Нацбанк уполномочен заявить

11489

В среду, 27 февраля, в редакцию сайта forbes.kz поступил официальный комментарий Национального Банка РК к статье директора Центра экономических исследований Олжаса Худайбергенова «Пора пересмотреть функции Нацбанка», опубликованной на нашем ресурсе 6 февраля

Национальный Банк Республики Казахстан.

Публикуем текст официального письма Нацбанка за подписью начальника управления общественных связей финансового регулятора Гульнар Ертлесовой:        

«На интернет-ресурсе Forbes.kz 6 февраля 2013 года была опубликована статья О. Худайбергенова «Пора пересмотреть функции Нацбанка», которая содержит информацию, не соответствующую действительности. Мнение эксперта в статье «Пора пересмотреть функции Нацбанка» основано исключительно на личных ощущениях автора и неверных представлениях о политике центрального банка, а большинство высказываний намеренно искажено и содержит недостоверную информацию.

 «Национальный банк в Норвегии является подотчетным Минфину организацией. Такая же картина в Японии, Великобритании и т.д. У нас же Нацбанк подчинен не министерству, не правительству, а напрямую президенту. Зачем?» (здесь и далее полужирным шрифтом выделены цитаты из статьи «Пора пересмотреть функции Нацбанка». - F).

Неверно. В большинстве развитых стран центральный банк прямо независим. Например, даже в Великобритании центральный банк независим в принятии решений по денежно-кредитной политике. И какому Министерству финансов может быть подотчетен Европейский Центральный Банк?

Не сильно вдаваясь в теорию, считаем, что более важным вопросом является не то, кому подотчетен центральный банк, а насколько реализуемая центральным банком денежно-кредитная политика транспарентна и доступна для общественности. И особенности выбора той или иной модели функционирования центрального банка зависят от особенностей механизма принятия экономических решений в государстве. И если приведены примеры каких-то стран с одной схемой функционирования, то, безусловно, существует гораздо большая группа стран, где выбрана другая модель, что не мешает также эффективно осуществлять политику.

При этом заявление о подотчетности центрального банка министерству финансов в отдельных странах тоже очень условно и имеет множество нюансов. Например, если в Норвегии центральный банк и согласует наиболее важные решения с министерством финансов, то члены правительства не могут входить в состав совета по денежно-кредитной политике, а члены этого совета назначаются на должность королем, а не правительством.

Очевидно, что автор, приводя такие примеры, сознательно манипулирует понятием. Для чего?

«Даже в целеполагании деятельности Нацбанка оставлена только стабильность цен, тогда как весь зарубежный опыт говорит о том, что центральный банк должен отвечать не только за цены, но и за занятость, и за экономический рост».

Непонятно, на основании чего сделано такое заявление? Автор явно не изучил «весь зарубежный опыт» функционирования центральных банков в мире, чтобы делать подобные выводы.

Экономический рост и занятость в качестве официальных целей центрального банка практикуется только в США, Англии, Канаде. Среди европейских и азиатских стран превалирует положение о стратегически важном значении такой цели, как стабильность цен. Вследствие чего она провозглашается приоритетной.

Согласно исследованию Банка международных расчетов, ценовая стабильность является основной целью в 33 из 45 участвующих в исследовании стран мира. Даже при наличии множественности целей большинство центральных банков рассмотренных стран определяет приоритетность одной цели, как правило, ценовой стабильности.

Эти факты широко известны и доступны, и игнорировать их можно только сознательно.

«Когда в Казахстане создавали Нацфонд, ссылались на опыт Норвегии… Но почему-то у нас теперь не вспоминают про норвежский опыт».

«Нацбанк РК почему-то регулярно предлагает схемы, которые выводят деньги из страны. То упорно отстаивается мысль, что деньги Нацфонда не должны работать внутри страны».

При создании Национального фонда в качестве примера был использован опыт Норвегии. Однако никогда не предполагалось полное копирование и следование данному примеру. Это нормальная практика, когда страны адаптируют такой опыт и решения с учетом экономической специфики своей страны. Казахстан выбирает свой путь, учитывая текущие потребности, уровень развития, ситуацию в мировой экономике. Среди прочего это также касается политики управления и инвестирования активов Национального фонда.   

При этом всем известно, что Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет только управление активами Национального фонда, а инвестиционную стратегию определяет Совет по управлению Национальным фондом.

В отношении использования средств Национального фонда внутри страны отметим, что эта политика в период кризиса уже оправдала себя и в будущем будет играть важную роль в решении вопросов развития на всестороннем изучении последствий. Более того, использование средств Национального фонда должно осуществлять только на платной и возвратной основе и только при участии в проектах стратегических инвесторов с использованием механизма государственно-частного партнерства.

«7 лет назад Норвегии переименовала фонд и решила направлять нефтяные деньги на выплату пенсий. Но почему-то у нас теперь не вспоминают про норвежский опыт…»

Пенсионный фонд Норвегии направляет средства на выплаты пенсий только за счет инвестиционных доходов от управления активами. Основная сумма не расходуется. При этом активы Пенсионного фонда Норвегии составляют 133% от ВВП страны, а активы Национального Фонда – 29%. Нам еще нужно накопить сумму, которая позволит финансировать социальные расходы за счет доходов от инвестирования

Никаких аргументов, а тем более попыток проанализировать эти события автором статьи не приводится.

«Из зарубежного опыта в Казахстане предлагается отнюдь не то, что идет на пользу пенсионерам, а наоборот – вредит. Например, повысить пенсионный возраст…»

Дискуссия об уровне пенсионного возраста продолжается давно. И не очень понятно, почему этот специалист считает, что разбирается в этих вопросах лучше других? Те доводы, которые он озвучивает, поверхностны.  Можем утверждать, так как мы ни разу не видели, чтобы они основывались на каких-либо расчетах, ожиданиях по демографическому состоянию и актуарных исследованиях. Вряд ли вообще можно называть его специалистом.

Повышение пенсионного возраста из стран нашего региона уже производится или запланировано в Польше, Латвии, Украине, Румынии и Венгрии.

«Но нельзя выдергивать чужой опыт частями. В развитых странах пенсионный возраст поднимали после достижения: высоких показателей дохода на душу населения, уровня сверхпотребления, длительности жизни в 80-85 лет, а не 70 лет, как у нас есть сейчас (и то для женщин, для мужчин и того меньше».

А никто чужой опыт частями не выдергивает. Идет обычный процесс изучения данной проблемы, в том числе вопросов социальной защиты и обеспеченности, фискальной устойчивости и возможности государства обслуживать социальные обязательства (при этом в Казахстане ожидаемая продолжительность жизни женщин 74 года, а не 70).

Национальный Банк просит опубликовать вышеизложенные комментарии и просит редакцию Вашего журнала в дальнейшем более взвешенно подходить к выбору экспертов. Со своей стороны готовы предоставить развернутые комментарии по актуальным вопросам деятельности Национального Банка.

Начальник Управления общественных связей Ертлесова Г.Д.».

Олжас Худайбергенов.

Редакция forbes.kz предоставила автору статьи «Пора пересмотреть функции Нацбанка» - директору Центра макроэкономических исследований Олжасу Худайбергенову возможность ознакомиться с официальным письмом Национального Банка РК и прокомментировать его. Вот что он написал:

«Частично текст неправильно понят. Например, я ничего не говорил про Европейский центральный банк. Я говорил про Великобританию, Японию и т.д. В текстах законов, которые регулируют деятельность центральных банков данных стран, есть пункты, где говорится, что они должны согласовывать с Минфином основные параметры своей деятельности.

Что касается мандата Центрального банка, приведу британский опыт. Например, там в законе четко сказано: «Целями являются обеспечение стабильности цен и поддержка экономической политики, в том числе целей роста и занятости» («In relation to monetary policy, the objectives of the Bank of England shall be – (a) to maintain price stability, and (b) subject to that, to support the economic policy of Her Majesty’s Government, including its objectives for growth and employment». Источник: 1. Article 11. Objectives, Bank of England Act, 1998). 

Надеюсь, Национальный банк обратит внимание на такой опыт.

Со своей стороны, впредь я буду писать статьи, в которых постараюсь детально осветить поднятые вопросы с приведением ссылок на документы, чтобы не оставлять ни малейшей возможности для продолжения споров по ненужным и мелким вопросам, но вести беседу по существу.

В целом, есть только одно пожелание. У меня ощущение, что все критические тексты в адрес Нацбанка воспринимаются как личная обида. Однако в личном плане у меня ни к финансовому регулятору, ни к его руководству нет никаких претензий. Вопросы к деятельности Национального Банка поднимаются сугубо объективно, и, думаю, они возникают не только у меня».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить