Миллиард долларов для проблемных банков: проверка реакции или насущная необходимость?

Сообщение о вероятной помощи банкам после проведения AQR по просьбе Forbes.kz оценили эксперты в сфере экономики и финансов

ФОТО: pixabay.com

О том, что в Казахстане планируется выделить на помощь банкам «свежий» миллиард долларов, на днях с пометкой «эксклюзив» сообщило Reuters. Причём ссылка была дана на анонимных информаторов агентства. «Казахстан планирует предоставить помощь в размере более $1 млрд как минимум четырём местным банкам после того, как оценка качества активов выявила дыры в их балансах, которые требуют вливаний капитала, сообщили Reuters два источника», - сказано в сообщении.

Новость подхватил российский ресурс «Вести.Экономика», который добавил сообщение о том, что «на пресс-конференции 9 декабря, в рамках которой было объявлено о сохранении процентной ставки, Досаев (глава Нацбанка Ерболат Досаев — F) также заявил о планируемом в феврале 2020 подписании индивидуальных планов с крупнейшими банками Казахстана по итогам рекомендаций на основе анализа качества активов».

Таким образом, официального подтверждения информации о миллиардной помощи не было. Возможно, поэтому, а ещё потому, что $1 млрд – сумма, конечно, большая, но по сравнению с предыдущими объемами не критичная.

Как говорил экономист Рахим Ошакбаев на заседании Нацсовета общественного доверия в сентябре нынешнего года, «за последние 10 лет государство оказало банкам прямой и косвенной поддержки более 20 млрд долларов. Если смотреть строго на госрасходы, то можно прийти к выводу, что банки - это самая субсидируемая отрасль экономики».

Неопределённость вызвала трудности и в оценке ситуации у экспертов. Так, глава НОФ «Аспандау» Канат Нуров напомнил, что результаты оценки активов банков (AQR) не опубликованы, также неизвестно, какие банки именно и на каких условиях они будут поддержаны.

- Поэтому пока трудно сказать конкретно, как к этому решению относиться, - отметил он. - Главное, чтобы оно было прозрачным, а не как раньше. В целом я бы очень осторожно относился к падению любого крупного банка в нашей стране, так как финансовая система - это основа любой рыночной экономики.

Экономист Мурат Темирханов тоже не стал называть банки, которым может понадобиться финансовое вливание. Но объём помощи, по его данным, будет ещё больше — более $1,5 млрд.

- Судя по слухам в прессе, необходимая помощь банкам составит около 600 млрд тенге. По сравнению с Казкомом-БТА и Цеснабанком это сравнительно небольшая сумма. Так, сумма госпомощи Казкому-БТА составила 2 640 млрд тенге, а для Цеснабанка - 1 454 млрд, и это не включая значительные убытки, которые взяли на себя госкомпании и нацхолдинги, - напомнил собеседник Forbes.kz.

По этим дополнительным 600 млрд тенге на оздоровление банков сохраняется проблема прозрачности их финансовой отчётности, сделал акцент на главной проблеме Темирханов.

- Если посмотреть регуляторную отчётность Нацбанка, а также аудированную финансовую отчётность банков, то сейчас вы не сможете понять, кому из банков и на какую сумму понадобится помощь. Это первая большая проблема регулирования банковской системы, - сказал он. - Другой большой проблемой является то, что в 2017 году в Казахстане уже была программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора. По этой программе в конце 2017 и начале 2018 Нацбанк выдал субординированные льготные займы на 15 лет пяти банкам на общую сумму 654 млрд тенге (RBK – 244 млрд, Евразийский – 150 млрд, Цеснабанк – 100 млрд, АТФБанк – 100 млрд, и БЦК – 60 млрд). Тогда Нацбанк говорил, что этих денег вполне достаточно, чтобы восстановить финансовую устойчивость этих банков. Однако это оказалось не так, ситуация в Цеснабанке и RBK очень быстро вышла из-под контроля, и на них были потрачены дополнительное громадные государственные деньги.

Сейчас, если окажется, что в дополнительной помощи нуждаются банки, которые уже получали госпомощь, начиная с 2017 года, «то это уже ни в какие ворота не лезет», логично предположил экономист.

- В любом случае можно сказать, что прошлая программа по оздоровлению банков оказалась очень неэффективной, и где гарантии, что новая будет более результативной? Поэтому перед тем, как оказывать хоть какую-то дополнительную госпомощь банкам, Нацбанк должен решить эти две большие проблемы у себя самого, а иначе трудности в банках никогда не закончатся, - предрек эксперт.

Что же касается того, какому банку и как оказывать помощь, то здесь нужно использовать международный опыт, в частности рекомендации МВФ, считает Темирханов.

- Во-первых, государственная помощь должна быть любыми способами минимизирована и должна оказываться только системообразующим банкам. Бремя по оздоровлению банков должно ложиться на их акционеров, а не налогоплательщиков. Также государственная помощь должна идти только из госбюджета. Госпомощь за счёт необеспеченной эмиссии денег Нацбанком неприемлема с любой точки зрения, - перечислил он. - Как я отмечал ранее, из 4,8 трлн тенге, потраченных на спасение банков с 2017 года, 2,7 трлн тенге были профинансированы Нацбанком за счёт печатного станка. Такие объёмы необеспеченной эмиссии денег однозначно сильно давили и давят на инфляцию и девальвацию тенге в стране. В таких условиях очень трудно развивать рыночную экономику в Казахстане. Печатный станок надо срочно остановить.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов предположил, что стопроцентного решения спасать банки госсредствами не было.

- Есть мнение, предложение, план – реакцию общества на который сейчас «снимают» через СМИ, - считает он. - Лично я категорически против помощи банкам из государственных средств. Думаю, у спасения может быть два аргумента. Первый - дело в политических соображениях. За многими банками стоят известные во всей стране люди, занимающие ответственные должности. И сейчас, на этапе политического транзита, спокойное поведение официальных и неофициальных акционеров банков очень важно. Взять даже национализацию БТА Банка – проблем там на годы работы всем госорганам, потому что акционер знает многие конфиденциальные вопросы, которые до сих пор старается не озвучивать. Второй аргумент – с момента начала государственной помощи банкам в 2009 году она никогда не прекращалась. И если закрыть проблемный банк – надо будет признать убытки госдепозитов, госвливаний в этот банк. Следовательно, лица, которые выделяли средства в эти банки, должны будут нести ответственность. Взять ситуацию с Астана LRT и Банком Астаны – такое может повториться.

Однако в финансах и в проектном управлении есть такое понятие – sunk cost, то есть уже состоявшийся убыток, который всё ещё держат на балансе и пытаются даже инвестировать в такой проект, в слабой надежде выправить ситуацию, объяснил эксперт.

- И тогда кто-то из руководства компании должен взять на себя ответственность и закрыть проект. Это может сделать далеко не каждый, - посетовал он.

Если же, паче чаяния, новая «инъекция» всё же будет сделана, то «миллиард, скорее всего, возьмут из ликвидности, которая сейчас припаркована в нотах Нацбанка».

- Положа руку на сердце – там в значительной степени деньги квазигоссектора, который боится исполнять свои инвестиционные программы и пытается зарабатывать на процентах, размещая деньги на депозитах в банки, - сделал он вывод.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
16738 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить