«Крепостник не станет спать на сеновале вповалку с косарями»

26189

Известный казахстанский экономист, кандидат технических наук Пётр Своик завершает подведение итогов уходящего года в мировой и отечественной экономике

Питер Брейгель. Притча о слепых.

Окончание. Начало см. здесь.

«Какого рожна Нацбанк полез в пенсионный возраст женщин?!»

F: Таргетирование инфляции в ряде развитых стран увязывается центральными банками с уровнем безработицы в них. Руководство нашего Нацбанка – прежнее и нынешнее – решительно высказывается против расширения его мандата в этом направлении. Каково ваше мнение по этому поводу?

Фото из семейного архива
Пётр Своик.

- Нацбанк как монетарный орган может оказывать влияние на целый ряд экономических параметров - в том числе и на уровень безработицы. Но не более чем своей монетарной политикой – через изменение количества денег в экономике, их стоимости и условий доступности. Но к нашему Нацбанку все это не имеет отношения. Он – всего лишь замыкающий обменник на валютной бирже, сам находящийся в заложниках «свободно» складывающегося внешнего платежного баланса Казахстана. Примерно как швейцар, распахивающий двери перед входящими и выходящими посетителями. Единственное, чем он сам может воздействовать на приток или отток нефтедолларов, – это изменение курса доллара «внутреннего», тенге, по отношению к доллару внешнему.

Законодательное установление, что «основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан» (статья 7 закона о Национальном банке РК) - это, извините, ерунда. В ценовой политике, может быть, замечательно разбирается руководитель Нацбанка лично, однако влияние на цены НБРК как институт оказывает только монетарное, но никак не общее. При этом монетарный вклад регулятора в ценовую ситуацию в стране – сплошь негативный. Это и удвоенная-утроенная (против долларовой метрополии) стоимость денег вообще, и кредитов, в частности. И это повышенный инфляционный фон в результате переполнения внутренней экономики нефтедолларами вообще и их тенговым отражением, в частности.

Так что возражения против обременения мандата Нацбанка еще и борьбой с безработицей – они резонны. Но тогда какого рожна регулятор полез в разборки с пенсионным возрастом женщин, которые его функционально никак не касаются? И почему не открещивается от «поддержания стабильности цен», а, наоборот, охотно берет на себя эту роль, являясь, по существу, провокатором повышенной монетарной ценовой составляющей?

«Марченко очень вовремя соскочил»

F: Раз уж речь зашла о прежнем руководстве Нацбанка, то что хорошего и что плохого в том наследии, которое оставил после себя Григорий Марченко в финансовой системе?

- И хорошее, и плохое - в том, что г-н Марченко органичен для той, по сути, колониальной монетарной и экономической модели, которая сложилась у нас в стране. Быть действительно высококлассным специалистом, внушать и себе, и окружающим веру в правильность и успех своего дела - и нисколько не мучиться сомнениями! Но правильно ли это в принципе?

Взять накопительную пенсионную систему: искусственность ее создания и вытекающий из этого неизбежно тупиковый результат были очевидны еще в момент ее запуска в 1998. Однако Григорий Александрович, думаю, и сейчас совершенно уверен, что все было сделано (при нем, по крайней мере) правильно. Или та же повышенная стоимость кредитов: надо иметь особое строение головного мозга, чтобы, профессионально понимая губительность такого кредитования для национальной экономики, оправдывать сознательное поддержание высокой стоимости денег в стране, ничуть не сомневаясь при этом в собственном профессионализме.

Опять-таки высочайший профессионализм Марченко проявился и в том, что он очень вовремя «соскочил» и сохранил за собой право со стороны рассказывать, в результате каких неправильных (не его) действий монетарно-финансовый блок Казахстана накопил столько нерешенных проблем.

«Келимбетов скорее присутствует при принятии решений, нежели их принимает»

F: За первые месяцы своего руководства Нацбанком его новый председатель Кайрат Келимбетов практически ничем не проявил свои намерения по реформированию регулятора и финансовой системы. Чем можно объяснить такую выжидательную позицию?

- Именно так г-н Келимбетов вел себя и раньше – всю свою карьеру. Благодаря чему она, собственно, и состоялась. Он, с одной стороны, реально один из грамотнейших и опытнейших специалистов по макроэкономике у нас в стране, а с другой – ну совершенно ничем не зарекомендовал себя на этом поприще. За ним не числится ни одного задуманного и осуществленного «прорывного» проекта. Однако не правы и те, кто приписывает ему множество провальных начинаний, - Кайрат Келимбетов скорее присутствует при принятии решений, нежели их принимает.

«Наша экономика воспроизводит феодальное хозяйствование»

F: В этом году в банковском секторе особенно ярко проявилось, как государство пытается решать свои проблемы за счет олигархов, пытаясь, например, «спихнуть» на них национализированные банки. Тем не менее, делистинг акций компании ENRC в Лондоне показал, что выбранная в Казахстане форма государственно-частного партнерства (ГЧП) с участием олигархов не приветствуется цивилизованными инвесторами на Западе. Можно ли ожидать, что постепенно и другим олигархам придется перейти к закрытой, непубличной форме организации бизнеса? Может быть, и Казахстанская фондовая биржа не нужна?

- И мировая фондовая биржа в нынешнем ее откровенно спекулятивном виде не нужна! Как раз мировой биржевой пузырь, по всей видимости, станет и запалом, и костром, в котором начнет выгорать однополярное глобальное ростовщичество. А в отношении не оправдывающихся надежд на ГЧП пора бы получше разглядеть его природу, точнее, природу нашего государства. Оно вполне современное, во многих своих проявлениях. Но в не меньшей степени и архаическое – где-то периода раннего формирования наследственных феодальных монархий. Потому-то и наша экономика одновременно воспроизводит натуральное феодальное хозяйствование в экспортно-сырьевом виде.

В принципе же в феодальном бизнес-государстве основополагающего биржевого требования – публичности компании-эмитента - не может быть в принципе. Это все равно, чтобы потребовать от боярина-крепостника разуться и пахать поле вместе с простолюдинами, а потом еще и с барыней спать на сеновале вповалку с косарями.

ENRC до поры до времени изображала респектабельность. А джентльмены  из лондонского биржевого клуба, пока это приносило хорошие деньги, делали вид, что принимают эту компанию за «почти публичную». Но настали суровые времена и - «ничего личного, только бизнес». Надо хорошо понимать: развитый Запад ничуть не заблуждается насчет «продвинутости» нефтяных режимов, с которыми сотрудничает. И когда надо – всегда укажет им и их компаниям свое место.

«Реформирование пенсионной системы не требует демократических реформ»

F: Реформирование пенсионной системы стало одной из главных тем для дискуссий и публичных протестов, а также смены руководства Минтруда и соцзащиты наряду с Нацбанком. Вы были активным участником дебатов по этой теме и представили свои альтернативные предложения. Как намерены продвигать их в дальнейшем?

- Идея инвестирования пенсионных накоплений в национальную экономическую инфраструктуру: энергетику, транспорт, ЖКХ – очень правильная, чрезвычайно заманчивая и многообещающая. Причем осуществление ее не требует демократических реформ – при президентском авторитаризме это даже проще. И всего-то ничего требуется - обеспечить прозрачность тарифной политики и контроль за эффективностью вложений. Но нынешним властям это не по силам. В организационном плане – слишком много надо менять в Агентстве по регулированию естественных монополий и Мининдустрии и новых технологий. А в идеологическом плане и того хуже: производительное инвестирование никак не вписывается во вдолбленное в головы наших руководящих «макроэкономистов» понимание инвестирования исключительно в «портфельном» варианте – в разного рода «ценные бумаги».

«Кашаган – чемодан без ручки»

F: Кашаган стал одним из главных несостоявшихся событий уходящего года, так как добыча нефти на нем остановлена и страна не получит запланированных нефтедолларов с этого месторождения. Хорошо это или плохо для экономики?

- Кашаган становится для Казахстана эдаким дорогим и престижным «чемоданом без ручки». Цены на нефть уже не растут, и дальнейшие их перспективы скорее на снижение. Да и в целом мировая экономика, конечно же, успеет уйти от геополитической нефтяной зависимости гораздо раньше, чем исчерпается вся нефть. Это, собственно, уже и происходит. Тем не менее, Кашаган – геополитический объект на обозримые годы вперед, таким и останется. Насчет же конкретных выгод для Казахстана, то здесь скорее проигрыш. Хорошо, если какие-то отчисления от нефтяных продаж компенсируют уменьшение притока инвестиций в строительство объектов Кашагана, когда оно, наконец, закончится. А ведь этот приток в значительной степени поддерживает сальдо платежного баланса Казахстана, без него уберегать тенге от девальвации будет много труднее.

Год простоять да другой продержаться

F: Ваш экономический прогноз на грядущий Год Лошади?

- Если не случится политического форс-мажора, это будет год накопления тех же проблем, но без явных срывов, так как ресурсы для поддержания нынешней политики у правительства еще достаточны. Да, золотовалютные резервы расходуются, но в целом валютный излишек платежного баланса имеется, и немалый – в виде отлагаемого в Национальный фонд, которого может хватить надолго. Во всяком случае, до прихода «второй волны» мирового кризиса, в которой иностранные «ценные бумаги» Национального фонда будут как-то переоценены или вообще обесценены. Положение сырьевого и монетарного придатка, да еще и «многовекторного», - оно по-своему и комфортно и надежно.

Из ближайших же экономических вызовов наибольшие испытания несет ожидаемый отказ ФРС США от «количественного смягчения». Конкретно на нас это скажется относительным понижением мирового сырьевого спроса и уменьшением «биржевой ренты» в ценах на нефть и сырые металлы.

В целом же в 2014 правительству останется только одно – всячески консервировать ситуацию, поддерживая относительную стабильность: курса тенге, банков, цен на рынке. Задача – продержаться до всеми ожидаемых политических перемен. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить