На каком уровне Казахстан в кредитном рейтинге

7775

Отчёт о кредитных рейтингах Республики Казахстан рейтингового агентства RAEX-Europe

Фото: pixabay.com

Подтверждение рейтинга Республики Казахстан на уровне «BBB-» со стабильным прогнозом отражает приемлемый уровень государственного долга, стабилизацию инфляции и снижающуюся финансовую долларизацию. Более того, фискальные буферы остаются значительными, а внешняя позиция – сильной. Мы ожидаем, что данный тренд сохранится и в будущем.

Однако на уровень рейтинга продолжают негативно влиять риски, связанные с банковской системой, что увеличивает вероятность материализации «скрытых» обязательств. Кроме того, сильная зависимость экономики от нефтяного сектора повышает волатильность экономического роста и снижает стабильность системы в целом. Наконец, из-за все еще высокого уровня неработающих и реструктурированных кредитов сдерживается рост кредитования экономики.

Экономический рост по-прежнему зависит от динамики нефтяного рынка. Реальный ВВП в 2017 вырос примерно на 4%, что немного выше наших ожиданий. Более высокие и стабильные цены на нефть оказали положительное влияние на экономику. В этом смысле экономика страны в ещё большей степени стала зависеть от динамики на нефтяном рынке. Кроме того, более высокие цены на нефть также привели к увеличению экспорта, что увеличило его вклад в общий объём производства.

Ненефтяной сектор также демонстрировал стабильный рост в течение 2017, в целом промышленное производство постоянно росло благодаря секторам перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли. Аналогично инвестиции в основной капитал продолжают расти стабильными темпами. Мы ожидаем, что рост будет устойчивым в будущем; однако динамика всё ещё будет зависеть от нефтяного рынка.

Долговая позиция правительства остается хорошей. Валовой государственный долг Казахстана остается низким. По состоянию на конец 2017 уровень долга к ВВП составлял 21,2%, а уровень долга к доходам бюджета - 114%. Кроме того, краткосрочный внешний долг, несмотря на увеличение, оставался низким на уровне 0,5% ВВП в 2017.

Мы по-прежнему ожидаем, что долговые показатели останутся стабильно низкими, поскольку финансовая позиция правительства поддерживается финансовыми буферами Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) и власти продолжают прилагать усилия для консолидации бюджета.

Тем не менее мы считаем, что потенциальная материализация «скрытых» обязательств остается угрозой стабильности государственных финансов при наличии нестабильной банковской системы. В то же время количество государственных предприятий незначительно сократилось в результате реализации плана приватизации, внедрение которого существенно ускорилось. Кроме того, правительство продемонстрировало меньшую заинтересованность в поддержке государственных компаний в случае финансового стресса.

Денежно-кредитная политика остается нейтральной. Снижающиеся уровни инфляции и инфляционных ожиданий побудили Национальный банк Казахстана (НБК) снова снизить базовую ставку в июне 2018 до 9%. В настоящий момент ставка снизилась на 75 б.п. с начала года. Как упоминалось ранее, политика таргетирования инфляции, реализуемая НБК, стабилизировала инфляцию и обменный курс. Тем не менее мы по-прежнему считаем, что инфляционное давление находится под воздействием внешних факторов, а также волатильности цен на продовольствие и топливо.

Несмотря на то что денежно-кредитная политика стала более эффективной после введения свободно плавающего обменного курса, направление политики по-прежнему весьма непредсказуемо и не полностью независимо от центрального правительства.

Дефицит бюджета увеличился, но ожидается, что он сократится в ближайшей перспективе. В 2017 бюджетный дефицит увеличился почти на 1 п.п. в результате более сильного наращивания расходов по сравнению с доходами. Та же тенденция наблюдалась в I квартале 2018, когда доходы бюджета увеличилась всего на 1,4%, а расходы выросли на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение демонстрировали устойчивую тенденцию к росту. Таким образом, социальные трансферты из бюджета продолжали расти и представляют в настоящий момент значительную долю бюджетных расходов. Другие расходы также связаны с программой «Нұрлы жол». Трансферты из Национального фонда Республики Казахстан составили по состоянию на май 2018 около 1 трлн тенге. Данный обёем соответствует целевому показателю в 2,6 трлн тенге к концу 2018.

Как упоминалось в предыдущих обзорах, правительство продолжает прилагать усилия для снижения зависимости бюджета от цены на нефть; однако ожидается, что ненефтяной дефицит расширится в 2017. Кроме того, недавнее решение суда в Брюсселе в отношении отмены замораживания $22,2 млрд из средств Национального фонда, смягчает риск потенциального нарушения повседневных операций и государственных финансов правительства.

Внешний сектор остается устойчивым. Национальная валюта Казахстана укрепилась в начале 2018, что отражало рост цен на нефть и приток иностранных инвестиций в финансовые инструменты; однако после I квартала 2018 произошло резкое обесценение тенге в основном из-за введения дополнительных антироссийских санкций.

После существенного падения во II полугодии 2017 международные резервы несколько увеличились и оставались стабильными в течение 5 месяцев 2018. Несмотря на то что валютные резервы сократились, активы Национального фонда увеличились. В целом уровень международных резервов остаётся на достаточном уровне, покрывая внешний долг на 200% и валовой государственный долг на 100%.

 

Дефицит текущего счета сократился в 2017 и составил около 2,9% ВВП. Кроме того, положительное сальдо торгового баланса увеличилось до 8,3% ВВП за тот же период в результате роста экспорта с учётом более высокой добычи нефти. Тем не менее в текущем году экспорт продемонстрировал более медленные темпы роста.

Банковский сектор Казахстана по-прежнему остаётся уязвимым. Несмотря на хорошие балансовые показатели, уровень реструктурированных кредитов и недостаток роста кредитования вызывают сомнения относительно роста банковского сектора. Более того, АО «Qazaq Banki», Банк Астаны и Эксимбанк подверглись «набегу вкладчиков» после того, как президент Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу данных институтов. Однако показатели финансовой устойчивости в целом остаются стабильными. К апрелю 2018 достаточность капитала оставалась высокой на уровне 16,9%, процентные ставки последовательно сокращались, достигнув примерно 9% (без учёта реструктурированных кредитов и просроченных кредитов от SPV), а ROA был положительным на уровне 0,4%. Наконец, из-за предпринятых усилий по реструктуризации банковской системы он по-прежнему остаётся крайне концентрированным.

Уровень кредитования экономики продолжает стагнировать, активы банков к ВВП сократились на 10 п.п. в 2017, до 46% ВВП, а внутренние требования снизились на 3 п.п., до 41,5%. Абсолютный объём активов и кредитов практически не изменился с начала года. Кроме того, уровень депозитарной долларизации по состоянию на май 2018 несколько снизился, достигнув 44%; в то время как уровень долларизации по ссудной задолженности снизился до 25% на ту же дату. Однако такой уровень финансовой долларизации остается риском для экономики и стабильности финансовой системы в целом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить