Казахстанцы кинулись снимать деньги с депозитов. И столкнулись с проблемами

51117

Forbes.kz выяснил, как обстоят дела с обналичиванием денег в отделениях казахстанских банков

ФОТО: pexels.com/Tima

Последние две недели казахстанцы стали особенно переживать за свои сбережения. Западные санкции в отношении российских банков, уход с соседнего рынка систем Visa и Mastercard, ограничения на снятие валюты в России и резкое обесценение тенге — все это заставило казахстанцев бежать в банки и «облегчать» свои депозиты. Многие казахстанцы боятся возможных перебоев в работе банков и в Казахстане. Причем люди не просто стали активно «переворачиваться» в доллары — они просто в панике пытаются вывести часть своих сбережений со счетов и депозитов в нал. Насколько безопасно хранить наличные под матрасом — большой вопрос, но мы не об этом. Forbes.kz решил выяснить, как обстоят дела с наличкой в казахстанских банках.

Вопрос этот вовсе не праздный. Редакции стали известны случаи, когда в марте при обращении в банки казахстанцы не смогли сразу получить нужную им сумму. В первую очередь это касается валюты. Так, по рассказам одного из наших читателей, на выходных с 6 по 8 марта он не смог сразу получить в отделениях одного из крупных банков свои деньги - ни в долларах, ни в тенге. Как заявили сотрудники этого финансового института, о снятии крупной суммы в тенге надо было предупредить банк заранее. А в долларах кассир отдала последнюю имеющуюся в отделении наличку - $500. При этом обменные операции в банке в принципе были закрыты.

Алмас Мухаметов
ФОТО: личный архив
Алмас Мухаметов

С похожей ситуация столкнулись и бизнесмены, в частности, герой нашей публикации Алмас Мухаметов. 1 марта предприниматель обратился в свой банк с запросом снять доллары для оплаты материалов из Китая для своего производства медизделий. Зная, что нужная ему сумма в $5 тыс. может быть обналичена только по предварительной заявке, Алмас сразу подал необходимый запрос, однако получил отказ от банка.

- Я подал предварительную заявку на 4 марта на снятие $5 тыс. Мне ее отменили. Я повторно подал заявку на 9 марта, на что получил ответ, что и в этот день я не смогу получить свои деньги - валюты нет. Мне предлагали выдать средства в тенге по текущему официальному курсу, чтобы я их обменял в другом месте. Но при таком раскладе я бы потерял достаточно внушительную сумму. Тогда я просто пришел в отделение, но не смог получить даже $100. Ответ один – валюты нет. В итоге меня поставили на очередь и пообещали выдать деньги в ближайшее время, - рассказывает Алмас Мухаметов.

И случаи эти не единичны. Forbes.kz решил выяснить, в чем дело и на самом ли деле в отделениях казахстанских банков не хватает наличных. Мы отправили запросы практически во все крупные банки Казахстана.

Редакции ответили не все. Мы также обратились с запросом в Национальный банк РК, но и от финрегулятора ответа не последовало. За разъяснением ситуации был направлен запрос и в Ассоциацию финансистов Казахстана, где ответили, что также не могут получить информацию от некоторых банков, а потому и дать ответы на наши вопросы не могут.

Что же ответили банки?

Так, в Forte Bank заявили, что «ограничения отсутствуют. Проблем с валютой и/или тенге нет. Процесс снятия стандартный. При отсутствии крупной суммы в момент обращения в отделении банка оформляется заявка».

В Altyn Bank сказали, что все операции также проводятся в штатном режиме. «В данный момент выдача наличных денег в национальной и иностранной валюте осуществляется в штатном режиме. Клиенту необходимо уведомить банк не менее чем за три рабочих дня о снятии наличных денег в тенге, долларах, евро, юанях, фунтах на сумму более 5 млн тенге, $5 тыс., 10 тыс. евро или 10 тыс. фунтов», - говорится в сообщении Altyn Bank.

Нурбанк также заверил, что проблем с наличностью нет, равно как и новых ограничений на ее снятие. А сама процедура по обналичиванию крупных сумм проводится в стандартном режиме - по предварительной заявке.

«Выдача наличных денег осуществляется на основании расходных кассовых документов – это чек и расходный кассовый ордер. Выдача наличных денег клиенту - юридическому лицу осуществляется по заявке на получение наличных денег, представленной не позднее одного рабочего дня до выдачи наличных денег, в порядке, установленном внутренними документами банка», - объяснили в пресс-службе Нурбанка.

Что же касается снятия денег физическими лицами, то здесь тоже все осталось без изменений. «Физические лица должны предоставлять банку кассовую заявку на получение наличных денег за один операционный день до предполагаемой даты получения наличных денег с банковского текущего счета в случаях, когда сумма выдаваемых наличных денег превышает 3 млн тенге (или эквивалент указанной суммы в иностранной валюте по официальному курсу НБ РК на день предоставления заявки). Выдача наличных денег осуществляется в порядке, установленном законодательством РК. Следует отметить, что ситуация с выводом наличных денег в БВУ зависит от принимаемых мер нашим правительством, Нацбанком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АФР)», - резюмировали в Нурбанке.

В Альфа-Банке заверили, что запас тенге в отделениях достаточный, а для непрерывного обеспечения валютной наличности в кассах банк, как и все другие БВУ страны, активно сотрудничает с НБ РК. Здесь также нет новых ограничений и правил по обналичиванию денег.

«Для юрлиц ограничений по снятию денег нет. При снятии суммы свыше 2 млн тенге или эквивалентной суммы в иностранной валюте клиенту - резиденту и не резиденту предварительно, за 5 календарных дней до даты снятия денег, необходимо предоставить в банк письменную заявку на получение наличных денег. Те же условия касаются и физических лиц. При отсутствии необходимой суммы банк принимает заявку, затем направляет ее в НБ РК, нужную сумму клиент получает уже по факту ее получения банком от Нацбанка», - объяснили в пресс-службе Альфа-Банка.

В Отбасы банке ответили, что «банк работает в штатном режиме, все банковские процессы выполняются, ограничений нет».

В Евразийском банке отметили, что также нет никаких ограничений. Крупные суммы снимаются по предварительной заявке за один рабочий день, и если в определенном отделении нет нужной клиенту суммы, то он может заказать ее на следующий день или проехать в другое отделение банка.

В Сбербанке отметили, что все отделения работают в штатном режиме. Кассы банка своевременно пополняются наличностью для удовлетворения клиентского спроса. Все средства, что находятся на личных счетах клиентов, доступны для снятия в любом отделении банка. «Разграничений для снятия денег физлицами и юрлицами нет. Операции поводятся в рамках действующего законодательства РК. Стоит отметить, что для юридических лиц обналичивание денег хоть в национальной, хоть в иностранной валюте - непопулярная услуга. В основном транзакции проходят по безналичному расчету. В то же время стоит учесть, что для крупных юридических организаций проведение операций и их размер определяется регулятором», - рассказали в пресс-службе Сбербанка.

Во Freedom Finance Bank тоже все спокойно. По их данным, никаких ограничений по снятию тенге и долларов нет, так же как и разграничений для снятия денег физическими и юридическими лицами. «Процедура снятия крупных сумм происходит в соответствии с внутренними правилами Freedom Finance Bank. Так, в случае снятия суммы свыше 20 млн тенге клиенту необходимо за день до снятия подать заявку в банк. Freedom Finance Bank ежедневно проводит мониторинг наличной ликвидности в филиалах и в случае необходимости производит подкрепление», - говорится в сообщении пресс-службы банка.

Но если, по уверениям банков, проблем с наличными нет, тогда почему истории некоторых казахстанцев говорят об обратном? При неофициальном разговоре с пресс-секретарем одного из крупных банков страны мы узнали, что дефицит наличных долларов все же есть, и не только в конкретных банках, а в целом по стране.

Дело в том, что все БВУ получают наличные деньги от Национального банка. Поступления в отделения банков есть, и идут они беспрерывно, однако этих денег не хватает для удовлетворения резко возросшего спроса на валюту. Панические настроения и спровоцировали дефицит валюты в отделениях некоторых банков. «Если один клиент приходит снять $200 тыс., то ему их могут собрать в нескольких отделениях. А следующий придет снять $3-5 тысяч, и этой суммы уже может не быть, так как предыдущий клиент, условно, все забрал. Потому и может сложиться ощущение, что денег нет», - рассказал пресс-секретарь.

Таким образом, если ранее нужные населению суммы были относительно прогнозируемы и банкам нужен был определенный объем валюты на день, то теперь сделать прогноз практически невозможно: растут как суммы для снятия, так и число желающих обналичить свои накопления. Причем в основном эти деньги снимают не для дальнейших покупок, а просто чтобы хранить их у себя дома.

Что же касается тенге, то, по словам нашего собеседника, дефицита национальной валюты в стране нет, так как сами деньги печатаются в Казахстане. Поэтому НБ РК покрывает весь спрос на наличку в тенге.

В целом, по мнению специалистов, этот ажиотаж – временный, так как все платежные системы в Казахстане работают в штатном режиме, все транзакции доступны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить