Какие налоги вырастут в Казахстане в 2014

18970

В этом году в Казахстане ожидается увеличение налогов на транспорт и жилую недвижимость, кроме того, вырастут акцизы на алкоголь и табак

Alex Williamson/Ikon Images RM/Fotobank.ru

Глава государства на открытии третьей сессии парламента пятого созыва поручил правительству и законодательному органу рассмотреть этот вопрос. Данный шаг предпринимается под лозунгом справедливости и целесообразности повышения налоговой нагрузки на владельцев роскошных машин и квартир, однако в итоге коснется многих далеко не богатых граждан страны.

«Потенциал существующей налоговой системы практически исчерпан,заявила председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента Гульжана Карагусова на VIII Казахстанском налоговом форуме, состоявшемся в конце октября в Алматы. – Новый кодекс должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для экономики и особенно малого и среднего бизнеса. В свою очередь, потери бюджета должны быть компенсированы за счет экономической отдачи. С тех пор как принят действующий Налоговый кодекс, прошло пять лет – за это время только наш комитет два раза в год вносил поправки в данный документ. Плюс к этому производились изменения, когда принимались какие-то профильные законы. В целом можно сказать, что структура и логика Налогового кодекса постоянно корректировались».

По словам депутата, в проекте очередного Бюджетного кодекса предусмотрены нормы по реализации новой бюджетной политики, которая была утверждена указом президента. В части усиления нагрузки при налогообложении предметов роскоши, транспортного имущества, табака и алкоголя.

«Серьезная полемика началась вокруг транспортного налога. Предполагалось, что дифференцированный налог будет рассчитываться в зависимости от объема двигателя автомобиля. Но есть малолитражки, стоимость которых выше, чем джипов. Правда, налоговики признались, что пока не готовы рассчитывать ставку, исходя из стоимости авто. В целом транспортный налог очень сложный, об этом говорит и международный опыт. Например, в Западной Европе он является многоуровневым: в первый раз вы платите, когда покупаете машину, а затем налог, который включен в стоимость бензина», – пояснила Карагусова.

К слову, согласно проекту нового Налогового кодекса должны существенно увеличиться ставки для автомобилей с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см. Например, если ранее на двигатели с объемом от 3001 до 3200 куб. см ставка налога составляла 15 МРП, то теперь планируется 35 МРП, для 3500 куб. см – 46 МРП, от 3501 до 4000 куб. см – 66 МРП. Свыше 4000 куб. см без изменения – 117 МРП. Увеличение налога, причем в десятки раз, коснется большегрузных машин – свыше 10 тонн.

После обнародования данного предложения в среде автомобилистов поднялась волна недовольства. Например, Независимый автомобильный союз Казахстана направил письма в адрес разных ветвей власти с просьбой не вводить данные налоги: «С легкой руки разработчиков поправок автомобили с объемом двигателя 3–4 литра вдруг оказались отнесены к предметам роскоши! И это притом что 86% всех авто, зарегистрированных в нашей стране, старше семи лет! Неужели Казахстан можно сравнивать с Эфиопией или Зимбабве, где подержанный 10-летний внедорожник стоимостью $20–40 тыс. считается пределом роскоши?! В России недавно на законодательном уровне определили, что роскошным может считаться автомобиль стоимостью от $100–150 тыс. и возрастом до трех лет – на наш взгляд, подобная оценка является справедливой и для Казахстана».

По утверждению авторов обращения, в случае принятия поправок казахстанцы будут платить транспортного налога больше, чем в Европе: в Германии взнос в казну за машину 2005 года с четырехлитровым двигателем составляет 450 евро (около 90 тыс. тенге), в Англии – 280 фунтов стерлингов (66 тыс. тенге). У нас же за аналогичный автомобиль в случае принятия поправок придется платить 120 тыс. тенге. При этом ни уровень жизни, ни зарплаты граждан Казахстана несопоставимы с европейскими.

Власти прислушались к общественности и добавили в законопроект пункт о том, что новые ставки будут применяться к тем автомобилям, которые будут поставлены на учет с 1 января 2014. «Мы даем выбор автовладельцу после этой даты – может, ему имеет смысл купить авто с меньшим объемом двигателя, но новое», – поясняет Карагусова. Исходя из этого высказывания, наблюдатели тут же сделали вывод, что в новых налогах заинтересованы отечественные производители малолитражек.

«Самым трудным для нас был налог на недвижимость. Созданная комиссия казахстанских экспертов и представителей Всемирного банка выяснила, что в Казахстане существует катастрофическая разница между оценочной стоимостью квадратного метра недвижимости и рыночной. За 10 лет в стране ни разу не менялась оценочная ставка квад­ратного метра. О чем говорить, если для Астаны и Алматы она составляет 30 тыс. тенге, тогда как рыночная – в районе $5 тыс. Причем речь идет не об элитных домах, а о квартирах бизнес-класса», – констатировала депутат.

В итоге базовая стоимость квадратного метра жилья для северной и южной столиц будет повышена с 30 тыс. тенге до 60 тыс. тенге. Для областных центров – с 18 тыс. тенге до 36 тыс. тенге. Для городов районного значения, поселков и сел ставки остаются на прежнем уровне. Исходя из этой оценочной стоимости, будут рассчитываться суммы налога. Ставки расчета не меняются – от 0,05% (это жилье оценочной стоимостью до 1 млн тенге) до 1% (для жилой недвижимости, оцениваемой в сумму свыше 120 млн тенге). Такой расчет приводит Министерство экономики и бюджетного планирования.

 

Также в сообщении ведомства указывается, что новшеством станет градация по площади: квартиры больше 150 кв. м и жилые дома свыше 300 кв. м «налогоплательщику станут обходиться дороже». По данным МЭБП, в стране насчитывается 2,14 млн квартир, из которых 10,1 тыс. - площадью более 150 кв. м. Домов зарегистрировано 2,6 млн, в том числе 34 тыс. - площадью более 300 кв. м. Таким образом, повышение налогов коснется 41,7% объектов жилья в Казахстане.

Вырастет в следующем году и акциз на алкоголь и табачные изделия. «Сейчас по действующей норме ставка акциза для крепкой алкогольной продукции (100-процентный спирт) составляет 500 тенге за литр, а вскоре поднимется до 1000 тенге, то есть увеличение составит 100%. Однако это не значит, что водка подорожает на 1000 тенге, цена алкоголя поднимется незначительно. Если сейчас в среднем бутылка водки стоит примерно 600 тенге, то в будущем будет продаваться по 700 тенге», – заверил глава Налогового комитета Минфина Ануар Жумадильдаев на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК.

Что касается табака, то акциз на него увеличивается в 2 раза. Но опять-таки, по словам чиновников, это не говорит о том, что цена на сигареты автоматически вырастет на столько же. «Составляющая акциза в самой стоимости пачки сигарет небольшая. Если сегодня она стоит, скажем, 200 тенге, то будет – 230 тенге», – пояснил Жумадильдаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить