Нацбанк: «Создание ЕНПФ не является реформой пенсионной системы»

В среду, 22 мая, в редакцию сайта поступило письмо из Национального банка Республики Казахстан, в котором была изложена позиция финансового регулятора по различным аспектам реформы пенсионной системы в РК

Фото: blogs.privet.ru

Официальный запрос Forbes.kz в Нацбанк РК

В понедельник, 20 мая, редакция Forbes.kz направила официальный запрос, касающийся реформы пенсионной системы в Казахстане, в Нацбанк РК, причем лично председателю Григорию Марченко, поскольку некоторые вопросы касались его собственной позиции по отношению к некоторым аспектам реформы. Предлагаем вашему вниманию текст запроса:

«Уважаемый Григорий Александрович!

В январе 2013 года Нурсултан Назарбаев объявил, что для совершенствования пенсионной системы необходимо создать Единый пенсионный фонд. По его словам, «такая консолидация, управляемая Нацбанком, позволит более эффективно и безопасно распорядиться накоплениями наших граждан». В ближайшем будущем Единый пенсионный фонд будет создан.

В связи с этим просим ответить Вас на следующие вопросы:

1. Какую угрозу пенсионным накоплениям казахстанцев несли частные накопительные пенсионные фонды?

2. В марте этого года во время онлайн-конференции на портале profinance.kz Вы заявили: «Система НПФ работала и работает достаточно устойчиво». Чем Вы можете объяснить разницу в Вашей и президентской оценке эффективности НПФ?

3. С 1998 года Казахстан развивал конкуренцию на рынке пенсионных фондов. Почему, на Ваш взгляд, спустя 15 лет государство решило монополизировать этот рынок?

4. Какие существуют основания предполагать, что «единый оператор» будет эффективнее управлять пенсионными накоплениями граждан, чем несколько частных операторов?

5. Чем принципиально будет отличаться управление Нацбанка РК Единым пенсионным фондом от управления частных акционеров своими НПФ? Какие принципиальные ошибки менеджмента негосударственных НПФ будут учтены финансовым регулятором?

6. В январе 2013 года Вы заявили: «Единый пенсионный фонд должен находиться при правительстве, лучше всего при Министерстве финансов, а не при Национальном банке, чтобы избежать прямого конфликта интересов, то есть мы не должны быть владельцем пенсионного фонда и его регулятором». Почему Вы больше не выступаете против создания ЕНПФ при Нацбанке? Удастся ли Нацбанку избежать конфликта интересов как управляющего пенсионным фондом и его регулятора? Если да, то каким образом? Если нет, то чем это грозит ЕНПФ?

7. Вы сообщали главе государства о возможных рисках и конфликте интересов при передаче ЕНПФ под управление Нацбанка? Если да, то какова была реакция президента?

8. Президент Казахстана считает, что передача активов частных пенсионных фондов под управление государства будет способствовать росту кредитования в РК без распаковывания стратегического Национального фонда. Согласны ли в Нацбанке с этим мнением?

9. Между тем, в международном агентстве Moody's предполагают, что рост кредитования вслед за национализацией НПФ чреват ухудшением качества банковских активов в финансовой системе, уже страдающей от избытка «плохих кредитов» (35% от всего кредитного портфеля, по оценке группы UniCredit). Согласны ли в Нацбанке с этим мнением?

10. Экономист Петр Своик считает, что НПФ накапливают не пенсионные сбережения вкладчиков, а долги госбюджета. Такой вывод он сделал на основании следующих данных: 50,5% пенсионных накоплений хранятся в ГЦБ Министерства финансов и Национального банка. Еще четверть (25,9%) - в облигациях и акциях казахстанских частных эмитентов. 10,4% лежат на счетах БВУ. По 3-4% распределено по иностранным ценным бумагам и вкладам в золото. То есть, по словам г-на Своика, большую часть пенсионных накоплений «аккумулировал» не рынок акций и облигаций, а государственный бюджет. Согласны ли в Нацбанке с этим утверждением?

11. С точки зрения экономиста, реальная доходность НПФ - отрицательна. Свой вывод он делает на основании следующих данных: средневзвешенная доходность НПФ за пять лет составляет - а) по консервативному инвестиционному портфелю 21,09%; б) по умеренному инвестиционному портфелю 23,48%; в) накопленный уровень инфляции 41,63%. Как Вы сами оцениваете эту статистику?

12. Производилась ли оценка активов работающих в Казахстане НПФ? Если да, то когда, какими структурами и на чьи средства? Просим Вас предоставить информацию по активам и доходам каждого НПФ (ГЦБ, золото, депозиты и т.д.).

13. В марте 2013 года Вы заявили в СМИ, что меры, предпринятые Национальным банком, позволили в значительной степени ограничить совершение сомнительных сделок с пенсионными активами. О каких именно сделках и каких именно НПФ идет речь? Какова сумма нанесенного или потенциального ущерба (в каждом конкретном случае) от этих «сомнительных сделок»? Каковы были правовые последствия для тех, кто их совершал?

14. Почему АО «НПФ «ГНПФ» было выбрано площадкой для объединения всех НПФ Казахстан? Кто, когда и по каким критериям определял, что именно ГНПФ, а не другая организация достоин стать «консолидирующей структурой»?

15. Какова общая численность сотрудников НПФ на текущий момент? Какова среднемесячная зарплата менеджеров среднего звена и топ-менеджеров НПФ? Просим также сообщить размеры бонусов топ-менеджеров НПФ.

16. Просим Вас дать прогноз по поводу будущего трудоустройства сотрудников НПФ после создания ЕНПФ: они пополнят число безработных? смогут найти работу в ближайшие два-три месяца?

Письмо Нацбанка РК главным редакторам казахстанских СМИ

В среду, 22 мая, на электронную почту редакции Forbes.kz поступило письмо из Департамента организационной работы, внешних и общественных связей НБРК. Приводим его полностью:

«Вниманию главных редакторов!

Департамент организационной работы, внешних и общественных связей НБРК направляет Вам информацию по вопросам модернизации пенсионной системы Республики Казахстан, подготовленную на основе часто поступающих вопросов по данной тематике.

Совершенствование пенсионной системы Республики Казахстан

В конце января 2013 года Президентом Республики Казахстан  Назарбаевым Н.А. было дано поручение Правительству и Национальному Банку РК разработать предложения по созданию Единого накопительного пенсионного фонда, передав ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов. В своем выступлении Глава государства отметил, что такая консолидация под управлением Национального Банка позволит более эффективно и безопасно распределить накопления граждан.

В последующем - 16 мая 2013 года Сенат Парламента РК одобрил в первом чтении законопроекты «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», которые предусматривают развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы.

Цель новых преобразований в пенсионной системе – повысить эффективность и прозрачность системы в целом, обеспечить социальную справедливость, то есть соответствие пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни. В основном, перемены коснутся только экономически активной части населения, для которых наступление пенсионного возраста является вопросом перспективы.

Создание Единого накопительного пенсионного фонда. Вносимые изменения предполагают, создание на базе существующего АО «НПФ «ГНПФ» единого государственного накопительного пенсионного фонда, при котором будет функционировать филиальная сеть. ЕНПФ позволит обеспечить единый учет вкладчиков, прозрачную стратегию инвестирования пенсионных накоплений, снизить административные расходы на функционирование накопительной пенсионной системы. Учредителем и акционером единого накопительного пенсионного фонда будет Правительство Республики Казахстан.

При этом создание ЕНПФ не является реформированием системы пенсионного обеспечения, а носит характер институциональных преобразований. Основные принципы пенсионного обеспечения в Казахстане будут сохранены. То есть, сохранится многоуровневая система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные накопления. Будут сохранены  и основные параметры накопительной пенсионной системы: персонификация счетов, собственность накоплений и их наследование, а также государственная гарантия сохранности пенсионных взносов.

При создании Единого накопительного пенсионного фонда все накопления граждан будут сохранены на индивидуальных счетах и в полном объеме. Каждый индивидуальный счет будет переведен в ЕНПФ после сверки с НПФ и ГЦВП. Система государственных гарантий по сохранности пенсионных накоплений будет распространяться и на накопления в ЕНПФ, т.е. будет выплачиваться компенсация, если пенсионные накопления на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты будут меньше, чем размер фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

Создание ЕНПФ имеет следующие положительные моменты:

Во-первых, это снижение операционных расходов, связанных с учетом и хранением пенсионных активов, административных расходов. Соответственно, уровень комиссионных вознаграждений в едином фонде будет вдвое ниже действующих комиссионных вознаграждений.

Во-вторых, устранение риска совершения сделок с аффилированными лицами, имевших место в некоторых фондах в докризисный период, по которым были понесены убытки.

И, в-третьих, при создании ЕНПФ прекратится злокачественная миграция вкладчиков из одного фонда в другой, что способствовало снижению общей эффективности системы.

Инвестиционное управление ЕНПФ. Осуществлять инвестиционное управление пенсионными активами будет Национальный Банк, поскольку он уже имеет положительный опыт работы по управлению активами Национального фонда со средней доходностью 4,56% в долларах США за 12 лет. Взаимоотношения между Национальным Банком и ЕНПФ будут осуществляться на основании соответствующего договора о доверительном управлении.

Дальнейшее размещение в инфраструктурные проекты, инструменты банковского сектора и высоколиквидные внешние финансовые активы, а также в другие финансовые инструменты будет осуществляться строго на рыночных принципах. При этом инвестирование пенсионных активов ЕНПФ будет осуществляться на принципах обеспечения сохранности и диверсификации, как по странам, так и по классам активов.

Также Законопроект предусматривает создание Совета по управлению пенсионными активами ЕНПФ из числа представителей Правительства, Национального Банка, участников финансового рынка и независимых экспертов. Он будет рассматривать и готовить предложения по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ, давать рекомендации по перечню инструментов, разрешенных для размещения пенсионных активов.

Предусмотрено, что Национальный Банк может выбирать внешних управляющих пенсионными активами ЕНПФ, либо передать часть активов в управление управляющих инвестиционным портфелем, функционирующих на территории РК. Делаться это будет аналогично существующей практике управления активами Национального фонда и ЗВР, но контроль со стороны Национального Банка будет сохранен по всем пенсионным активам.

В целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений вкладчиков в накопительных пенсионных фондах до момента перевода в Единый накопительный пенсионный фонд Национальным Банком приняты меры по ограничению перечня финансовых инструментов, разрешенных НПФ к приобретению за счет пенсионных активов. Также установлено требование по совершению сделок за счет пенсионных активов на фондовой бирже методом открытых торгов, в рамках рыночных котировок, что исключает любую возможность манипулирования пенсионными активами до их перевода в ЕНПФ.

После передачи пенсионных накоплений в ЕНПФ частные пенсионные фонды, имея собственные активы, смогут при желании продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем (УИП) или добровольного накопительного пенсионного фонда (ДНПФ).

Соответственно, Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБРК (далее – Комитет) будет осуществлять надзорные и контрольные функции за деятельностью УИП и ДНПФ. Кроме того, предусматривается, что Комитет будет осуществлять надзор и контроль за финансовым состоянием ЕНПФ, а также устанавливать требования по наличию системы управления рисками ЕНПФ.

Пенсионные активы будут храниться на счетах в Национальном Банке, который будет вести учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению и по получению инвестиционного дохода.

Банком-кастодианом будет также Национальный Банк.

Таким образом, ЕНПФ станет правопреемником по всем существующим договорам о пенсионном обеспечении и аккумулирует все пенсионные активы, которые ранее были распределены между несколькими накопительными пенсионными фондами. При этом в полном объеме гарантируется сохранность права собственности вкладчиков на свои пенсионные накопления.

Однако создание единого пенсионного фонда не может и не должно решать всех проблем действующей системы пенсионного обеспечения. Законопроект также предусматривает такие важные меры как развитие системы обязательных профессиональных взносов и выравнивание возраста выхода на пенсию для женщин.

Поэтапное выравнивание пенсионного возраста женщин и мужчин до 63 лет

Предложение о повышении пенсионного возраста для женщин неоднократно звучало ранее. Так,  Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 1997 г. №819 было предусмотрено, что предельный возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет постепенно повышен и выровнен в период до 2016 года. Это предложение также неоднократно выдвигалось Всемирным банком. Кроме того, в сентябре 2011 года была создана Комиссия для выработки предложений по дальнейшему развитию пенсионной системы Республики Казахстан, одним из предложений которой стало повышение пенсионного возраста для женщин. Национальный Банк, руководствуясь объективными статистическими данными по демографической ситуации, поддержал эту идею.

Действующая пенсионная система является многоуровневой. Первый уровень – пенсионное обеспечение тех, чья трудовая деятельность приходится на

период функционирования солидарной системы и базовая пенсия, выплачиваемая всем по достижению пенсионного возраста. Второй уровень – накопительный компонент. Вопрос повышения пенсионного возраста является важным, прежде всего, для солидарной системы, а потом уже для накопительной.

При солидарной системе пенсия выплачивается из государственного бюджета за счет текущих налоговых поступлений трудоспособного населения и таким образом, молодое поколение (работающее) обеспечивает пенсионеров.

Соотношение между количеством экономически активного (работающего) населения и пенсионерами в настоящее время достигло 2,1 к 1 (что означает 2 работающих содержат одного пенсионера). Количество пенсионеров стабильно растет, например, в период с 1999 по 2011 годы продолжительность жизни увеличилась на 3,5 года, рождаемость стабилизировалась на уровне 22,5 на 1000 человек. Число работающих растет медленнее и в близкой перспективе будет сокращаться. По оценке экспертов в долгосрочной перспективе доля населения в возрасте старше 65 лет возрастет и  удвоится к 2050 году.

Когда падает соотношение между количеством экономически активного (работающего) населения и пенсионерами, соответственно, падает и размер пенсии, вследствие этого необходимо повышать налоги или пенсионный возраст, или соглашаться на сокращение пенсии.  На наш взгляд, неразумно решать вопрос через увеличение налогов или сокращение пенсий, в связи с чем предлагается выравнивание пенсионного возраста для женщин, так как продолжительность жизни населения растет постоянно, и по мере старения населения увеличивается нагрузка на будущие поколения. При повышении пенсионного возраста данное соотношение повышается.

В настоящее время доля женщин среди пенсионеров составляет 72% (1,2 млн. человек), соответственно, мужчин – только 28%, а количество женщин в возрасте 58-63 года составляет 26% от общего количества пенсионеров. Необходимо отметить, что заработная плата у мужчин больше, кроме того, женщины выходят в отпуск по уходу за ребенком, в связи с чем 45% пенсионных выплат из бюджета женщинам финансируют мужчины. По оценке актуариев Национального Банка, в случае, если ситуация с пенсионным возрастом женщин будет неизменной, то расходы государства по выплате пенсий будут на $19,6 млрд больше, чем при  поэтапном (по полгода в год в течение 10 лет) повышении пенсионного возраста женщин с 58 до 63 лет, начиная с 01.01.2014г.

Что касается накопительной части, то тут вопрос повышения пенсионного возраста важен с точки зрения возможности накопить достаточный для достойной пенсии объем средств. Поскольку, при накопительной системе, сколько человек накопил – столько он и будет получать. Если накоплений недостаточно, то человек будет вынужден дальше работать или получать небольшую пенсию. Повышение пенсионного возраста дает возможность большего срока накоплений.

По достижении пенсионного возраста продолжительность жизни у мужчин 13 лет, у женщин – 21 год. То есть столько лет по статистике живут мужчины и женщины после выхода на пенсию в определенном законом возрасте.

Следовательно, женщины, при более продолжительном горизонте дожития после выхода на пенсию, имеют меньший срок накопления средств (до 58 лет). Поэтому они имеют меньший объем накоплений (почти в 2 раза), чем у мужчин, который распределяется на больший период расходования.

Таким образом, с повышением пенсионного возраста для женщин появится возможность работать дольше, увеличивая накопления.

Также отметим, что нагрузка на бюджет возрастает, когда поколение “baby-boom”, которое является самым многочисленным, начинает выходить на пенсию.

Кроме того, не стоит забывать, что и женщины и мужчины в настоящее время имеют право получения пенсионных выплат из НПФ при достижении пятидесятилетнего (50) и пятидесятипятилетнего (55) возраста соответственно и достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии. При повышении пенсионного возраста данное право сохранится. Кроме этого, в 53 года могут выйти на пенсию женщины, имеющие 5 детей.

В нижеприведенной таблице приводится пример многих стран мира, где фактический выход на пенсию у женщин ниже, чем пенсионный возраст (кроме таких стран как Мексика, Япония, Люксембург и Турция).

Страны

Пенсионный возраст

Фактический выход на пенсию

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Дания

65

65

64,4

61,9

Мексика

65

65

72,2

69,5

Португалия

65

65

67

63,6

Ирландия

65

65

63,3

63,7

Нидерланды

65

65

62,1

62,6

Германия

65

65

61,8

60,5

Япония

65

65

69,7

67,3

Новая Зеландия

65

65

67,1

65

Финляндия

65

65

61,8

61,4

Швеция

65

65

66

63,6

Канада

65

65

63,4

62,2

Испания

65

65

61,8

63,4

Эстония

63

61

66,2

63,4

Корея

60

60

70,3

69,8

Греция

57

57

61,9

59,6

Турция

45

41

62,8

68,3

В таких странах, как Дания, Мексика, Ирландия, Португалия, Новая Зеландия, Германия, Япония, Финляндия и др., пенсионный возраст уже увеличен и выровнен для женщин и мужчин, а в 5 странах (к ним относятся Греция, Польша, Латвия, Венгрия, Украина) данное выравнивание уже запланировано.

Как было указано выше, основной причиной повышения пенсионного возраста является демографический фактор. К примеру, в Германии, когда Бисмарк вводил социальное страхование в 1889, средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет, при этом пенсионный возраст был 65 лет. С течением времени продолжительность жизни в Германии росла и сегодня составляет около 74 лет у мужчин и 80 – у женщин. А к 2050 году данные показатели составят 83,5 лет и 88 лет соответственно. С 1 января 2012 года началась реализация положений принятого в 2007 году Закона об адаптации пенсионного возраста к демографическому развитию. Начиная с января 2012 года до 2029 года поэтапно, то есть ежегодно на один-два месяца, пенсионный возраст будет увеличен с 65 до 67 лет.

На момент вступления в силу закона в январе 2008 года его поддерживали лишь 5% граждан. Со своей стороны, руководство страны аргументирует пенсионную реформу старением немецкого общества, увеличением продолжительности жизни, а также невозможностью постоянного увеличения бюджетных дотаций в пенсионный фонд.

Сейчас, по данным правительства ФРГ, немецкие мужчины в среднем получают пенсию в течение 15 лет, женщины - в течение 20. В 1960 году этот показатель составлял соответственно только 10 и 11 лет. Кроме того, увеличение пенсионного возраста должно удержать баланс, при котором взносы граждан в Пенсионный фонд почти не увеличатся, а пенсии смогут ежегодно расти.

В начале 1930-х годов в СССР было введено пенсионное обеспечение по старости. Пенсионный возраст был установлен в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин и с тех пор ни в СССР, ни в России, ни разу не менялся. При этом в 1940 году ожидаемая продолжительность жизни в СССР составляла у мужчин 38,6 года, у женщин – 43,9. В РСФСР ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляла 37,5 лет, у женщин – 41,9 года.

Проблемы в советском пенсионном обеспечении обнаружились еще до начала экономических преобразований. Поскольку число пенсионеров быстро увеличивалось (с 13,7 млн до 33,8 млн за 1961-1990 годы), а тарифы отчислений для предприятий оставались практически неизменными, доля государства в финансировании пенсий росла. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%. При этом в середине 1980-х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета, и в конце 1980-х годов он приблизился к 10% валового национального продукта (ВНП). Финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета. Таким образом, проблемы советской пенсионной системы стали очевидны уже в конце 1980-х годов, важнейшей из которых стал относительно ранний возраст выхода на пенсию, предопределявший увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения.

В настоящее время в России ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составляет 63,8 лет, у женщин – 75,5 лет, и в соответствии со средним вариантом прогноза она увеличится к 2030 году до 68,9 и 78,9 лет соответственно. При этом сокращается численность работающих людей, увеличивается соотношение между гражданами пенсионного возраста и работающими, которые платят пенсионные отчисления. И в ближайшее время это отношение будет увеличиваться. Если не предпринимать кардинальные меры, такие, как увеличение пенсионного возраста, увеличения стажа, необходимого для получения пенсионных прав, либо увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий работников, отдельных профессий, постоянный дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации за счет ежегодного увеличения количества пенсионеров будет только расти. Так, в федеральном бюджете на 2013 год на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрено 1,01 трлн. руб., на 2014 год – 0,9 трлн. руб., на 2015 год – 1,2 трлн. руб.

Кроме того, во всех странах Европы (Западной, Центральной и Восточной), кроме России и Белоруссии, в течение последних 20 лет были приняты решения по повышению пенсионного возраста.

Также показательным может стать пример Греции, когда решение о повышении было принято несвоевременно, и Правительство Греции  было вынуждено сокращать социальные расходы государства в целях решения проблемы с огромным долгом страны. При этом помимо повышения пенсионного возраста принимались решения по повышению налогов, снижению социальных выплат и сокращению рабочих мест.

Таким образом, такая перспектива может грозить и Казахстану в будущем, если не принимать вовремя соответствующие решения.

Ведение обязательных профессиональных пенсионных взносов с дохода работников, занятых в тяжелых и вредных производствах

С учетом того, что количество счетов вкладчиков (получателей) по добровольным профессиональным пенсионным взносам, на 1 апреля 2013 года составило всего 4 226, а накопления – около 100 млн тенге, можно говорить о том, что добровольная профессиональная пенсионная система не получила своего развития и, соответственно, не компенсирует риски, связанные с занятостью в особых условиях труда участников накопительной пенсионной системы.

Предлагается осуществить перевод добровольных профессиональных пенсионных взносов в категорию обязательных для лиц, занятых в тяжелых и опасных условиях производства в размере 5 % от фонда оплаты труда. При этом нагрузка на работодателя практически не увеличится, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.

Введение обязательности профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) будет иметь следующие характеристики:

пенсионный возраст для работников вредных и опасных профессий ниже общеустановленного уровня (50 лет);

не все работодатели будут отчислять ОППВ, а только по перечню профессий, отнесенных к вредным, который будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться;

единственный способ накопить достаточно средств  для раннего выхода на пенсию.

накопления формируются за счет: ОПВ (10%) + ОППВ (5%) + ДППВ (5%). Итого до 20% от дохода работника будут сберегаться для обеспечения его пенсии;

повышение социальной защиты работников вредных производств и ответственности работодателя;

сохранение нормы по налоговой преференции в части отнесения на вычеты профессиональных пенсионных взносов из налогооблагаемой базы работодателя (КПН);

рассмотрение возможности доступа к «соц. пакету» работодателя только при наличии минимального стажа работы  у этого работодателя.

Таким образом, для лиц,  занятых в тяжелых и вредных производствах, пенсионные накопления будут увеличиваться значительно быстрее, что предоставит им возможность более раннего получения пенсионных выплат.

От редакции Forbes.kz

Что есть в письме Нацбанка? По сути - общие места, расхожие фразы о том, что надо изменять пенсионную систему именно сейчас, иначе потом пенсионерам будет совсем плохо. Зато теперь ясна комплексная позиция финансового регулятора по всем аспектам реформы системы пенсионного обеспечения в Казахстане.

Единственной неожиданностью для нас стало то, что в Национальном банке слияние НПФ в единый пенсионный фонд не считают реформой: там это называют «институциональным преобразованием». Хотя прежняя система пенсионных накоплений в конце 1990-х строилась по чилийской модели (от которой теперь отказываются), и нынешний глава Нацбанка стоял у ее истоков.

Вдумчивый пользователь сможет увидеть, на какие вопросы Нацбанк не ответил, на какие ответил не полно.

Для нас же главным разочарованием стало то, что Григорий Марченко не выразил собственного отношения к пенсионной реформе, хотя мы его об этом просили. В частности, раньше он был против  того, чтобы его ведомство управляло деньгами ЕПНФ, а теперь не возражает. Что произошло?

Впрочем, редакция сайта Forbes Kazakhstan готова выслушать Григория Александровича в любое удобное для него время.

Смотрите здесь все статьи о пенсионной реформе и Нацбанке РК.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

7957
просмотров
 
 
Загрузка...