Минфин РК перепутал легализацию и декларацию о доходах

27565

Идея легализации зарубежной недвижимости казахстанцев потерпела фиаско: подано всего 14 заявлений. Власти Казахстана надеются активизировать процесс, уверяя, что это последняя возможность узаконить владение такой недвижимостью. Однако председатель Национального фонда развития финансовых услуг Михаил Кленчин убеждён: далеко не всем, имеющим собственность за границей, нужно спешить в комиссии по легализации

Михаил Кленчин.

В Казахстане этот процесс идет активнее: по данным на 6 июня, уже поступило почти 35 тыс. заявлений на легализацию имущества, находящегося на территории страны. По зарубежному же имуществу подано 17 заявлений, при этом касаются недвижимости только 14 из них.

FВ последнее время Минфин РК всё чаще сетует на низкую активность граждан в легализации зарубежной недвижимости. Почему эта акция не нашла отклика у казахстанцев, владеющих такими объектами?

– Для начала нужно понять, что есть легализация. Это процедура признания государством прав на имущество, выведенное из законного экономического оборота в целях сокрытия доходов и (или) не оформленное в соответствии с законодательством РК либо оформленное на ненадлежащее лицо.

Легализации подлежат деньги, ценные бумаги, доли участия в юридических лицах, оформленное на других лиц недвижимое имущество, незарегистрированные здания и строения на территории РК, а также недвижимое имущество за рубежом.

При этом, если суть и смысл легализации, например, денег или неоформленной недвижимости внутри страны понятны, то с легализацией недвижимости за границей не всё так просто.

Дело в том, что само по себе понятие «легализация» подразумевает процесс перехода от нелегального статуса к легальному. То есть легализовать или узаконить можно только то, что является незаконным.

FИначе говоря, для того, чтобы продать что-нибудь ненужное – надо сначала купить что-нибудь ненужное. То же и с легализацией: чтобы легализовать что-то незаконное, нужно сначала незаконно что-то купить?

– В том-то и дело, что приобретать недвижимость за границей казахстанским законодательством не запрещено, поэтому сам по себе факт приобретения не может быть незаконным деянием.

Более того, никакими законодательными актами не предусмотрено обязанности ставить государство в известность о покупке. Таким образом, есть ли смысл легализовать, то есть узаконить то, что и так уже законно?

FЗначит, если человек купил недвижимость за рубежом законно, тогда и легализации она не подлежит?

– Покупка покупке рознь, и их нужно различать. Если человек имеет ежемесячный доход 100 тыс. тенге, наследства не получал и в лотерею не выигрывал, но вдруг покупает за границей дом на берегу океана стоимостью в десятки миллионов долларов – это одно, а вот когда гражданин покупает недвижимость за рубежом на честно заработанные средства, источник происхождения которых он может в любой момент подтвердить, то и требований по легализации к нему не должно поступать.

При этом обратите внимание на то, что в нашем обществе активно муссируется идея о том, что всем и каждому, имеющему зарубежную недвижимость, обязательно необходимо ее «легализовать». Но это абсурд и подмена понятий, которая нисколько не выгодна гражданам, а только лишь Министерству финансов РК.

FХочу получить от вас как юриста однозначный ответ. Если гражданин Казахстана легально приобретал эту недвижимость на легальные (с уплатой всех налогов) деньги, должен ли он снова платить 10-процентный налог с этой недвижимости в бюджет РК?

– Совершенно верно: за легализацию взимается сбор в размере 10% от стоимости приобретения или оценочной стоимости имущества, находящегося за пределами территории РК. Однако в случае, если казахстанец, как я уже сказал, приобрел иностранную недвижимость на честно заработанные деньги, то какой смысл ему нести дополнительные расходы, оплачивать сбор - ради чего? У него и так всё легально, недвижимость за рубежом приобретена законно, надлежаще оформлена, никого в известность он ставить не обязан. Разумеется, для такого лица процедура легализации попросту бессмысленна.

FТогда почему Минфин продолжает настойчиво призывать граждан подавать заявления о легализации зарубежной недвижимости?

– Налоговые органы должны, в силу своих функциональных обязанностей, осуществлять не только налоговый контроль, но и отслеживать движение капитала. А учитывая, что законом не предусмотрено обязанности ставить государство в известность о приобретении зарубежной недвижимости, такие факты налоговым органам выявлять крайне сложно.

Поэтому, конечно же, им гораздо проще переложить это на плечи самих же налогоплательщиков – под видом легализации вынудить их, так сказать, хотя бы показать наличие такого недвижимого имущества за границей.

FПо идее, налоговые органы могли бы требовать не легализации, а лишь – декларации имущества за рубежом…

– Совершенно верно. Конечно же, государству желательно бы иметь сведения о зарубежных активах, которыми владеют граждане. Более того, это очень важно и даже необходимо, в том числе для планирования и расчетов. Но тогда следует попросту законодательно ввести обязанность граждан ставить в известность о покупке - и всё. Не нужно морочить людям голову и создавать иллюзию о том, что все обязаны легализовать недвижимость за рубежом, поскольку это не так.

FА что значит формулировка о необходимости легализации недвижимости, оформленной на подставных лиц?

– Не буду комментировать этот вопрос с юридической точки зрения. Это вообще абсурд. Просто представьте себе ситуацию – человек, получив в Казахстане решение о легализации недвижимости в Лондоне, оформленной на другое лицо, приходит в регистрирующий орган Великобритании и требует, чтобы они исполнили казахстанское решение и перерегистрировали старинный замок на его имя. Согласитесь, смешно звучит.

FНу а если серьезно, что вы предлагаете?

– Министерству финансов РК необходимо либо дать соответствующие разъяснения по наиболее неясным моментам, либо инициировать внесение ряда изменений в Закон РК «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества».

При этом совершенно очевидно, что срок легализации необходимо продлить. Возможно, имеет смысл пересмотреть норму о сборе либо исключить его в некоторых случаях. Нужно проработать механизмы легализации имущества, которое приобретено не прямо, а путем покупки долей или акций иностранных компаний за рубежом, а, в свою очередь, такие компании являются собственниками крупных активов. Следует также детализировать процедуру проведения оценки – как, исходя из каких критериев и согласно отчетам каких оценщиков, следует определять стоимость зарубежной недвижимости. Пока же в этих вопросах - сплошные пробелы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить