9 рекомендаций, которые помогут банкам правильно управлять рисками

7151

Внутри банковского сектора Казахстана крепнет единство мнений относительно сути надежного управления рисками, но осуществление такового на практике пока сложная задача, считают эксперты компании "Делойт"

фото: Visage/StockByte RF/fotobank.ru

38 банков второго уровня в настоящее время осуществляют деятельность в Казахстане. Для почти 17-миллионного населения это солидное число, но вполне обычное, если сравнивать с другими странами СНГ. Финансовый кризис 2008–2009 не обошел стороной Казахстан, серьезно пошатнув его финансовый рынок и экономический рост. И хотя страна в значительной степени смогла восстановиться после спада в экономике, в секторе финансовых услуг остались «следы» в виде высокого процента безнадежных кредитов.

Кризис помог осознать, насколько важно согласовывать инициативы по развитию бизнеса с задачами управления рисками, чтобы не принять на себя чрезмерные риски. Он ускорил процесс внесения изменений в регулирующие документы и принципы государственного надзора. «Делойт» определил четыре фундаментальных фактора, которые особенно важны при рассмотрении практики управления рисками в Казахстане. А именно: изменения в соответствующем законодательстве; организация управления рисками; отчетность и работа с данными; культура управления рисками. 

Что изменилось

Последние несколько лет были отмечены целым рядом масштабных изменений в соответствующей законодательной базе разных стран. Основные реформы были направлены на создание более стабильной и прозрачной финансовой системы. С нормативно-правовой средой связаны самые большие трудности, с которыми сталкиваются финансовые институты. В государствах и юрисдикциях по всему миру, в том числе в Казахстане, были введены новые требования к капиталу, отчетности и компенсациям.

Так, недавно в Казахстане были инициированы, помимо прочих, некоторые инструменты регулирования банковского сектора. Среди них Базельское соглашение III, которое будет внедряться поэтапно и повлечет требования более высокого качества и размера капитала, а также большей ликвидности. К этим же инструментам можно отнести введение Нацбанком условия для всех банков по снижению доли невозвратных кредитов. Кроме того, повышены требования к собственному капиталу банков. Последним также предъявлены новые нормы в отношении системы управления рисками и средств внутреннего контроля, которые должны быть выполнены к 1 января 2015 (Инструкция №29).

Несмотря на уже вступившие в силу и объявленные значительные изменения в законодательстве, банки должны быть готовы к дальнейшему развитию событий, ведь ожидается, что законодатели, в том числе международные, равно как и другие заинтересованные стороны, могут повысить планку в отношении управления рисками в секторе финансовых услуг.

Изменение действующей модели 

Изменения в законодательной базе привели к серьезным испытаниям для моделей ведения банковского бизнеса. Пересмотр стратегии управления в условиях неопределенности сложен и отнимает огромное количество времени у топ-менеджмента. В сравнении с докризисным периодом во всем мире возросло внимание правлений банков и их комитетов к управлению рисками. Определенные улучшения в этом вопросе можно отметить в Казахстане. Но в целом, чтобы соответствовать международным стандартам, банкам страны еще предстоит поработать над целым рядом вопросов – участия высшего руководства в управлении рисками, надзора со стороны правления за этой функцией, ответственности и полномочий отдела управления рисками.

Отчетность и управление данными 

Как показывают исследования «Делойт», в глобальной банковской индустрии назревает необходимость реорганизации операционных процессов, отчетности и управления данными. Это позволит более эффективно отбирать сведения для заинтересованных лиц и представлять их в формате, который требуется по закону и наиболее удобен для тех, кто принимает решения в самом банке. Не является исключением и Казахстан, где БВУ сталкиваются с законодательными требованиями в отношении внедрения средств внутреннего контроля и управления рисками. Может возникнуть нежелательная тенденция, когда банки будут все больше сосредоточены на формальном соответствии этим требованиям, нежели на действительной реализации процессов управления рисками, формирования отчетности и распределения ответственности внутри института.

Культура управления рисками

Глобальные тенденции свидетельствуют о возобновлении внимания к так называемой культуре риска, а именно к поддержанию некоего баланса между культурой штата, который стремится наращивать объем продаж, и культурой ведения бизнеса, которая ставит риски во главу угла. Поддержание такого баланса является пока одной из основных трудностей в организации бизнеса. Упомянутая тенденция не столь заметна в Казахстане в связи со спецификой местного рынка. 

Что ждет впереди

Хотя внутри банковского сектора крепнет единство мнений относительно того, что такое надежное управление рисками, определение его принципиальных параметров по-прежнему вызывает трудности. В банковской среде есть понимание того, что необходимо формировать устойчивую культуру управления рисками, разрабатывать, обсуждать и внедрять эффективную систему управления рисками, усиливать роль правления банков и его комитетов в этой работе, роль основного риск-менеджера. Однако реализовать на практике эти рекомендации по-прежнему сложно.

Исходя из уровня зрелости процессов управления рисками в Казахстане, законодательных требований, ожиданий со стороны заинтересованных лиц и общественности, следует рассмотреть ряд задач.

  • Во-первых, это объединение ключевых заинтересованных лиц с целью оценки действующей модели управления рисками в банках и построения действенной структуры управления.
  • Во-вторых, определение лидирующей роли совета директоров и высшего руководства банка в управлении рисками и поощрение культуры, основанной на понимании важности управления рисками на всех уровнях ведения банковского бизнеса.
  • В-третьих, в целях внедрения эффективной структуры управления – разработка верного формата предоставления информации с учетом специфики целевой аудитории.
  • В-четвертых, согласование новых программ с уже существующими процессами управления рисками.
  • В-пятых, построение системы отчетности для отслеживания соблюдения требований и оценки достижения целей.
  • В-шестых, регламентирование роли основного риск-менеджера, комитетов по управлению рисками, менеджеров отделов, высшего руководства и внутреннего аудита в рамках новой модели. Сведение к минимуму дублирования функций или, напротив, их упущения при регламентировании работы комитетов правления.
  • В-седьмых, распределение ответственности исполнителей за результаты деятельности и информирование о последствиях несоблюдения требований.
  • В-восьмых, при необходимости обновление качества данных по рискам и технологической инфраструктуры.
  • В-девятых, периодическая оценка того, соответствует ли структура управления рисками нормативно-правовой базе и ожиданиям заинтересованных сторон.
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить