Народный банк успешно прошёл оценку международных экспертов

Qazkom вслед за Halyk bank займется улучшением внутреннего аудита

АО «Народный банк Казахстана» первый из казахстанских банков успешно подтвердил полное соответствие деятельности внутреннего аудита международным профессиональным стандартам и кодексу этики. Об этом сообщила пресс-служба финансовой организации.

Три внешние оценки проводили независимые эксперты крупнейших мировых консалтинговых компаний – Deloitte и PricewaterhouseCoopers, входящие в «большую четверку».

При этом руководство АО «Народный банк Казахстана» выбрало не упрощенный подход, когда проводится оценка собственными силами с независимым внешним подтверждением, а полную внешнюю оценку. Топ-менеджеры исходили из стремления получить максимально возможную отдачу от внешней оценки с более глубоким анализом деятельности.

Первая внешняя оценка была проведена экспертами Deloitte в 2008. Ее результаты показали, что банк соответствует международным стандартам внутреннего аудита лишь на 15%. Требовалось существенно усилить независимость статуса внутреннего аудита в организации, усовершенствовать методологическую базу, внедрить программу обеспечения и повышения качества работы.

Спустя четыре года была проведена вторая оценка, которая показала значительные улучшения. Банку удалось повысить соответствие стандартам до 65%. После разработки и реализации ключевых методик и подходов в осуществлении деятельности внутреннего аудита и повышении эффективности в целом независимые консультанты PricewaterhouseCoopers акцентировали свое внимание непосредственно на развитие консультационной составляющей, усилении IT-аудита, углублении риск-ориентированного подхода к работе, разработке и внедрении автоматизированных методов аудита. Кроме того, специалистам банка пришлось изменить внутренние нормативные документы и наработать практику по внедрению рекомендаций внешних оценщиков.

Все это происходило на фоне влияния мирового кризиса, который стал одним из самых серьезных вызовов. Он обнажил уязвимые области систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления всей финансовой системы. Но, несмотря на ограниченность ресурсов в трудный период, совет директоров и руководство банка поддерживали службу внутреннего аудита. Например, было принято решение по выделению средств на создание отдельного управления IT-аудита и значительных ресурсов для внутреннего аудита в целом.

Еще одна сложность, с которой столкнулся банк – восприятие службы внутреннего аудита большинством сотрудников, как своего рода «полицейского с дубинкой». Впрочем, время на изменение ментальности потребовалось и самим аудиторам. В итоге подверглись корректировкам подходы к внутреннему аудиту с просто выявления нарушений на оценку адекватности и эффективности контрольных процедур. Например, в работе аудита применены методики по выявлению первопричин возникновения проблемы («5 Whys?» и другие), четко сконструированы основные элементы оформления аудиторского отчета («5 С’s»: «Condition», «Criteria», «Cause», «Consequence», «Corrective action»), сделан акцент на основных принципах построения эффективной системы внутреннего контроля.

Кроме того, нужно учитывать масштабы банка и службы внутреннего аудита. Народный банк является крупнейшим банком республики с самой разветвленной сетью. Дочерние организации компании предоставляют широкий спектр услуг как в стране, так и за рубежом. Помимо этого, служба внутреннего аудита банка – самая крупная в Казахстане.

Получение полного соответствия в очередной раз подтверждает репутацию АО «Народный банк Казахстана», как финансовой организации, обеспечивающей высокий уровень надежности.

С одной стороны, подтверждение соответствия внутреннего аудита международным стандартам и Кодексу этики напрямую не повлияло на рейтинги банка или на стоимость его акций. Однако, результаты проделанной работы по становлению действенной системы внутреннего аудита свидетельствуют о высокой корпоративной культуре в компании, что отразилось на деятельности ее подразделений и способствовало укреплению позиций Halyk bank по всем направлениям деятельности. Например, Народный банк по размерам активов - на первом месте; в 2016 получил более 30% от прибыли всей банковской системы страны. Также банк уже несколько лет является одним из крупнейших налогоплательщиков Казахстана.

Надо заметить, что внутренний аудит через действенные и качественные рекомендации по совершенствованию деятельности способствует оптимизации текущих бизнес-процессов, экономичности предлагаемых банковских продуктов и улучшению сервиса. Во время кризиса АО «Народный банк Казахстана» обеспечил бесперебойную работу всех подразделений, процессы кредитования и операционного обслуживания клиентов не приостанавливались ни на один день. В те дни, когда по всей стране клиенты финансовых организаций изымали средства, в Народном банке наоборот наблюдался приток клиентов, что несомненно является знаком доверия со стороны казахстанцев.

При этом останавливаться на достигнутом руководство банка не собирается.

Александр Павлов.
Александр Павлов.

- Руководство группы «Халык» придает особое значение правильно выстроенному корпоративному управлению, которое напрямую влияет на прозрачность, транспарентность и систему принятия решений в финансовом институте, а сильная система внутреннего аудита является важным гарантом успеха в этой работе. Мы уверены в выстроенной системе внутреннего аудита в Народном банке, как в надежном инструменте, обеспечивающем действенные и эффективные меры по управлению рисками, усилению внутреннего контроля и повышению уровня корпоративного управления. Подходы и методики внутреннего аудита распространяются на всю группу «Халык», и будут транслированы, в частности, с учетом последнего крупного приобретения группы, на дочерний Казкоммерцбанк, - заявил председатель совета директоров компании Александр Павлов.

Более того, в Народном банке не хотят ограничиваться следованием существующим международным стандартам внутреннего аудита и постоянно изучают лучшие мировые практики, непрерывно нарабатывают и совершенствуют собственные подходы. К тому же это требование времени. В эпоху цифровизации и перспективных блокчейн-технологий процедуры по обслуживанию клиентов стремительно развиваются, все больше переходя на дистанционные каналы продаж. В то же время обратной стороной медали является повышение рисков киберугроз, на которые необходимо оперативно реагировать и обеспечивать киберустойчивость банка, что несомненно приводит к необходимости усиления аудиторских знаний и навыков в области информационных технологий и информационной безопасности.

Кроме того, в Народном банке отдают себе отчет в том, что с учетом усиления конкуренции со стороны финтех-компаний, банковская система в будущем и вовсе может подвергнуться серьезным трансформациям. И всем этим вызовам должен соответствовать внутренний аудит.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

2966
просмотров
 
 
Загрузка...