Миннацэкономики не хочет отменять налоги по списанным кредитам

8837

Банки не станут участвовать в программе рефинансирования проблемных заемщиков, пока в Казахстане не будут внесены поправки в Налоговый кодекс. Об этом в понедельник, 6 апреля, на пресс-конференции в Алматы сообщили руководители Национального фонда развития финансовых услуг

Фото: Роман Суханов
Михаил Кленчин.

Как уже сообщал Forbes.kz, 11 февраля 2015 президент поручил правительству выделить 130 млрд тенге для решения проблем заемщиков. Предполагается, что эти деньги выдаст Нацбанк через Фонд проблемных кредитов, и они пойдут на рефинансирование остатка основного долга, не превышающего $200 тыс. Рефинансирование будет осуществляться путем выдачи нового займа со сниженной ставкой в 3% годовых, сроком на 20 лет и без комиссий. При этом банки полностью простят проблемным заемщикам банковское вознаграждение и все суммы пени по старому кредиту. Но, по словам руководителей Национального фонда развития финансовых услуг (НФРФУ), при нынешнем законодательстве реализация этой программы невозможна.

Андрей Ли.

Как рассказал заместитель председателя НФРФУ Андрей ЛИ, существующий в Казахстане корпоративный подоходный налог (КПН), или налог на прибыль, действует и в банковской сфере. При получении вознаграждения от займа, пени за просрочку и штрафа банк обязан выплатить КПН в размере 20%. Например, если кредитор получает доход от кредита в сумме 500 тыс. тенге, то после получения этих денег должен выплатить КПН в размере 100 тыс. тенге.

Оказывается, согласно Налоговому кодексу, при списании долгов и пеней банк по-прежнему обязать оплатить КПН даже со списанной суммы, хотя реально это финучреждение и не получило доход. Более того, и заемщик - частное лицо обязан заплатить 10% индивидуального подоходного налога (ИПН) на ту сумму, которую ему простил банк. Таким образом, налог по списанным кредитам, пеням и штрафам доходит до 30% от списанной суммы. По словам председателя НФРФУ Михаила Кленчина, заемщики, оказавшиеся у разбитого корыта, не в состоянии выплатить ИПН. Так же, как и банки, которые и без выплаты налога терпят убытки, списывая долги.

- Банки просят дать законодательную возможность не платить ИПН и КПН при списании долгов. Для этого нужно внесение изменений в Налоговый кодекс, а это может сделать только парламент. Но, чтобы депутаты рассмотрели вопрос принятия этих поправок в Налоговый кодекс, необходимо одобрение профильного ведомства. Это – Министерство национальной экономики, в которую вошла и налоговая служба, - рассказывает Михаил Кленчин. – Но в течение многих лет налоговики отказывали в этом Ассоциации финансистов Казахстана и Национальному банку.

Хотя проблема с ИПН и КПН по списанным кредитам давняя, обострилась она вновь этой весной, когда президент поручил правительству выделить 130 млрд тенге на решение проблем ипотечных займов. В марте руководство Нацбанка обратилось с письмом в Министерство национальной экономики с просьбой инициировать поправки в Налоговый кодекс. В Нацбанк пришел ответ за подписью первого заместителя министра нацэкономики Марата Кусаинова. На пресс-конференции продемонстрировали это письмо, где сказано: «… предложение по внесению поправок в Налоговый кодекс… не поддерживается».

Михаил Кленчин вкратце изложил доводы министерства.

- У них только два основания, и оба, я считаю, абсурдные, - говорит спикер. - Первое - то, что бюджет недополучит денег, 30% от списанной суммы. Но давайте посмотрим на ситуацию реально: много лет банки не списывают и не прощают задолженность, потому им проще копить огромный «плохой» портфель, чтобы не выплачивать налоги. В общем, бюджет и так ничего не получал. Второе основание: в Налоговом кодексе вроде и так предусмотрена возможность такого списания. Да, но только в случае, когда заемщик признан судом безвестно отсутствующим или умершим. Но процент таких заемщиков мизерный.

По словам Кленчина, если ситуация не изменится, банки просто откажутся участвовать в программе, инициированной президентом.

- Таким образом, в результате бездействия налоговиков и Министерства национальной экономики реализация программы оказалась под угрозой. Нацбанк и банки второго уровня в этом не виноваты, - подчеркнул Кленчин.

Уже после завершения пресс-конференции обозреватель Forbes.kz задал вопрос Михаилу Кленчину.

F: Вы говорите, что программа помощи ипотечникам не может быть реализована. Но почему государство вообще должно помогать должникам?

- Угроза срыва программы помощи заемщикам по ипотечным жилищным займам – это лишь верхушка айсберга, то есть малая часть проблемы, которую давно уже нужно решать. Ведь в Казахстане доля проблемных кредитов по ипотечным жилищным займам составляет только 570 млрд тенге, а всего проблемных кредитов в Казахстане в семь раз больше - 4 трлн тенге.

Этот снежный ком копился долгие годы, что привело к ряду негативных последствий. Во-первых, это социальная напряженность. Так, многие физические лица, получившие займы в 2004-2009, пережили две девальвации и не в состоянии оплачивать кредиты. Они настроены агрессивно и готовы идти на крайние меры, а это чревато, потому как обстановка может стать взрывоопасной.

Во-вторых, казахстанским банкам присваиваются низкие рейтинги – это происходит, в том числе, из-за огромного объема «плохих кредитов». В результате ухудшается инвестиционный климат в целом, инвесторы, видя такие нелицеприятные цифры, не вдаваясь в подробности, отметают даже саму возможность инвестирования.

В-третьих, банки, даже понимая, что они уже не получат денег от заемщиков, продолжают из года в год учитывать суммы долга в балансе, что искажает реальную статистику.

Поэтому необходимость разрешения этой проблемы назрела давно. Нельзя продолжать уподобляться страусу, прячущему голову в песок. Нужно признать проблему, выработать решение, сделать соответствующие выводы и не допустить подобного в будущем. Здесь уже затрагиваются общегосударственные интересы, а также стабильность всей экономики страны,  поскольку именно банки обеспечивают ее работоспособность. И если что-либо препятствует банкам, то это немедленно отражается на стоимости кредитов для бизнеса, на ставках по банковским вкладам, негативно сказывается на других условиях.

Президент уже озвучивал ранее, что и речи быть не может о прощении тех сумм, которые фактически были получены в банке, их придется возвращать в любом случае, то есть основной долг. Но зато его предполагается рефинансировать с уменьшением под минимальный процент – 3% годовых.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить