».

Ван де Кромменакер участвовал в организации листинга многих компаний, в том числе казахстанских Kсell и Народного банка. По его словам, эта работа делится на три основных этапа – создание позитивной истории эмитента перед листингом, мероприятия во время самого размещения и действия после IPO. «Действия должны быть направлены на три основные целевые группы – СМИ, аналитиков и инвесторов, – поясняет собеседник. – При этом все этапы равнозначны для успеха. Нельзя забывать, что наличие независимых директоров в СД акционерного общества – важнейшее условие».

В этом процессе нет мелочей, добавляет ван де Кромменакер. Согласно его данным, если компания имеет специальный департамент по связям с инвесторами (IR), то в итоге ей удается привлечь в среднем на 17% больше денег от акционеров. Важно правильно выстроить корпоративные коммуникации: иметь собственный сайт, где подробно излагаются история компании, планы развития, отчетность по международным стандартам и качественная презентация для аналитиков. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить